Найти в Дзене

Перекладная анимация: секрет аниматоров

Мы уже рассказывали о покадровой графической анимации, для которой художникам приходилось рисовать полностью каждый кадр мультфильма. Чтобы облегчить себе работу, они ещё давно придумали технику перекладной анимации: персонажи и их движущиеся части вырезались из картона или бумаги, выкладывались на фон, и для каждого нового кадра достаточно было передвинуть только одну картонную деталь – не перерисовывать всю сцену заново. Иными словами, персонажи в таких мультфильмах – это такие плоские марионетки. Одним из первых аниматоров, кто работал в этой технике, была Лотте Райнигер, немецкий режиссёр и деятель кинематографа. Одна из её работ, вдохновлённая ажурными куклами индонезийского театра теней Ваянг кулит: «Золушка» 1922 года. Старейший из её полнометражных мультфильмов – «Приключения принца Ахмеда» 1926 года. Интересно, что съёмки проводились на чердаке гаража. Для спецэффектов в мультфильме использовались воск, картон с мелкими отверстиями, папиросная и серебряная бумага, песок, краск
Оглавление
©Lotte Reiniger 1926
©Lotte Reiniger 1926

Мы уже рассказывали о покадровой графической анимации, для которой художникам приходилось рисовать полностью каждый кадр мультфильма. Чтобы облегчить себе работу, они ещё давно придумали технику перекладной анимации: персонажи и их движущиеся части вырезались из картона или бумаги, выкладывались на фон, и для каждого нового кадра достаточно было передвинуть только одну картонную деталь – не перерисовывать всю сцену заново. Иными словами, персонажи в таких мультфильмах – это такие плоские марионетки.

Предыстория

Одним из первых аниматоров, кто работал в этой технике, была Лотте Райнигер, немецкий режиссёр и деятель кинематографа. Одна из её работ, вдохновлённая ажурными куклами индонезийского театра теней Ваянг кулит: «Золушка» 1922 года.

Старейший из её полнометражных мультфильмов – «Приключения принца Ахмеда» 1926 года. Интересно, что съёмки проводились на чердаке гаража. Для спецэффектов в мультфильме использовались воск, картон с мелкими отверстиями, папиросная и серебряная бумага, песок, краска и даже мыло. Кстати, изначально мультфильм был тонирован, но до нашего времени дошли только чёрно-белые отпечатки. В 1998–1999 годах плёнку отреставрировали и вернули ей исходные цвета.

Классика перекладной анимации

©Киевнаучфильм 1976–1979
©Киевнаучфильм 1976–1979

В Советском союзе в этой технике было снято много известных мультфильмов:

  • Ёжик в тумане (1975)
  • Дядя Фёдор, Пёс и Кот (19751976) – это ещё не «Трое из Простоквашино» 1978 года, предыдущая экранизация
  • Месть кота Леопольда (1975)
  • Леопольд и золотая рыбка (1975)
  • Краденое солнце (1975)
  • Приключения капитана Врунгеля (19751979)
  • Сказка о попе и работнике его Балде (1933)

Британская комик-группа Монти Пайтон использовала перекладную анимацию в заставке к своему сериалу «Летающий цирк Монти Пайтон» в 1970 г.

А в США с помощью этой технологии снимались первые серии культового мультсериала «Южный парк» в 1977 г.

В 2000 году японцы выпустили игру Mario в стиле перекладной анимации под названием Paper Mario. Здесь использовалась компьютерная графика, но она имитировала плоские фигурки из бумаги и наклейки. А вот рекламу этой игры сделали с настоящими бумажными персонажами.

Как сделать перекладную анимацию самому?

© Freepik
© Freepik

Создать мультфильм в технике перекладной анимации самому не так уж сложно. Для этого потребуются:

  1. Нарисованный фон будущего мультфильма. Или несколько фонов.
  2. Вырезанный из плотной бумаги персонаж будущего мультфильма, у которого отделены все движущиеся части (ноги, руки, лапы, голова, хвост). Не забудьте сделать зрачки (для движения глаз) и разные рты (для имитации речи). Если у вас в кадре будет двигаться не человек или животное, а например, машина, предусмотрите крутящиеся колёса и другие элементы.
  3. Конструкция, чтобы зафиксировать телефон или камеру над поверхностью стола. Это может быть штатив, стекло или лист пластика на подставках, картонная коробка, подойдёт даже решётка от духовки или табурет-стремянка с прорезью в сидении. При желании можно приобрести специальный мультстанок – его используют профессиональные аниматоры.
Пример самодельного мультстанка: сверху лежит телефон, для камеры телефона в коробке сделано отверстие. Сбоку светит настольная лампа. Спереди коробка открыта, чтобы можно было перекладывать изображения. На дне коробки сам рисунок, с которым идёт работа. Для перекладной анимации на дно сначала кладётся фон, затем персонажи.
Пример самодельного мультстанка: сверху лежит телефон, для камеры телефона в коробке сделано отверстие. Сбоку светит настольная лампа. Спереди коробка открыта, чтобы можно было перекладывать изображения. На дне коробки сам рисунок, с которым идёт работа. Для перекладной анимации на дно сначала кладётся фон, затем персонажи.

Дополнительно можно подумать об освещении, проволочных каркасах фигурок, фольге, полупрозрачной плёнке, тканях – для создания спецэффектов.

Порядок действий:

  1. Положите на ровную горизонтальную поверхность фон. Удобнее всего работать на столе.
  2. На фон положите фигурку в позе для первого кадра.
  3. Над фоном параллельно столу закрепите камеру или телефон. Важно, чтобы тень от телефона не падала на фон. Пример на фото выше.
  4. Снимите первый кадр.
  5. Измените позу фигурки. Лучше не делать сразу много изменений за один раз и не передвигать фигурку слишком далеко.
  6. Сделайте следующий кадр. Чтобы телефон или камера не двигались, рекомендуем закрепить их.

Повторяйте так, пока не снимете всю сцену. С помощью программы для монтажа видео соедините кадры в мультфильм. Подробнее о съёмках мультфильма мы писали в посте о стоп-моушн.

Желаем успехов!

Бонус для вдохновения

©Katherine Manaog 2014
©Katherine Manaog 2014

Посмотрите милый мультфильм «Коко» 2014, снятый в технике перекладной анимации.

Смотрите также:

12 принципов анимации
Мир мультипликации19 октября
Как делали самые первые мультфильмы: вы тоже так сможете!
Мир мультипликации13 октября
Мультфильмы в технике «стоп-моушн»: оживить сказку своими руками
Мир мультипликации16 октября
Целлулоидная анимация: ещё один шаг вперёд
Мир мультипликации31 октября
Ротоскопирование: дай списать!
Мир мультипликации7 ноября
Классика кукольной анимации
Мир мультипликации11 ноября
Пластилиновая анимация: под другим углом
Мир мультипликации13 ноября
Компьютерная анимация: основные технологии и где они обитают
Мир мультипликации16 ноября
Эволюция компьютерной графики в 11 корометражках Pixar
Мир мультипликации1 октября
Мультфильмы с Lego
Мир мультипликации16 сентября