Фрагмент из «Книги Судей Израилевых»:
«14:1. И пошёл Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских [и она понравилась ему].
14:2. Он пошёл и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите её мне в жену.
14:3. Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моём, что ты идёшь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: её возьми мне, потому что она мне понравилась.
14:4. Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем.
14:5. И пошёл Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идёт навстречу ему.
14:6. И сошёл на него (ред. – Самсона) Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал».
Образ легендарного библейского ветхозаветного древнееврейского героя Самсона не раз вдохновлял корифеев мирового изобразительного искусства на «творческие подвиги». Ему, обладавшему невероятной силой, дарованной Богом, посвящали свои произведения Альбрехт Дюрер, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Лукас Кранах Старший, Гюстав Доре и многие другие.
Посему нет ничего удивительного в том, что именно подвиг Самсона, сокрушающего льва, был взят за основу итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли (1666 – 1744 г.г.) при создании Венца красивейшего фонтанного комплекса Петергофа под Санкт-Петербургом – скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва». Она была установлена в 1735 году в честь 25-й годовщины победы Петра I над шведской армией в Полтавской битве – решающего сражения Северной войны. Аллегория скульптурной композиции очевидна: Самсон олицетворяет Россию, свирепый лев – Швецию (на гербе Швеции изображён лев), фонтанная струя воды – Балтийское море.
Почему был выбран Самсон, а не древнегреческий герой Геракл с его аналогичным подвигом – победой над Немейским львом? Тому есть несколько объяснений.
Полтавская битва произошла в день памяти святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска. После Полтавской битвы Феофан Прокопович, широко известный церковный деятель того времени, пишет «Слово о преславной Полтавской баталии». И есть там фраза, посвящённая Петру I: «Растерзал еси, аки вторый Самсон, растерзал льва свейского». «Свейский» означает шведский. В отличии от Геракла, Самсон в религиозном сознании ассоциировался с национально-освободительной борьбой израильского народа с внешним врагом – филистимлянами.
К тому же, видимо, при создании скульптуры в Петергофе Растрелли опирался на созданную в 1709 году и посвящённую Полтавскому сражению популярную гравюру Ивана Зубова и Михаила Карновского с подписью «Сампсону Российскому, рыкающего Льва Свейского преславно растерзавшему».
И ещё одно любопытное сравнение – Пётр I, подобно Самсону, проявлял интерес к «иноземным барышням». Достаточно вспомнить его связь с дочерью немецкого ювелира Анной Монс.
Скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва», первоначально отлитая из свинца по модели Растрелли, к концу XVIII века, из-за непрочности материала, деформировалась и потеряла свой блеск. В 1802 году её заменили бронзовой скульптурой, созданной русским скульптором, одним из наиболее значимых представителей классицистической школы второй половины XVIII века Михаилом Ивановичем Козловским (1753 – 1802 г.г.), который сохранил первоначальный идейный замысел и композицию, но внёс изменения в детали и трактовку форм. Во время Великой Отечественной войны «Самсон» был утрачен. После освобождения Ленинграда русский и советский скульптор, педагог, представитель петербургского академизма, заслуженный деятель искусств РСФСР Василий Львович Симонов (1879 – 1960 г.г.) с помощником, советским скульптором Н. В. Михайловым воссоздали монумент по довоенным фотографиям и старым изображениям. Новый «Самсон» был установлен на пьедестале в 1947 году, став не только символом победы над врагом, но и известной всему миру визитной карточкой Петергофа.
История создания знаменитой скульптурной группы в Петергофе обстоятельно описана. Но был ли это единственный созданный в XVIII веке «Самсон»? Оказалось, что в Киевском государственном музее украинского искусства хранится своеобразная реплика петергофской скульптуры, которая в своё время также была украшением городского фонтана в Киеве.
В истории строительства обоих фонтанов много общего. После Полтавской победы Киев вступил в тесные связи со столицей на Неве. В это время высоко над Днепром для водоснабжения Подола был устроен централизованный водопровод. Это был самый первый водопровод в Киеве. На месте старого источника на площади в 1749 году был сооружён фонтан с первой статуей «Самсона» по проекту последнего крупного представителя украинского барокко, архитектора Ивана Григорьевича Григорович-Барского (1713 – 1791 г.г.).
О том, что представлял из себя фонтан, мы можем узнать из «Летописи и описания города Киева», составленной в 1858 году И. Закревским:
«В середине Киевоподола, на площади, к юго-западу от Гостиного двора, находится фонтан с павильоном… На подножнике утверждена статуя с обыкновенный человеческий рост, представляющая Самсона, который раздирает челюсти льва. Все это вырезано из дерева и окрашено масляными красками. Из пасти льва выказывается, в размере около двух вершков, железная труба, через которую изливается вода и с шумом падает в деревянный водоём. Над ним возвышается круглый свод, поддерживаемый четырёхугольными столбами, из коих к каждому с наружной стороны приставлены, для украшения, по две колонны ордена Тосканского с полным подножием. На фризе всех четырёх сторон приделаны солнечные часы; самый же антаблеман, или полный карниз, горизонтальный над колоннами, а в промежутках изгибается над четырьмя дугами свода, покрытого железом и выкрашенного зелёною краскою. Павильон этот, представляющий совершенный круг, имеет в размере до четырёх, а в высоту пяти сажен, и выстроен во вкусе французской архитектуры XVII века».
Также, как и петергофский, киевский «Самсон» несколько раз демонтировался и восстанавливался. В 1811 году на Подоле случился грандиозный пожар, «Самсон» уцелел, но покрылся сажей и утратил свой цвет. В 1908 году в Киеве вспыхнула эпидемия холеры. Чтобы фонтан не стал источником заразы, городская дума постановила его закрыть. А в 1934 году фонтан разобрали. Говорят, по недоразумению. Перед каким-то праздником один из местных начальников проводил на Подоле инспекцию территории. Увидев возле «Самсона» кучу мусора, он гневно воскликнул – «Немедленно убрать!», и махнул рукой в сторону скульптуры. Перепуганные подчинённые тут же бросились выполнять распоряжение, так и не уточнив, что именно следует убрать. Так на Подоле не стало знаменитого фонтана. Украшавшую его скульптурную группу «Самсон» передали в музей. Вторую жизнь «Самсон» получил спустя полвека. Накануне празднования 1500-летия Киева, в 1982 году, его воссоздали по сохранившемуся музейному оригиналу.
Облик киевского «Самсона», в отличии от петергофского, более соответствует описанию библейского героя. Самсон, будучи посвящён Богу в качестве назорея, носил длинные волосы (в семи косах), служившие источником его необычайного могущества и силы. Из той же «Книги Судей Израилевых» мы узнаём:
«16:15. И сказала ему [Далида – возлюбленная Самсона]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя.
16:16. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти.
16:17. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди».
Петергофский же «Самсон» острижен коротко. Что тут можно сказать? Любой художник обладает определённой свободой в интерпретации сюжета. Обычно мастера старались буквально следовать за текстом. Обычно, но не всегда. Какие-то детали становились неотъемлемой частью художественной традиции, а какие-то – нет. У того же Питера Пауля Рубенса и Лукаса Кранаха Старшего Самсон изображён с короткими волосами. Главный упор сделан на отображение величия подвига героя и, возможно, длинные волосы ни коим образом не укладывались в этот замысел. Может быть поэтому, отчасти, многие отмечают, что киевский «Самсон» более похож на ветеринарного врача, осматривающего пасть львёнка, нежели на могучего борца, победившего сильного молодого льва.
Узнать много нового и интересного можно подписавшись на канал «Perspicillum». Приятных всем открытий!