Найти в Дзене
Психаки

Рецензия на книгу Антонио Менегетти "Система и личность"

Эта книга содержит модель (сразу подчеркну весьма спорную) для защиты собственной идентичности при столкновении с Системой. Впервые этот труд опубликован в 1981 году. Его автор создал отдельное направление - онтопсихологию - довольно сложную концепцию. Упрощал рецензию как мог, но меньше текста на 8 минут не получилось.

Менегетти утверждает, что классический психоанализ (Фрейд) и аналитическая психология (Юнг) слишком много внимания уделяют прошлому, патологии и бессознательному, загоняя человека в рамки комплексов и архетипов.

Он видит их главный недостаток в том, что они не дают инструментов для проектирования будущего и реализации человеческого потенциала.

Онтопсихология (от греч. "онтос" — бытие) — это психология бытия. Ее цель — помочь человеку восстановить связь с собственной внутренней природой или "онтос Ин-Се" (бытийным ядром).

Это ядро становится источником здоровья, интуиции и точного понимания того, что нужно человеку для успешной жизни и самореализации.

Ключевые термины и определения по Менегетти, если хотите база:

1) Ин-Се (In-Sé) — Бытийное ядро личности, источник жизненной энергии и точной информации о том, что для человека благо.

2) Монитор Отклонения (Monitor di Deflessione) — Это главный "противник" личности. Механизм в психике, который искажает восприятие реальности, подменяя истинные потребности Ин-Се социальными штампами, страхами, чужими мнениями и комплексами. Он "отклоняет" человека от его естественного пути.

3) Семантическое Поле (Campo Semantico) — Концепция, согласно которой человек постоянно излучает и воспринимает информацию на бессознательном уровне. Мы влияем на события и людей, а они — на нас, через эти поля. Успех или неудача — это результат соответствия или несоответствия нашего семантического поля ситуации.

Главный критерий правильности пути — успех (интегральный: финансовый, личный, творческий, здоровье). Если человек следует собственному Ин-Се, его жизнь становится благополучной и гармоничной. Если он под влиянием Монитора Отклонения — его преследуют неудачи, болезни и депрессия.

Задача онтопсихолога — научить человека "слышать" свое Ин-Се и "обезвреживать" Монитор Отклонения.

Менегетти не предлагает компромиссов. Приносит не мир, а меч. Его подход радикален и строится по сути на идее цивилизованного конфликта между аутентичной личностью и обществом. Он пишет об ассертивной личности, которая в тех или иных обстоятельствах жизни вынуждена интегрироваться в те или иные социальные системы.

Общество как "Система-Матрица".

По Менегетти, общество — это не нейтральная среда, а большая система («Матрица»), которая функционирует как гигантский "Монитор Отклонения". Ее цель — не развитие человека, а его подчинение, унификация и использование для поддержания собственной стабильности. Она навязывает чуждые индивидууму:

Мораль.

Социальные стереотипы и роли («быть хорошим сотрудником», «примерным семьянином»).

Культурные шаблоны и идеологии.

Единственно верная модель взаимодействия согласно концепции Менегетти это "Аутентичная конфронтация"

По его версии личность не должна бессознательно подчиняться или интегрироваться в систему. Единственный здоровый вариант — это осознанная и продуктивная конфронтация с системой.

Для этого потребуется согласно модели Менеггетти выполнить следующие шаги:

1) Познать себя. 

Именно это ведь было написано на стене древнегреческого храма Апполона в Дельфах. Первый и главный шаг по Менегетти — «расшифровать» свое Ин-Се, понять свои уникальные, природные потребности и таланты.

2) Использовать систему. 
Узнав себя, человек начинает использовать ресурсы и возможности системы (общества) для реализации собственного проекта жизни. Он не подчиняется правилам, а тактически их использует.

3) Быть "естественным аристократом": 

Успешная личность, по Менегетти, — это субъект, который прошел через систему, но не был ею переформатирован под себя.

Он руководствуется в большей степени не социальной моралью, а внутренним критерием успеха и экзистенциальной точности. Его действия оправданы их результативностью, а не соответствием нормам. Вот с этим можно круто поспорить, так как такая философия может человека слишком далеко завести.

Таким образом, модель Менегетти не "личность + общество", а "личность, использующая общество для своей цели". Здоровье личности измеряется с точки зрения модели Менегетти не способностью к социальной адаптации, эмпатии и т.п. а способностью сохранять непреклонную аутентичность и осознанно извлекать выгоду из взаимодействия с системой. Никогда не быть в минусе в результате контакт с ней.

Другими словами,

не стоит прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнется под нас.

Чем эта книга может оказаться полезна?

1) Самодиагностика. Автор дает читателю модель для анализа неудач. Вместо вопроса

"Почему я несчастен?"

она предлагает вопрос

"Какое искажение в моем восприятии или поведении привело к этой неудаче?".

2) Фокус на решение и действие. 

Автор смещает фокус с "психоаналитического копания в прошлом" на проектирование будущего. Полезен для тех, кто застрял в рефлексии без результата и разочарован в самоанализе.

3) Развитие интуиции. 

Предлагает рассматривать интуицию не как мистику, а как инструмент точного восприятия реальности, который нужно "очистить" от помех.

4) Ответственность. 

Автор возлагает ответственность за все жизненные неурядицы на самого человека, что может быть мощным стимулом и мотивом для радикальных изменений в жизни.

Как с помощью модели Менегетти добиваться социального успеха?

Далее практическое применение его теории, которое часто называют "онтопсихологическим менеджментом жизни".

1) Диагностика через результат. Как известно, практика единственный критерий успеха, а также истины.

Задайте вопрос: 

"В какой сфере жизни у меня постоянные неудачи (деньги, отношения, здоровье, проекты)?"

Согласно Менегетти, это не случайность, а точный индикатор. Неудача — это сигнал, что в этой области вы действуете не из своего "Ин-Се", а под диктовку "Монитора Отклонения" (страха, чужого мнения, ложных убеждений).

2) "Очистка" Монитора Отклонения:

Анализ сновидений: Менегетти считал сны точным инструментом диагностики. Нужно искать в снах образы, которые указывают на "загрязнения" — страхи, невысказанные проблемы, социальные маски.

Анализ ошибок и "несчастных случаев". Онтопсихолог анализирует то, какие повторяющиеся иррациональные действия или мелкие неприятности предшествовали крупной неудаче. Это — работа Монитора Отклонения.

3) Действие из "Ин-Се". Тактика достижения успеха.

Принятие решений на основе "онтической интуиции". Прежде чем действовать, онтопсихолог отбрасывает страх и мысли о том, "что подумают люди". Прислушивается к внутреннему импульсу, который часто бывает самым простым и естественным решением. Успех по Менегетти — это результат следования этой энергии.

Использование "Семантического Поля".

Онтопсихолог осознает свое влияние на окружение. Для успеха в бизнесе или карьере он своим поведением, в том числе речью, видом, уверенностью формирует такое семантическое поле, которое будет "притягивать" (примагничивать) нужных людей и ресурсы. Другими словами, излучает "поля лидера", а не "поля жертвы".

Тактическое использование системы. 

Онтопсихолог не борется с системой в лоб. Использует ее правила как игровое поле. Например, Менегетти предлагает ходить на работу не для того, чтобы "покорно служить" Системе, а чтобы получать в обмен на свою потраченную энергию ресурсы и опыт для дальнейшей социальной самореализации. Он предлагает воспринимать общественные институты как инструмент.

Пример: я терплю неудачу в переговорах.

По Менегетти: Это не потому, что я "плохой переговорщик", а потому что я излучаю семантическое поле неуверенности (идет от Монитора Отклонения — страха провала, потребности понравиться).

Решение: Проработать внутренний страх (убрать "помеху"), выйти на переговоры с позиции своего "Ин-Се" (я здесь, чтобы реализовать взаимовыгодный проект), и изменившееся семантическое поле изменит реакцию партнеров.

Плюсы книги

1) Интегративный подход. 

Менегетти пытается объединить психологию, философию, кибернетику и физику в единую систему.

2) Практическая ориентация. 

Онтопсихология позиционируется как инструмент для достижения реальных результатов в бизнесе, искусстве и личной жизни.

3) Мощная мотивация. 

Идея о том, что каждый человек обладает мощным бытийным ядром, способным привести его к успеху, правда, вдохновляет.

Минусы книги

1) Сложность языка. 
Текст перегружен авторской терминологией ("Ин-Се", "Монитор Отклонения", "семантическое поле"), что делает его тяжелым для восприятия.

2) Догматичность. 
Менегетти подает свою теорию как единственно верную истину, с пренебрежением относясь к другим психологическим школам.

3) Отсутствие научной базы. 
Подавляющее большинство концепций онтопсихологии (особенно семантическое поле) не имеют эмпирического подтверждения с позиций академической науки и считаются псевдонаучными.

За что критикуют книгу:

1) Сектантство. 
Онтопсихологическую ассоциацию неоднократно обвиняли в создании культа личности вокруг Менегетти и в использовании методов манипуляции сознанием на своих тренингах.

2) Псевдонаука. 
Академическое психологическое сообщество не признает онтопсихологию из-за отсутствия проверяемой методологии и научной базы.

3) Элитаризм и оправдание успеха любой ценой. 
Критики указывают, что акцент на "естественном отборе" и успехе оправдывает социальную несправедливость и нарциссические модели поведения.

4) Бездуховность.

За что хвалят книгу:

1) Эффективность. 

Последователи утверждают, что методы онтопсихологии дают быстрые и эффективные результаты в решении жизненных и бизнес-задач.

2) Целостный взгляд на человека. 

Хвалят за попытку рассмотреть человека не как набор комплексов, а как целостное существо, стремящееся к самореализации.

3) Практичность. 

Теория переведена в конкретные инструменты для коучинга, менеджмента и личностного роста.

Резюме

Социальный успех в парадигме Менегетти — это не результат следования внешним правилам, а побочный продукт аутентичного бытия и точного действия, основанного на глубинном самопознании и устранении внутренних помех.

В завершение подчеркнем, что идеи Менегетти довольно спорные, отрицают эмпатию и мораль, в чем-то психотичны и не соблюдают общепринятые нормы этики.

Эта рецензия опубликована в информационно-просветительских целях и не является психологической консультацией или рекламой этой книги или движения онтопсихологов.

Православная Церковь, насколько мне известно, признала движение онтопсихологов «тоталитарной сектой псевдохристианской направленности» (с).

Во многих странах к ней относятся как к деструктивному культу. Имейте это ввиду, если решите когда-нибудь прочесть этот сложный заумный труд итальянского философа.

***