Найти в Дзене
та Мята

Аметист весом в 26 тонн

Такая жеода из уругвайской шахты Las Torres стоит почти миллион долларов. При этом сам аметист – вовсе не редкость. Это разновидность кварца, одного из самых распространённых минералов на Земле. Но когда кристаллы вырастают внутри гигантской полости, обычный камень превращается в сокровище. Всё начинается миллионы лет назад. Лава остывает, в ней лопаются пузырьки газа – остаются пустоты. Через пористый базальт просачивается вода, несущая минералы. Кварц начинает расти, выстраивая кристаллы изнутри. А фиолетовый цвет – дело радиации. Естественное излучение из пород вокруг «будит» атомы железа в кварце: те меняют структуру и отражают свет иначе. Чем больше железа, тем насыщеннее оттенок. Шахта Las Torres в Уругвае – один из мировых лидеров по добыче аметистовых жеод. Здесь древний лавовый поток создал идеальные условия для их роста. Мелкие камни добывают в открытом карьере, а гиганты прячутся глубоко под землёй. Чтобы их достать, шахтёры используют контролируемые взрывы – разрывают базал

Аметист весом в 26 тонн – как четыре африканских слона, только фиолетовые и блестящие.

Такая жеода из уругвайской шахты Las Torres стоит почти миллион долларов.

При этом сам аметист – вовсе не редкость. Это разновидность кварца, одного из самых распространённых минералов на Земле. Но когда кристаллы вырастают внутри гигантской полости, обычный камень превращается в сокровище.

Всё начинается миллионы лет назад. Лава остывает, в ней лопаются пузырьки газа – остаются пустоты. Через пористый базальт просачивается вода, несущая минералы. Кварц начинает расти, выстраивая кристаллы изнутри.

-2

А фиолетовый цвет – дело радиации. Естественное излучение из пород вокруг «будит» атомы железа в кварце: те меняют структуру и отражают свет иначе. Чем больше железа, тем насыщеннее оттенок.

Шахта Las Torres в Уругвае – один из мировых лидеров по добыче аметистовых жеод. Здесь древний лавовый поток создал идеальные условия для их роста. Мелкие камни добывают в открытом карьере, а гиганты прячутся глубоко под землёй. Чтобы их достать, шахтёры используют контролируемые взрывы – разрывают базальт, создают трещины, но стараются не повредить сокровище внутри.

Шахтёры осторожно отделяют породу, чтобы не повредить жеоду – работа требует точности и терпения.

Та самая 26-тонная жеода обрабатывалась восемь месяцев: её вымыли, обрезали, перевезли. Теперь она стоит в шоуруме компании Le Stage Minerals и ждёт покупателя. Такие гиганты могут простаивать годами – их берут музеи, дизайнеры, коллекционеры. Но основные деньги приносят всё же мелкие, идеальные куски.

Аметист связывают с исцелением, медитацией и защитой от стресса
Аметист связывают с исцелением, медитацией и защитой от стресса

Во время пандемии бриллианты подешевели, а кристаллы – подорожали. Аметист связывают с исцелением, медитацией и защитой от стресса. Научных доказательств этому нет, но рынок кристаллов к 2020 году превысил миллиард долларов.

В Las Torres ещё много нераскрытых жеод
В Las Torres ещё много нераскрытых жеод