Встреча доктора юридических наук, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова со школьниками из Луганской Народной Республики, которая прошла 24 сентября 2025 г. в рамках совместного проекта Сретенской духовной академии и Финансового университета: «Наследие: ориентиры будущего». 
Часть 1
А теперь посмотрим, из чего состоит такое понятие, как «нравственный иммунитет». Если «иммунитет» вообще – это способность организма противостоять неким враждебным инфекциям, болезням, сила сопротивления нашего организма, то «нравственный иммунитет» – это сила сопротивления нашей души, нашей совести тому негативному, с чем мы можем столкнуться.
Например, нам говорят: «Давай, сбежим с уроков». А вы отвечаете: «Нет, нехорошо». Или: «Давай сейчас украдем конфеты или сухарики, войдем сейчас в магазин, никто же не заметит, а мы с полочки возьмем и украдем». И вот способность противостоять таким предложениям, порой очень притягательным, привлекательным (бесплатно что-то получить, казалось бы, как здóрово), как раз называется «нравственный иммунитет».
Потому что украсть и по закону нельзя, а солгать, сказать неправду – никакой закон непосредственно за это не преследует, если только вы являетесь свидетелем по делу или не распространяете клевету о ком-то. Свидетель в суде не может солгать, такой поступок с его стороны будет квалифицирован как лжесвидетельство, и статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за дачу заведомо ложных показаний.
А если вы просто не сказали правду домашним, никто за это вас не привлечет к уголовной ответственности, так как для этого нет основания в законах. А по совести можно соврать? Нет, конечно. Потому что совесть потом замучает, будет всё время спрашивать: «Зачем соврал?»
И вот посмотрите, сколько разных составляющих у понятия «нравственный иммунитет, которые влияют на наше состояние, возможность сопротивляться злу, лжи, недобрым поступкам.
Уважение, доброта, участие (соучастие) – это то, что сейчас модно называть иноязычным словом «эмпатия» (от греч. empatheia «сопереживание, сострадание»), жалость, сострадание, любовь, бескорыстие, прощение, милосердие, помощь, благость, счастье – это составные части нравственного иммунитета. Качества эти есть у каждого человека, только кто-то заменяет, например, уважение на хамство, доброту на злость, милосердие и бескорыстие на корысть и жажду стяжательства. Но что выбрать и как поступать, мы решаем сами, никто нас не заставляет.
Конечно, обстоятельства могут складываться по-разному, но любой человек всегда сильнее всех обстоятельств: нет такого понятия «нет выхода», выход есть всегда, всегда есть возможность поступить так или иначе, потому что человек рождён абсолютно свободным. Мы абсолютно свободны в своём выборе пойти направо или налево, сказать правду или солгать, взять без спроса или не взять, сделать или не сделать, пообещать и выполнить или пообещать и не выполнить. Обстоятельства возникают, когда нам надо оправдаться, мы начинаем говорить: «Я этого не сделал, потому что был очень занят, были другие вопросы, другие проблемы, которые нужно было решить и так далее», но это – оправдание. Человек, который хочет сделать, ищет возможности. Человек, который не хочет выполнить обещание, ищет … оправдания, причины. Поэтому нужно всегда смотреть в корень этого вопроса и понимать, что иммунитет – это способность человека противостоять негативному воздействию на духовном, ментальном, эмоциональном уровне. И появляется он именно в созидании, потому что все, что связано с совестью, с добрыми поступками, – это созидание. Как проявляется созидание? Когда мы что-то создаем. И, напротив, всё, что связано с отрицательными поступками: ложь, обман, кража, неуважение, хамство, корысть – ведет не к созиданию, а к разрушению. Таковы законы этой жизни.
Вот еще один замечательный человек, которого мы часто вспоминаем, – Марк Туллий Цицерон – оратор, философ.
Его также можно назвать юристом, поскольку он занимался вопросами права, это древний римский юрист, который выходил на улицы, говорил о правах и свободах, он много рассуждал об устройстве государства, общества, о взаимоотношениях между человеком и обществом, между императором и подчиненными, был автором различных трактатов. Он обладал уникальным даром красноречия. Часто и перед многотысячной толпой он произносил речи на самые разные темы, но прежде всего, он стремился рассказать, как мы уже говорили, о роли гражданина в государстве, которое он понимал как «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Он был чрезвычайно популярен, но, выступив против возвысившегося после убийства Юлия Цезаря Марка Антония, который добился включения имени Цицерона в списки «врагов народа», был убит.
Однако память о нем сохранилась до сих пор, не только среди юристов, его имя стало почти нарицательным для обозначения людей, блестяще владеющим ораторским искусством, умеющим убедительно говорить, защищать свои взгляды. Мне очень нравится, например, его выражение «право любит недремлющих». То есть, если ты хочешь свои права отстаивать по закону, а не только по совести, изучай этот вопрос, применяй соответствующий закон, используй этот закон, подружись с ним. Тогда ты будешь тем самым «недремлющим». Также именно Цицерон сказал: «Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Помимо сказок есть очень много литературных произведений, которые мы изучаем уже в школе, и даже если не все из них включены в школьную программу, их полезно читать, обращаться к ним. В этих произведениях мы встречаем образы людей, которые проживают жизнь, оказываются в самых различных ситуациях, в которые мы сами, может быть, и не попадем никогда. Но если мы прочитаем эту книгу, это произведение, изучим, оценим, поймем, что случилось в конце, чем все закончилось, то мы будем подготовлены к такой ситуации в жизни.
Для чего в том числе уроки литературы предусмотрены в школах? Для того чтобы мы, становясь взрослыми, знали больше ситуаций, которые есть в мире, в человеческих отношениях. Будет ли это тема Родины, тема подвига, жертвенности или тема любви. Почему особое значение имеют классические произведения, посвящённые этому светлому чувству? Мы все помним даже такие особые разделы в программе: любовная лирика А.С. Пушкина, «мысль семейная» в романе «Война и мир»… Действительно, важно понимать, как эти чувства зарождаются, как они развиваются, интересно и важно прожить те или иные обстоятельства вместе с героями этих произведений. Когда вы сами пока еще не готовы к этому, это та область, к которой вы ещё подошли, поскольку вы только вступаете во взрослую жизнь, вы можете уже читать эти произведения, более того, они именно рекомендованы для изучения, обсуждения в школе в соответствии с возрастом: для учащихся младших классов, для средних классов, для старшего школьного возраста.
Одним из примечательных с точки зрения нашей сегодняшней темы произведений является сказ Николая Семеновича Лескова «Левша». Все вы, наверное, его читали или смотрели одноименный мультипликационный фильм.
Левша – тот самый русский умелец, который подковал блоху, то есть перед нами человек невероятной одаренности и мастерства, уникальный мастер. Неудивительно, что им заинтересовались в Англии, пригласили его посетить эту страну. Как это знакомо, как это современно! Как только у нас любой талантливый, выдающийся программист, его сразу стремятся буквально «переманить» в Америку, в Силиконовую долину. Уже очень много там живет и работает наших бывших сограждан. А с началом специальной военной операции вывозили целыми группами наших молодых программистов, которых расселяли на Кипре. И сразу предлагалось всё: хорошая заработная плата, квартира, требовалось только одно: покинуть свою Родину. Даже такой особый термин придумали – «выкачивание» мозгов, когда молодых талантливых в тех или иных сферах людей забирают в другую страну.
Сам видел это, когда по гранту поехал в Америку учиться, мне было интересно все это, посмотрел, действительно очень многих наших соотечественников встречал, и врачей, и учёных, которые уехали в Америку и там теперь работают. Да, они живут в достатке, это можно даже в некоторых случаях назвать «сытой» жизнью, но разве только сытой жизнью определяется благополучие человека? Конечно, нет. Есть такое понятие, как Родина. И произведение Н.С. Лескова «Левша» как раз учит нас этому: примером для нас становится Левша. Он никогда не видел сытой жизни, всю жизнь работал, да и работа у него была тяжелая, кропотливая, и вдруг ему предлагают все блага: поселиться в апартаментах, дают возможность выбрать невесту, готовы предоставить экипаж, изысканнейшие кушания предлагают. А у него тоска… по Родине, он не мог жить без своей Родины. И хочет уехать, что бы ему ни обещали. Вот это ситуация, когда человек через свои внутренние ощущения, через понятие совести понимает, что у него есть Родина, которую он не готов оставить, обменять на комфорт.
Для меня страшно становится, когда я иногда с молодыми людьми 25-30 лет общаюсь, и говорю: «Скажи, пожалуйста, где твоя Родина?» И слышу ответ, который вызывает не только недоумение, но и сильнейшее огорчение и тревогу: «Моя родина там, где мне комфортно». Это страшно, когда молодые люди так отвечают. Потому что надо понимать, что твоя Родина там, где жили твои предки. Потому что, только представьте себе: есть вы, есть ваши родители, но и у вашего папы, и у вашей мамы были свои родители, то есть у каждого из вас есть или были дедушки и бабушки, их как минимум было четверо, а у них – свои папа и мама, то есть умножаем еще на четыре… И так несколько поколений до первого человека. Представьте себе, сколько людей до вас было, чтобы вы появились. И это – люди, прожившие большую жизнь, переживавшие, страдавшие и радовавшиеся, воевавшие, погибавшие и претерпевшие тяготы Войны, делавшие открытия, получавшие профессии – разные были ситуации в их жизни; они учились так же, как и вы сегодня в школе, в институте, и так далее. И вот если каждый из вас представит (просто на секундочку такой опыт проведите), что за вами стоят поколения этих людей, а вам нужно принять какое-то важное решение: дать кому-то ответ, согласиться на что-то или не согласиться, сказать правду или слукавить, солгать – как вы поступите? Зная, что все бабушки, прабабушки, прадедушки стоят и смотрят на нас, потому что они живы, они в вечности, уже как-то по-другому начинаешь думать. Помимо совести еще есть эти люди, которым каждый из нас обязан тем, что живёт. Мы им обязаны, потому что если бы не было их, не было бы и нас.
Знаете, мой папа, к сожалению, умерший уже, Царствие ему Небесное, в девять лет (только представьте!) попал в 1942 году в немецкий концлагерь. И три с половиной года (в 1945 году их освободили) находился в концлагере в Германии. А выжил чудом, потому что более пяти миллионов малолетних детей было в концлагерях немецких с 1941 по 1945 год. И в живых остался из этих пяти миллионов детей только каждый десятый (!). Можно только представить, какова цена моей жизни, например. Мой папа, который выжил, один из десяти среди тех пяти миллионов, вернулся, выучился (он получил два высших образования), женился, родил троих детей, у этих троих детей родилось девять внуков. У меня, одного из трех детей, сейчас уже шесть внуков. Посмотрите, какое количество людей родилось только от одного того, чтобы мой папа выжил. Вот цена жизни какая – все остальные жизни. Поэтому всегда надо об этом помнить, жизнь очень дорого дается нам. Родина – это не там, где тебе комфортно. Родина – это там, где твои предки жили, защищали эту страну, нашу страну.
Как научиться жить по совести? Можно ли этому научиться, помимо того, что читать сказки, рассказы, литературные произведения, смотреть мудрое, хорошее кино?
Один из отцов Церкви, святитель Иоанн Златоуст, святой нашей Церкви, говорил: «Добрая совесть обыкновенно бывает от доброй жизни и праведных дел». Добрая совесть укрепляется, развивается, только когда мы живем правильно и совершаем добрые дела, то есть поступаем в соответствии с тем, что входит в понятие «нравственный иммунитет»: участие, помощь, уважение.
Вот еще одна история, описанная в рассказе Александра Грина «Зеленая лампа».
Герои рассказа – два человека, имеющих совершенно разные ценности: бродяга Джон Ив («Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали – кто в Америку, кто в Южный Уэльс, кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне») и миллионер Стильтон («Стильтон в 40 лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов»). Начались события, описанные А. Грином, в 1920 году, но они вполне могут быть перенесены и в наше время, потому что и сейчас мы можем встретить такие разные типы людей. В своём произведении Александр Грин показывает нам, что человек, который ради насмешки, ради того, чтобы потешить себя и показать, что он владелец и управляет чужой жизнью, за деньги нанимает несчастного Джона Ива, чтобы тот каждый день зажигал зеленую лампу, а сам богач Стильтон будет показывать это друзьям и компаньонам («То, что он придумал проделать с Ивом, было совершенной чепухой, но Стильтон очень гордился своей выдумкой, так как имел слабость считать себя человеком большого воображения и хитрой фантазии») и говорить: «когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума... но будет ждать сам не зная чего», будучи уверен, что «игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье!»
Но постепенно Стильтон разоряется, и у него не остается ничего кроме долгов. И всё меняется: «В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезенный старик, грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом. Он сломал ногу, оступившись на черной лестнице темного притона. <…>
По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги». Этим хирургом, спасшим жизнь несчастному, оказался тот самый Джон Ив, а стариком – разорившийся Стильтон. Вот как бывает.
Продолжение следует...