Найти в Дзене
Артфикшн

«Воззвание Минина» Константина Маковского: народная эпопея в золоте и багрянце

Самая большая картина в России посвящена одному из самых драматичных периодов в истории страны - Смутному времени, когда правящая с IX века династия Рюриковичей прервалась, на трон стали претендовать самозванцы, в Москву вторглись польские войска, а по всей стране прокатились волны голода, грабежей и восстаний. Государство спасло народное ополчение, собранное в Нижнем Новгороде и возглавленное купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским в 1611 году. Константин Маковский объединил на своей картине сразу несколько исторических событий: 1. Чтение грамоты от патриарха Гермогена, заключённого поляками в Чудовом монастыре, с призывом собрать войска; 2. Крёстный ход с чудотворной Казанской иконой Божьей матери, который выходит их храма Николая Предтечи; 3. В самом центре показано обращение купца Кузьмы Минина к народу с призывом к сбору средств на народное ополчение. Недалеко от Минина за столом стоит дьяк и записывает все внесённые деньги и ценности. После успешного освобождения М
Константин Маковский. Воззвание Минина. 1896. Нижегородский государственный художественный музей, Россия
Константин Маковский. Воззвание Минина. 1896. Нижегородский государственный художественный музей, Россия

Самая большая картина в России посвящена одному из самых драматичных периодов в истории страны - Смутному времени, когда правящая с IX века династия Рюриковичей прервалась, на трон стали претендовать самозванцы, в Москву вторглись польские войска, а по всей стране прокатились волны голода, грабежей и восстаний. Государство спасло народное ополчение, собранное в Нижнем Новгороде и возглавленное купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским в 1611 году.

Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Третьяковская галерея, Москва, Россия

Константин Маковский объединил на своей картине сразу несколько исторических событий:

1. Чтение грамоты от патриарха Гермогена, заключённого поляками в Чудовом монастыре, с призывом собрать войска;

Чтение грамоты от патриарха Гермогена
Чтение грамоты от патриарха Гермогена

2. Крёстный ход с чудотворной Казанской иконой Божьей матери, который выходит их храма Николая Предтечи;

Крёстный ход с Казанской иконой Божьей матери
Крёстный ход с Казанской иконой Божьей матери

3. В самом центре показано обращение купца Кузьмы Минина к народу с призывом к сбору средств на народное ополчение.

Кузьма Минин обращается к народу
Кузьма Минин обращается к народу

Недалеко от Минина за столом стоит дьяк и записывает все внесённые деньги и ценности. После успешного освобождения Москвы от поляков новый царь, Михаил Романов, вернул нижегородцам весь долг.

Дьяк записывает внесённые деньги и ценности
Дьяк записывает внесённые деньги и ценности

Хотя у картины есть центральные персонажи, её подлинный герой — народная масса, многоликая, разночинная, но единая в своём устремлении. Купцы и богатые горожане несут свои сокровища: золотые и серебряные чаши, драгоценности, деньги.

 Купец указывает куда  нести свои ценности
Купец указывает куда нести свои ценности

Крестьяне и ремесленники несут кто что может: оружие, одежду, оклады икон и даже собственные нательные крестики. На их лицах решимость, отчаяние, надежда.

Бедняк снимает с себя нательный крест, чтобы внести свой вкаод в создание ополчения
Бедняк снимает с себя нательный крест, чтобы внести свой вкаод в создание ополчения

Маковский с невероятной тщательностью выписал сотни лиц, организовывая толпу в ритмичные волны. Композиция строится по диагонали, от фигуры Минина вглубь нижнепосадской площади Нижнего Новгорода, создавая ощущение мощного, неостановимого движения. Сейчас эта площадь называется Площадью Народного Единства, а в её центре находится копия памятника Ивана Мартоса, посвящённого Минину и Пожарскому.

Памятник Минину и Пожарскому на фоне Кремля и церкви Иоанна Предтечи на площади Народного Единства в Нижнем Новгороде. Источник: Wikimedia Commons
Памятник Минину и Пожарскому на фоне Кремля и церкви Иоанна Предтечи на площади Народного Единства в Нижнем Новгороде. Источник: Wikimedia Commons

Константин Маковский обожал писать сцены из руссой истории XVI и XVII веков. Он выбирал как драматичные сюжеты из политической жизни страны, так и сцены из мирного быта бояр и купцов. Он собирал в своей мастерской предметы одежды и утвари того времени и тщательно выписывал их на своих картинах. Многие из этих предметов встроены в композицию «Воззвания Минина».

Размеры картины колоссальны — почти 7 на 6 метров (698 × 594 см). Это самое большое станковое историческое полотно в России. Маковский долго не мог найти мастерскую, в которой мог бы поместиться такой огромный холст. В итоге ему пришлось её купить у Василия Верещагина в предместье Парижа и потратить на написание картины целых 6 лет. А для того, чтобы картину представить публике, в Нижнем Новгороде во время 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставки выстроили целый павильон.

Павильон Маковского на  XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке. 1896
Павильон Маковского на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке. 1896

Картина была создана к коронации Николая II в 1896 году. На рубеже веков Российская империя искала в прошлом опору для настоящего. Образ народного единства, сплочённого вокруг национального лидера и православной веры, был чрезвычайно актуален. Николай II купил картину и подарил её Нижнему Новгороду, где она находится и сегодня.