В дореволюционном Кронштадте было несколько десятков благотворительных заведений и обществ. В 1913 году одних только приютов имелось четыре. Но так было далеко не всегда. Ещё в первой половине XIX века помощь нуждающимся оказывали в основном Церковь и сердобольные граждане.
Первое официальное благотворительное заведение в Кронштадте появилось в 1831 году. Поводом для его учреждения стала, разразившаяся в Петербурге эпидемия холеры, которая естественно не миновала и Кронштадт. Её последствия были тяжелыми. Смертность тогда была очень высокой - в столице только за одну неделю с 21 июня по 27 июня умерло 738 человек. Данных по Кронштадту нет, но и здесь жертв было немало. Огромное количество детей остались сиротами и это обстоятельство заставило власти принять меры. По указу Николая I в Петербурге был образован Сиротский институт при Воспитательном доме.
Начальник Главного морского штаба князь Меншиков обратился к императору с предложением организовать подобное заведение и в Кронштадте. Государь своё согласие дал и, кроме того, разрешил расходовать деньги отпущенные из Морского министерства на борьбу с эпидемией.
Неизвестно сколько детей потеряли родителей в то страшное лето, но приют получили совсем немногие - заведение было расcчитано всего на 17 сирот и открылось 18 (30 по новому стилю) октября 1831 года в доме купца Ковина на Медвежьей (ныне Фейгина) улице.
Правда, уже на следующий год число воспитанников увеличили до 30. Точнее, воспитанниц, так как было принято решение принимать в Сиротский дом только девочек и превратить его в постоянное училище для призрения бедных детей.
Заведение взяла под свою опеку императрица Александра Фёдоровна и пожаловала 5000 рублей для составления запасного капитала, а также 1000 рублей ежегодно на содержание приюта. Именно в такую сумму и обходилась годовая аренда дома на Медвежьей улице.
1 (13 по новому стилю) апреля 1833 года заведение перебралось в дом госпожи Лихониной на Чеботарёвой (ныне Мануильского) улице. Арендная плата при этом увеличилась до 1500 рублей. В августе 1835 года Сиротский дом посетила августейшая чета и Николай I явно оказался недоволен состоянием приюта, так как уже весной следующего года заведение перевели в дом Цыпленкова на Немецкой (ныне Красной) улице с содержанием в 1600 рублей.
Неизвестно как долго у Сиротского дома не было бы собственного помещения, если бы в 1840 году один из самых богатых кронштадтских купцов П.В. Синебрюхов не сделал щедрое пожертвование - 25 000 рублей ассигнациями. Столь крупная сумма позволила наконец-то решить "квартирный вопрос" и в 1842 году привести в порядок ветхий деревянный дом на Петербургской (ныне Ленинградской) улице, уступленный морским ведомством.
В нем заведение и пребывало почти 30 лет пока не пришла большая беда: в сентябре 1870 года Сиротский дом, как и все окрестные дома сгорел во время пожара. Нужно было начинать новое строительство.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...