Есть на вторичном рынке такие машины – «идеальный вариант». Смотришь – и сердце радуется. Блестящий, ухоженный, от хорошего владельца. И я, казалось, вытянул свой счастливый билет. Kia Sportage 2019 года, рестайлинг. Это был не просто Sportage, а тот самый Sportage. Два владельца, родной пробег 98 000 км. И, главное, «правильный» мотор – 2.4 литра (G4KE) на 184 силы, полный привод, классический 6-ступенчатый автомат.
Все же знают, что 2.0-литровый G4KD – это русская рулетка с задирами. А 2.4-литровый G4KE, который ставили на «Оптимы» и «Соренто», всегда считался его более надежным старшим братом. Больше чугуна, больше мощности, казалось, что и детские болезни там поправили. Я думал, что перехитрил систему, выбрав самый беспроблемный вариант. Оказалось – только думал.
Как проверка превратилась в самообман
Я же не первый день за рулем. Прекрасно знаю про проблемы корейских моторов. Поэтому подошел к покупке во всеоружии. Никаких «посмотрел-понравилось-купил». Нашел подборщика, поехали смотреть. Машина блестела. В салоне – ни единой царапинки, пахло ухоженным автомобилем, а не агрессивной химчисткой. Проверили все – кузов, электрику, историю.
А главное – сделали эндоскопию. Я сам смотрел на экранчик, пока мастер медленно прокручивал камеру в каждом цилиндре.
«Ну, смотри, – говорит, – хон на месте, заводская сетка видна. Стенки чистые, никаких явных полос, никакого криминала. Нагар в допуске. Катализатор, насколько видно, тоже на месте, не оплавлен».
«То есть, все хорошо?» – с надеждой спросил я.
«Отличное состояние для такого пробега, – пожал он плечами. – Можно брать».
Ну я и взял.
От эйфории до масложора
Первые три месяца – это был чистый кайф. Машина едет бодро, автомат работает плавно, полный привод гребет. Я уже начал посмеиваться над хейтерами «корейцев», которые видят задиры в каждой розетке. Рано радовался. Через три месяца, аккурат к очередной смене масла, я полез проверять щуп и обомлел – он был почти сухой. Долил. Замерил. Итог – расход масла 500-600 грамм на 1000 километров.
Это не «подъедает», это «жрет». Я напрягся, но, как и многие, включил режим «отрицания». Залил дорогую «синтетику» другого бренда, думал, может, масло неудачное. Залил мягкую раскоксовку, втайне надеясь, что просто «залегли» кольца от прошлой эксплуатации. Но нет. Расход никуда не делся, только прогрессировал.
"Тук-тук-тук": стук, которого я боялся
А еще через два месяца, то есть всего через 5 месяцев после покупки, началось оно. Холодное утро, поворачиваю ключ. И вместе с урчанием мотора слышу четкий, металлический стук. «Тук-тук-тук-тук». Этот звук ни с чем не спутать. Холодный, идущий из глубины мотора. У меня аж все внутри похолодело. Я стоял и слушал, надеясь, что это гидрокомпенсаторы, которые сейчас прокачаются и замолчат.
Не замолчали. По мере прогрева стук становился тише, почти пропадал, но на холодную – это был просто дизельный перестук. Все, приехали. Поршня стучат.
И как будто этого было мало, машина решила посыпаться вся. Видимо, почувствовала мое отчаяние. АКПП начала пинаться при переключении с первой на вторую. В подвеске на мелких неровностях появился глухой стук. Машина из «идеального варианта» за пять месяцев превратилась в ведро с болтами.
Приговор Моториста: в чем была ошибка
Поехал к мотористу, которого мне порекомендовали как спеца именно по этим G4-моторам. Он послушал, поцокал языком, снова сделал эндоскопию.
«А вот и они, – показывает он мне на мониторе. – Видишь полосы? Это задиры. Уже пошли хорошие такие царапины. У тебя уже эллипс в цилиндрах, поршень болтается, вот он на холодную и стучит о стенки. А как прогреется – металл расширяется, зазор уменьшается, стук стихает».
«Но как? – спрашиваю. – Я же 5 месяцев назад делал эндоскопию, там все чисто было! Я сам видел!»
«Так в этом и ловушка, – объясняет моторист. – Проблема этих моторов – G4KE (2.4л) и его младшего брата G4KD (2.0л) – в катализаторе. Он стоит близко к мотору, со временем его керамическая начинка начинает разрушаться. И эту керамическую пыль, как наждачку, засасывает обратно в цилиндры. Это и есть причина задиров. 5 месяцев назад у тебя, может, и не было этих царапин, или они были минимальны, еле заметны. А за 5-10 тысяч твоего пробега эта пыль сделала свое дело. Плюс, масложор начался, а это – масляное голодание, что только ускорило процесс. А эндоскопия "до" – это лотерея. Она не показывает состояние катализатора, она показывает только текущее состояние цилиндров. А оно может измениться за пару тысяч километров».
Я спросил, что делать. Ответ был предсказуем: «Только капиталка».
«И сколько?»
«Ну, если по-хорошему, с гильзовкой чугунными гильзами, новыми поршнями, кольцами, вкладышами, ремонтом ГБЦ, заменой цепи... Готовь тысяч 350».
Вот так «идеальный вариант» 2019 года, с родным пробегом 98 000 км, купленный после полной проверки, превратился в финансовую черную дыру. Я стал тем самым парнем с форумов, чьи истории я читал перед покупкой и думал: «Ну, меня-то пронесет». Я попал в классическую ловушку этих моторов. Внешне – бодрый, ухоженный кроссовер, а внутри – мина замедленного действия. И самое обидное, что я вроде бы сделал все правильно, чтобы подстраховаться, но все равно попал.
Вот такая история. А у вас был опыт с этими моторами 2.4 G4KE? Или, может, с 2.0 G4KD? Действительно ли эндоскопия – не панацея, и как вы проверяли машины перед покупкой? Поделитесь своим опытом в комментариях, это будет полезно всем, кто сейчас смотрит на «корейцев» на вторичке.
Понравилась история? Обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые честные отзывы. Поставьте лайк этому разбору и, конечно же, оставьте свой комментарий – что вы думаете о корейских моторах?