Найти в Дзене
Журнал Автограф

Перспективы и достижения: Как развивается «пищевка» Алтайского края

Алтайский край давно и прочно завоевал славу производителя качественных продуктов питания, известных далеко за пределами региона и страны. Итогам и перспективам развития отрасли была посвящена наша традиционная осенняя беседа с Александром Большаковым – начальником регионального управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. О том, из-за чего снизились объемы производства молока и почему отмечается опережающий рост производства мясной продукции, масел и муки, он рассказал журналисту «Автографа».

Текст: Оксана Макрушина, фото: Антон Губанов и предоставлены пресс-службой Алтайпищепрома

Лидеры по муке, крупам, сырам и БАДам к пище

– Александр Александрович, расскажите, каким был 2024 год для пищевой и перерабатывающей промышленности края?

Отмечу, что Алтайский край традиционно, уже долгие годы, является одним из крупнейших регионов-производителей продовольствия в России. Темпы производства обеспечивают краю лидирующие позиции в рейтингах по стране: край занимает первое место по производству муки и крупяных изделий, второе место по производству сыра, продуктов для завтрака, третье место по биологически активным добавкам к пище и сливочному маслу и четвертое – по макаронным изделиям и сухой молочной сыворотке. Надеюсь, и в дальнейшем эти направления будут одними из «визитных карточек» нашего региона.

По итогу 2024 года всего отгружено товаров собственного производства (по виду деятельности это пищевые продукты и напитки) на сумму более 287 млрд. руб. Прирост к 2023 году составил более чем 10%. Индекс промышленного производства (по итогам 2024 г.) составил 106% – это чуть выше среднегодового объема. Для примера: в прошлые годы индекс составлял 103-105%. Поэтому могу сказать, что пищевая промышленность в прошлом году хорошо развивалась. Да, были свои нюансы, в отдельных отраслях наблюдалось снижение, но большинство направлений продемонстрировали развитие.

– Какие направления показали наибольший рост в 2024 году и показывают наибольшую динамику в 2025-м?

– По итогам 2024 года опережающий рост продемонстрировало производство мясной продукции, плодоовощные консервы, масла – растительные и сливочное, зерновые продукты для завтрака, мукомольно-крупяная продукция и БАДы.

По данным на январь-август текущего года, по объемам производства в денежном выражении зафиксирован прирост по пищевым продуктам на 25%, по напиткам – на 8,8% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). На сегодняшний день, регион идет с «плюсом» по производству мяса, сливочного масла, крупяных завтраков. За последние 5 лет значительно увеличилось производство готовых кормов для непродуктивных животных (кошек, собак).

-2

– А в каких отраслях, напротив, наблюдался или наблюдается спад?

В первую очередь, по итогам 2024 года снизились объемы производства молочной продукции. На ситуации сказалось сокращение сырьевой базы: надои в ЛПХ и частном подворье снижены; все товарное молоко, которое было в Алтайском крае, было переработано в тот или иной вид готовой молочной продукции.

Тенденции на снижение в других отраслях сохраняются и сегодня. Думаю, по итогам текущего года предприятия края постараются выйти на уровень, аналогичный прошлому году.

Алтайская продукция – по всей России

– Какова сегодня география поставок пищевой продукции региона внутри страны и за ее пределами?

– Алтайская продукция представлена по всей России: во всех торговых сетях, розничных магазинах регионов – от Калининграда до Дальнего Востока, в разных пропорциях. Например, на Дальнем Востоке процент нашей продукции по сравнению с завозной продукцией из других регионов, – самый высокий.

Что касается экспорта: в текущем году продукция экспортируется в 47 стран мира. Это очень хороший показатель! Объем экспорта в 2025 году выше, чем в прошлом, на 20%. Основные страны-экспортеры: Китай (более 49% алтайской продукции экспортируется туда), Казахстан (более 31%), а также с меньшей долей Монголия, Беларусь, Киргизия и другие страны.

Основные алтайские продукты, востребованные за рубежом: масла (рапсовое, подсолнечное), зерно-бобовые культуры, традиционно – мукомольно-крупяная продукция, гречиха, семена подсолнечника. Уверен, в текущем году общий показатель, который есть в нашем региональном проекте «Экспорт. Продукция АПК», – 516 млн.$. – будет выполнен нашими предприятиями.

-3

– Появляется ли у алтайских производителей сегодня новая продукция?

– Безусловно. Предприятия ежегодно расширяют линейку продукции, модернизируют упаковку под потребности потребителей. Она сегодня должна быть привлекательной и удобной. Например, если раньше печенье продавалось килограммами, и после вскрытия упаковки оставшееся нужно было как-то хранить, то сегодня производители выпускают удобные порции – открыл, сразу съел, упаковку утилизировал.

Новинки появляются среди продукции для здорового питания. На это влияет общероссийский тренд на сокращение соли, жиров в рационе: наши предприятия тенденцию поддерживают и развивают производство снековой продукции, продукции для спортивного питания.

– Появились ли за последний год в крае новые инвестиционные проекты?

– На сегодняшний день продолжается реализация крупных инвестпроектов, в то же время предприятия всех отраслей ежегодно осуществляют модернизацию оборудования, переоснащение, проводят капитальный ремонт цехов. По итогам прошлого года объем инвестиций составил без малого 12,5 млрд. руб. – это самый высокий показатель за последние 10 лет. Невзирая на экономическую ситуацию в стране, местные предприятия продолжают вкладывать средства в свое развитие, стараются снизить энергоемкость производств. Основные вложения отмечены в мукомольно-крупяной промышленности, мясной отрасли (здесь флагманом стал «Алтайский бройлер»), молочной отрасли.

Из крупных проектов, которые реализуются сегодня, отмечу проект завода по переработке масличных культур от ГК «Сигма» (собственник планирует вложить 17 млрд. руб. инвестиций, порядка 5 из них уже вложены, ведется активное строительство предприятия). Завершает реализацию нового проекта «Эвалар»: на протяжении последних 5 лет компания строила новый комплекс по выработке лекарственных средств. Общая сумма инвестиций составила порядка 5,5 млрд. руб. Также «Алейскзернопродукт» планирует установить новые линии по производству кормов для кошек и собак. Продукция пользуется популярностью не только в нашей стране – предприятие собирается выйти с новинкой на рынок Китая.

-4

Кадры и планы

– Ощущается ли сегодня в пищевой и перерабатывающей промышленности кадровый дефицит?

– Действительно, кадровый голод заметен по всей стране, и в нашем регионе тоже. Наибольшая кадровая потребность сегодня есть в рабочих специальностях: работниках на производственных линиях, линиях логистики (грузчиках, карщиках, упаковщиках). Ни для кого не секрет, что зарплата в этой сфере за последние два года сильно выросла: работодателям приходится использовать все методы по привлечению кадров.

Инженерно-технические и технологические специальности предприятия закрывают точечно, и большой потребности в этих кадрах не наблюдается. Почему? Потому что любое предприятие, думающее о своем будущем, занимается обучением сотрудников, подготовкой молодых кадров. Кроме этого, сегодня крупные производители сотрудничают с вузами по направлению целевого обучения.

– Расскажите о дальнейших планах: какие задачи ставят перед собой алтайские предприятия?

Сегодня главное для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности – сохранить те рынки сбыта, которые есть. Отрасль – высококонкурентная, поэтому производители стремятся сохранить высокий уровень качества продукции, применяют новые методы продвижения, разрабатывают интересные новинки и оперативно заходят с ними в пустующие ниши рынка. С помощью различных форм поддержки наши производители выходят и на международные рынки, участвуют в бизнес-миссиях, выставках, ярмарках. И, конечно, учитывая развитие новых проектов, их задачей является увеличение объемов производства по всем направлениям.

Доля в общем объеме промышленного производства АК (по итогам 2024 г):

Пищевая промышленность – 34%

Обрабатывающая промышленность – 38%

106% – индекс промышленного производства (по итогам 2024 г)

12,5 млрд.руб. – объем инвестиций алтайских предприятий за 2024 г.