— Слушай, а твой-то хоть читать научился? — тётя Люся наклонилась через стол, её глаза сверкали торжеством. — А то мой Максимка уже всю «Войну и мир» осилил! В семь лет, представляешь?
Ольга сжала под столом кулаки так сильно, что ногти впились в ладони. Семейное воскресное застолье на даче у свекрови превращалось в привычный марш сравнений.
— Читать Артём умеет, — сухо ответила она, наливая себе чай. — Просто предпочитает комиксы классике.
— Комиксы! — всплеснула руками золовка. — Ну конечно, комиксы это тебе не литература...
— Люся, может хватит? — попытался вмешаться муж Ольги, Павел, но сестра уже вошла в раж.
— Да я ничего такого! Просто констатирую факты. Вот недавно Максим получил грамоту на олимпиаде по математике. Первое место среди всех вторых классов района! А у вас как дела с учёбой?
Ольга почувствовала, как внутри разгорается привычная обида. Каждая встреча с родственниками мужа превращалась в негласное соревнование — чей ребёнок лучше, умнее, успешнее.
— У нас всё нормально, — процедила она сквозь зубы.
— Нормально — это как? — не унималась Люся. — Четвёрки? Тройки? Максим у меня вообще без троек учится! Учительница говорит, такого способного мальчика давно не встречала.
— Мам, можно я пойду с Максимом в огород? — раздался тихий голос Артёма. Мальчик стоял в дверях, опустив глаза в пол.
Ольга видела, как сын ссутулился, как будто пытался стать меньше, незаметнее. Сердце болезненно сжалось.
— Конечно, солнышко, идите.
Когда дети убежали, свекровь Зинаида Петровна вздохнула:
— Артёмушка какой-то тихий у вас растёт. Не то что Максимка — тот весь в движении, в спорте! Три секции посещает.
— Четыре уже! — поправила Люся. — Добавили ещё шахматы. Тренер сказал, большой потенциал у ребёнка.
— Артём занимается рисованием, — напряжённым голосом произнесла Ольга.
— Рисованием... — протянула золовка так, словно речь шла о чём-то постыдном. — Ну да, это, конечно, хобби неплохое. Но для мальчика как-то... несерьёзно, что ли. Вот спорт — другое дело! Характер закаляет, волю развивает.
Павел положил руку на плечо жены, чувствуя, как она дрожит от сдерживаемого гнева.
— Люся, хватит уже, — твёрдо сказал он. — Каждый ребёнок развивается по-своему.
— Да я же не против! — развела руками золовка. — Просто делюсь опытом. Может, вам тоже стоит Артёма в какую-нибудь серьёзную секцию отдать? А то растёт мямлей каким-то. На прошлой неделе Максим мне рассказывал, что Артём в школе вообще с детьми не общается, один сидит постоянно.
— Откуда Максим знает? Они в разных классах учатся, — нахмурилась Ольга.
— Ну так школа одна! Все всё видят. Говорит, твой в углу сидит на переменах и что-то рисует в тетрадке. Это же ненормально для ребёнка! В его возрасте нужно бегать, играть, общаться.
Ольга резко встала из-за стола.
— Извините, мне нужно на воздух.
Она вышла на веранду, хватая ртом свежий воздух. Слёзы подступали к горлу, но она не позволила им пролиться. Сколько можно? Каждый раз одно и то же! Максим — гений, олимпиадник, спортсмен. А Артём...
— Оля, не бери в голову, — Павел вышел следом. — Сестра просто не умеет держать язык за зубами.
— Не умеет? — горько усмехнулась Ольга. — Она специально это делает! Каждый раз! И твоя мама ей подпевает. Знаешь, как нашему сыну это всё слышать? Ты видел его глаза?
— Видел, — тихо признался Павел. — Но что я могу сделать? Запретить им говорить?
— А попробуй! — вспыхнула Ольга. — Скажи им наконец, что их вечные сравнения ранят твоего сына! Что из-за этого у него самооценка на нуле! Что он каждый вечер засыпает с мыслью, что он хуже Максима!
— Ты преувеличиваешь...
— Нет, не преувеличиваю! Он спросил меня на днях, почему он не такой умный, как двоюродный брат. Семилетний ребёнок задаёт такие вопросы! Понимаешь?
Павел опустил голову.
— Поговорю с ними.
— Когда? Сейчас? — Ольга смотрела на мужа с вызовом.
— После обеда. Не при всех же.
Они вернулись в дом, где разговор уже перешёл на другую тему — квартирный вопрос дальних родственников. Ольга молча доела салат, не чувствуя вкуса. Всё её внимание было приковано к огороду, где играли дети.
— Пойду проверю мальчишек, — сказала она, не дожидаясь десерта.
В огороде Максим гонял мяч между грядками, а Артём сидел на скамейке под яблоней, рисуя что-то в блокноте.
— Тёть Оль, смотрите, как я умею! — крикнул племянник, набивая мяч коленом. — Двадцать раз подряд! Артёмка не умеет, я его учил — у него не получается.
— Молодец, Максим, — натянуто улыбнулась Ольга и подошла к сыну. — Что рисуешь, солнышко?
Артём молча протянул блокнот. На странице оживал удивительный мир — дом на дереве, населённый фантастическими существами. Каждая деталь была прорисована с невероятной точностью для семилетнего ребёнка.
— Это... это великолепно! — ахнула Ольга. — Артём, у тебя настоящий талант!
— Тётя Люся сказала, что рисование — это несерьёзно, — тихо произнёс мальчик. — Что лучше бы я спортом занимался, как Максим.
Ольга почувствовала, как внутри неё что-то окончательно ломается.
— Слушай меня внимательно, — она присела рядом с сыном и взяла его за руки. — То, что ты делаешь, — это удивительно. Не каждому дан такой дар. И неважно, что говорят другие. Ты не должен быть копией Максима или кого-то ещё. Ты — это ты, со своими талантами, интересами, мечтами.
— Но все говорят, что Максим лучше...
— Нет такого понятия — лучше или хуже! Есть разные дети с разными способностями. Максим хорош в спорте и учёбе, а ты... ты создаёшь целые миры! Знаешь, сколько художников мечтали о таком умении в твоём возрасте?
Артём неуверенно посмотрел на мать.
— Правда?
— Правда-правда. И я очень горжусь тобой.
Она крепко обняла сына, чувствуя, как он прижимается к ней всем телом, словно ища защиты от жестокого мира сравнений и оценок.
Вечером, когда дети наконец-то уснули в комнате на втором этаже, Ольга спустилась вниз. В гостиной за чаем сидели Павел, его мать и Люся.
— Нам нужно поговорить, — твёрдо сказала она.
— О чём? — удивилась свекровь.
— О том, что вы делаете с моим сыном. С нашим сыном, — поправилась она, глядя на мужа.
— Мы ничего такого... — начала было Люся, но Ольга остановила её жестом.
— Вы постоянно сравниваете детей. Постоянно ставите Максима в пример. Постоянно намекаете, что Артём какой-то не такой, недостаточно хороший, недостаточно умный, недостаточно спортивный. И знаете, что это даёт? Ребёнок с заниженной самооценкой, который боится пробовать что-то новое, потому что уверен — у него всё равно не получится так хорошо, как у идеального Максима.
— Да ты с ума сошла! — возмутилась золовка. — Я просто хвалю своего сына!
— Ты хвалишь своего сына, принижая при этом моего. Каждый раз. Каждую встречу. И это должно прекратиться. Немедленно.
— Оля права, — неожиданно вмешалась Зинаида Петровна. — Я сама это заметила. Люся, ты уж слишком увлекаешься.
Золовка покраснела.
— Я не хотела... Просто Максим действительно молодец, мне хочется им гордиться...
— Гордись, — кивнула Ольга. — Но не за счёт других детей. У Артёма свои таланты. Возможно, он не станет олимпиадником по математике, но зато он создаёт удивительные рисунки. Ему всего семь лет, а он рисует на уровне, который многим взрослым недоступен.
— Я не знала... — Люся опустила глаза.
— Потому что тебе это неинтересно. Тебе важно только то, чем можно похвастаться перед соседями и подругами. Грамоты, медали, кубки. А то, что происходит у ребёнка внутри, какие у него чувства, мечты — это неважно.
Повисла тягостная тишина. Павел налил себе чай, явно довольный, что жена наконец высказала всё, что накопилось.
— Прости, — тихо сказала Люся. — Я правда не хотела обидеть Артёма. Или тебя.
— Дело не в обиде, — Ольга вздохнула. — Дело в том, что дети не должны быть предметом соревнований между родителями. Каждый ребёнок уникален. И если мы будем постоянно сравнивать их друг с другом, ничего хорошего из этого не выйдет. Максим вырастет с завышенным самомнением, а Артём — с комплексами.
— Ты права, — кивнула свекровь. — Мы с Люсей немного перегнули палку. Больше не будем.
— Обещаю, — добавила золовка. — И... можно мне посмотреть рисунки Артёма? Мне правда интересно.
Ольга молча достала телефон и показала фотографии работ сына. Люся рассматривала их, и на её лице постепенно менялось выражение — от скептического к удивлённому, а затем к восхищённому.
— Это он сам? Без помощи взрослых?
— Полностью сам. У него просто такой дар.
— Знаешь, а может, отдать его в художественную школу? Там профессионалы могли бы помочь развить талант, — задумчиво произнесла Люся.
— Мы с Павлом уже об этом думали. Хотим со следующего месяца водить на занятия.
Золовка кивнула.
— Передай Артёму, что мне очень понравились его рисунки. Правда понравились.
На следующее утро, когда все собирались за завтраком, Люся вдруг сказала:
— Максим, покажи Артёму, как ты умеешь набивать мяч. А Артём, может, научишь Максима рисовать?
Мальчики переглянулись, явно не ожидая такого предложения.
— Я не умею рисовать, — признался Максим. — У меня получаются только каракули.
— А я научу! — неожиданно оживился Артём. — Это несложно, главное — практиковаться.
— А ты меня научишь мяч набивать? — с надеждой спросил младший двоюродный брат.
— Конечно! Пошли на улицу!
Дети убежали, оставив взрослых наедине. Ольга встретилась взглядом с золовкой и благодарно кивнула.
— Спасибо.
— Тебе спасибо, — ответила Люся. — Что открыла глаза. Я правда не думала, как мои слова влияют на племянника.
— Главное, что поняла.
Через окно было видно, как мальчики гоняют мяч по траве, смеются и толкают друг друга — просто дети, без оценок и сравнений, просто двоюродные братья, которым хорошо вместе.
Присоединяйтесь к нам!