Друзья, братья и сёстры во Христе!
31 октября 2025 года — мы отмечаем День Реформации. Этот день не просто историческая дата. Это не просто праздник для лютеран. Это — памятный знак Божьего действия в истории Церкви, напоминание о том, что Бог не оставляет Свою Церковь в покое, когда она начинает блуждать, забывая о главном — о Евангелии.
Именно 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил (или прикрепил) к двери Виттенбергской церкви свои 95 тезисов — не как вызов, а как призыв к диалогу, к очищению, к возвращению к истокам веры. Он не хотел создавать новую церковь. Он хотел восстановить истинную Церковь, которая утратила своё лицо, погрязла в обрядности, коррупции, политизации и ложных учениях.
Сегодня, спустя почти 508 лет, мы смотрим на мир, на Церковь, на себя — и задаёмся вопросом:
«Если бы Реформация началась сегодня — что, по-вашему, требует срочного переосмысления в современной церкви?»
И вот что показал наш анонимный опрос среди 18 человек (да, выборка небольшая, но очень показательная):
- 66% — «Всё вышеперечисленное — нужна глубокая перемена»
- 33% — «Слияние с властью и политикой вместо Евангелия»
- 33% — «Молчание перед несправедливостью ради «мира» или влияния»
- 22% — «Коммерциализация веры: «духовный бизнес», курсы, мерч»
- 16% — «Культ успеха и внешнего благополучия вместо смирения»
- 11% — «Цифровая религиозность без живого общения и служения»
- 11% — «Потеря Креста: вера как инструмент победы, а не любви»
Это не просто цифры. Это крик сердец, которые всё ещё чувствуют боль от того, что Церковь — не то, чем должна быть.
Почему именно сегодня Реформация нужна больше, чем когда-либо?
Мы живём в эпоху, когда:
- Церковь часто становится брендом, а не домом.
- Богословие превращается в маркетинг, а не в поиск истины.
- Люди приходят в храм, чтобы «получить», а не чтобы «отдать».
- Христианство продаётся как «жизненный стиль», а не как смерть и воскресение со Христом.
И это — не абстрактные жалобы. Это реальность, которую мы видим каждый день.
Что сказал бы Мартин Лютер сегодня?
Он бы, наверное, начал с того же, с чего начал тогда — с Евангелия.
«Если бы Реформация началась сегодня, я бы снова прибил к дверям церкви не 95 тезисов, а один:
«Господь наш Иисус Христос — единственная Правда, Единственный Путь, Единственная Жизнь. Всё остальное — лишнее.»
Он бы говорил:
«Церковь не должна быть частью политики — она должна быть голосом Божьим в мире»
Лютер знал, как опасно смешивать веру и власть. Он сам был свидетелем, как Церковь использовала политическую силу, чтобы сохранить свою власть. Сегодня мы видим, как многие церкви выбирают сторону власти, а не правды. Как они молчат перед несправедливостью, потому что боятся потерять влияние, финансирование, статус.
«Что пользы человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26)
Лютер бы не молчал. Он бы кричал. Он бы писал. Он бы действовал.
«Вера — не товар. Церковь — не магазин»
Сегодня мы видим, как вера превращается в «духовный бизнес»: курсы по «достижению духовного успеха», мерч с крестами и цитатами, «лайфхаки для христиан», «программы роста» за деньги.
Лютер бы сказал:
«Вы продали Божье слово за деньги. Вы сделали из Евангелия товар. А ведь Евангелие — это дар. Бесплатный. Бесценный. Не подлежащий коммерциализации.»
Он бы осудил не только тех, кто продаёт «благословения», но и тех, кто покупает их, думая, что можно купить спасение, благодать, благословение.
«Цифровая вера — не замена живому общению»
Сегодня миллионы людей молятся в Instagram, слушают проповеди в TikTok, участвуют в онлайн-службах. Это хорошо — но не достаточно.
Лютер бы сказал:
«Без живого общения, без рукоположения, без причастия, без исповеди, без служения — нет Церкви. Есть только иллюзия.»
Цифровизация — это инструмент, а не цель. Цель — живое общение с Богом и друг с другом.
«Культ успеха — это антихристианство»
Мы живём в мире, где «успешный христианин» — это тот, кто богат, красив, здоров, счастлив, имеет идеальную семью и успешный бизнес.
Лютер бы возразил:
«Христос не обещал вам успех. Он обещал вам крест. И через крест — жизнь.»
Вера — это не про достижение целей. Это про смирение, жертвенность, любовь, страдание, послушание.
«Потеря Креста — потеря всего»
Сегодня многие христиане видят в Кресте не символ жертвы, а инструмент победы. Они говорят: «Я верю, и поэтому мне всё будет хорошо». Но это не Евангелие.
Лютер бы напомнил:
«Крест — это не символ победы. Это символ смерти. Смерти старого человека. Смерти гордыни, эгоизма, страха. Только через смерть рождается новая жизнь.»
Если ваша вера не ведёт вас к смирению, к служению, к любви, к жертве — значит, вы не поняли Евангелие.
А что говорит сам Лютер о времени Реформации?
«Церковь нуждается в Реформации, которая не является делом человеческим, Папы, или многих других людей, а именно кардиналов, как это продемонстрировал последний Собор, но это дело всего мира, более того, это дело только Бога. Однако только Бог, сотворивший время, знает время для этой реформы.»
Это — ключевая мысль.
Реформация — не проект. Не движение. Не стратегия. Это — Божье действие.
Мы не можем «сделать» Реформацию. Мы можем только готовиться к ней. Молиться. Слушать. Меняться. Признавать свои грехи. Возвращаться к Евангелию.
Что делать нам сегодня?
Вернуться к Евангелию
Прочитайте Евангелие. Не как книгу, а как слово Божье. Позвольте ему говорить вам. Позвольте ему менять вас.
Отказаться от коммерциализации веры
Не покупайте «духовные продукты». Не продавайте веру. Не делайте из Бога «поставщика услуг».
Жить в живом общении
Ходите в церковь. Участвуйте в служении. Исповедуйтесь. Причащайтесь. Общайтесь. Любите.
Не бояться говорить правду
Даже если это опасно. Даже если это не модно. Даже если это противоречит «миру».
Носить крест
Не как украшение. Не как символ успеха. А как знак смерти и воскресения. Как путь любви и жертвенности.
А что насчёт «глубокой перемены»?
66% наших опрошенных сказали: «Всё вышеперечисленное — нужна глубокая перемена».
И они правы.
Нам нужна не просто «реформация» — нам нужна метаморфоза. Перемена, которая затронет каждую клетку Церкви. Каждого верующего. Каждого пастора. Каждого епископа. Каждого члена прихода.
Нам нужно:
- Перестать бояться изменений
- Перестать цепляться за прошлое
- Перестать прятаться за традициями
- Перестать использовать веру для своих интересов
Нам нужно начать сначала. С Евангелия. С Христа. С Его Креста.
История, которая вдохновляет
В 1517 году Лютер не знал, что его 95 тезисов изменят мир. Он просто хотел, чтобы Церковь вернулась к истине.
Сегодня мы тоже не знаем, что произойдёт. Но мы знаем одно:
Бог не оставит Свою Церковь в заблуждении. Он её очистит. Он её обновит. Он её восстановит.
И эта Реформация начнётся с нас.
С тебя. С меня. С каждого из нас.
Завтра — 31 октября. День Реформации.
Не просто праздник. Не просто история. Это — призыв.
Призыв к тому, чтобы:
- Покаяться
- Вернуться к Евангелию
- Жить по истине
- Любить без условий
- Служить без ожидания награды
- Нести крест без страха
Молитва на День Реформации
Господи, Ты — Бог, который не оставляет Свою Церковь в заблуждении.
Ты — Бог, который очищает, обновляет, восстанавливает.
Помоги нам сегодня, в этот день, вернуться к Тебе.
Помоги нам отказаться от всего, что отдаляет нас от Тебя.
Помоги нам жить по Евангелию.
Помоги нам нести крест.
Помоги нам любить.
Помоги нам служить.
Помоги нам быть Церковью — не по названию, а по сути.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
А теперь — ваша очередь!
Что бы вы добавили в список проблем современной Церкви?
Что бы вы хотели изменить?
Что бы сделали вы, если бы были Лютером сегодня?
Пишите в комменариях. Делитесь. Обсуждайте. Молитесь.
Потому что Реформация — это не про прошлое. Это про настоящее. И про будущее.
И она начинается с нас.
Мы не можем «сделать» Реформацию.
Мы можем только подготовиться к ней.
Мы можем только позволить Богу сделать её.
И если мы будем готовы —
Если мы будем искренни —
Если мы будем любить —
Если мы будем жить по Евангелию —
Тогда, возможно, завтра станет началом новой Реформации.
А может быть, она уже началась.
Просто мы её ещё не заметили.
С Днём Реформации, дорогие друзья!
Пусть Бог направит наши шаги.
Пусть Его Слово будет нашим путеводителем.
Пусть Его Крест — нашей жизнью.
— Ваш, в любви во Христе,
пастор Андрей
P.S. Если вы согласны с этим постом — поделитесь им. Пусть больше людей услышат призыв к настоящей Реформации. Не просто исторической — а духовной. Личной. Глубокой. Божьей.
---
И немного об истории праздника День всех Святых или Хелоуин
Halloween, День всех святых и 95 тезисов Лютера: как тыквенные фонарики и Реформация связаны одной датой
Современный Halloween — это яркий, коммерциализированный праздник с костюмами, тыквами и сладостями. Но за этой весёлой оболочкой скрывается глубокая историческая и религиозная подоплёка, уходящая корнями в древние времена. А ещё — в этот же день, 31 октября, ровно 508 лет назад (в 1517 году), Мартин Лютер совершил поступок, который изменил ход мировой истории: он опубликовал свои знаменитые 95 тезисов, положив начало Реформации.
На первый взгляд, связь между весёлым «тыквенным спасом» и серьёзной богословской полемикой кажется странной. Но на самом деле оба явления — и светский Halloween, и акт Лютера — уходят корнями в один и тот же день: канун Дня всех святых.
All Hallows’ Eve: от кельтов до христианства
Слово Halloween происходит от All Hallows’ Even — то есть «вечер перед Днём всех святых». Впервые оно встречается в XVI веке как шотландское сокращение. Слово hallow в средневерхненемецком и среднеанглийском означало «святой» (от англ. halga — святой человек). Поэтому All Hallows — это «все святые», а All Hallows’ Day — 1 ноября, официальный католический праздник в честь всех святых, известных и неизвестных.
Канун этого дня — 31 октября — назывался All Hallows’ Eve, что со временем превратилось в Halloween. Уже около 1300 года в английских текстах встречается форма alle halwe eue, а ещё раньше, в староанглийском, существовало выражение ealra hālgena mæssedæg — «день мессы всех святых».
Интересно, что в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения в англоязычных странах использовались и другие связанные термины:
- Hallow-day — для обозначения 1 ноября (впервые зафиксирован в 1590-х),
- Hallowtide — неделя, начинающаяся с Дня всех святых и включающая также День поминовения усопших (2 ноября).
Шотландский поэт Роберт Бёрнс в 1785 году написал поэму под названием Halloween, в которой описал множество народных обычаев, связанных с этим вечером: гадания, ритуалы, игры, предсказания будущего. Многие из этих традиций восходят к гораздо более древнему празднику — Самайн.
Самайн: когда граница между мирами стирается
Samhain (произносится «самайн») — один из четырёх главных праздников древних кельтов. Он отмечался 31 октября – 1 ноября и символизировал конец урожайного сезона и начало «тёмной половины года». Считалось, что в эту ночь граница между миром живых и миром мёртвых истончается, и духи умерших могут вернуться на землю.
Чтобы защититься от злых духов, кельты зажигали костры, надевали маски и оставляли угощения у дверей. Эти практики позже были адаптированы христианской церковью, которая стремилась заменить языческие праздники христианскими. Так Самайн постепенно слился с кануном Дня всех святых, а затем — с Днём поминовения усопших (2 ноября), установленным в X веке.
Когда в XIX веке ирландские и шотландские эмигранты массово переселялись в США, они привезли с собой свои традиции. Именно в Америке Halloween стал массовым культурным явлением — с вырезанными тыквами (jack-o'-lanterns), костюмами и «сладость или гадость». Но в Европе, особенно в континентальной, 31 октября долгое время оставался преимущественно религиозным днём — кануном важного церковного праздника.
Почему именно 31 октября 1517 года?
И вот на этом фоне — в Виттенберге, маленьком городке в Саксонии — Мартин Лютер, августинский монах и профессор богословия в местном университете, решает выступить против продажи индульгенций.
Индульгенции — это прощение временного наказания за грехи, уже отпущенные через покаяние. В теории — духовная практика. На практике — церковный бизнес. Особенно активно этим занимался Иоганн Тецель, доминиканский монах, который разъезжал по Германии с проповедями вроде:
«Как только монета в ящике звенит — душа из чистилища в рай летит!»
Лютер был возмущён. Он считал, что спасение даётся только через веру и милость Божью, а не за деньги. В ответ он написал 95 тезисов — список богословских утверждений, призванных вызвать академическую дискуссию.
И отправил их… 31 октября 1517 года.
Но почему именно в этот день?
Дверь церкви — как доска объявлений
Виттенбергский замковый храм (Schlosskirche) был не просто церковью — он был университетской церковью. А в те времена двери таких церквей служили публичными досками объявлений. Учёные вывешивали туда приглашения на диспуты, научные вызовы, тезисы для обсуждения. Это была стандартная академическая практика.
Так что формально Лютер не устраивал бунт — он просто следовал университетскому этикету. Он хотел начать дискуссию, а не устроить революцию (хотя именно так всё и вышло).
День всех святых — день массового паломничества
1 ноября — День всех святых — был одним из главных праздников в католическом календаре. Особенно в Виттенберге. Почему?
Потому что курфюрст Фридрих Мудрый, покровитель Лютера и правитель Саксонии, собрал огромную коллекцию реликвий: кусочки креста Христова, гвозди, терновый венец, волосы святых… Всего более 19 000 святынь! Он выставлял их в церкви раз в год — именно 1 ноября.
Считалось, что поклонение этим реликвиям приносило индульгенции — до 101 года сокращения времени в чистилище! Тысячи паломников приходили в Виттенберг в этот день, чтобы «заработать» спасение.
Лютер прекрасно знал об этом. И именно поэтому он выбрал канун праздника — 31 октября — чтобы опубликовать свои тезисы. В этот день:
- Церковь была переполнена.
- Студенты, профессора, священники и паломники соберутся вместе.
- Его текст увидят максимально возможное число людей.
Это был не просто академический жест — это был стратегический ход.
Прямая связь с индульгенциями и чистилищем
Самая важная причина — тематическая.
День всех святых и последующий День поминовения усопших (2 ноября) — это дни, когда верующие особенно задумываются о судьбе умерших, о чистилище, о спасении душ.
А именно продажа индульгенций для умерших была главной мишенью Лютера. Тецель утверждал, что можно выкупить душу из чистилища, просто заплатив деньги. Лютер же писал в тезисах:
«Bо истину, даже души, пребывающие в Чистилище, папа отнюдь не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в их земной жизни.…» (Тезис 22)
«Лишь собственное человеческое понимание проповедуют учащие что тотчас, лишь только зазвенит монета в денежном ящике,—искупленая ею душа вылетит вон из Чистилища.» (Тезис 28)
Выбрав канун Дня всех святых, Лютер бросил вызов именно в тот момент, когда церковь активнее всего монетизировала веру. Это был богословский, моральный и политический протест, упакованный в академическую форму. Полный русский текст 95 тезисов по ссылке
Были ли «прибиты» тезисы на самом деле?
Стоит отметить: историки до сих пор спорят, действительно ли Лютер физически прибил тезисы к двери церкви. Первые упоминания об этом появляются десятилетия спустя, в биографиях Лютера. Возможно, это позже стало символической легендой — как «удар молотом по Риму».
Но факт публикации 31 октября 1517 года неоспорим. В этот день Лютер разослал свои тезисы на латыни по церковным и университетским кругам. Благодаря новой технологии — печатному станку Гутенберга — текст быстро распространился по всей Германии, а затем и по Европе. Всего за две недели тезисы стали известны повсюду.
Так что даже если гвоздей и молотка не было — дата была выбрана осознанно и гениально.
Ирония истории: Halloween и Реформация
Сегодня 31 октября — это день, когда одни наряжаются в ведьм и зомби, а другие вспоминают начало протестантизма. Но оба явления — Halloween и Реформация — связаны через День всех святых.
Для кельтов — это ночь духов.
Для католиков — канун святого праздника.
Для Лютера — момент истины.
Для нас — повод задуматься: как одна дата может нести в себе столько слоёв смысла.
Интересно, что в некоторых протестантских странах 31 октября теперь отмечают как День Реформации — особенно в лютеранских церквях. В 2017 году весь христианский мир праздновал 500-летие Реформации.
А в США в это же время миллионы детей ходят по домам с криком «Trick or treat!» (сладость или гадость! / кошелек или жизнь!) 🎃
Всё не случайность, а провидение?
Лютер не выбрал 31 октября случайно. Он выбрал его потому что:
- Это был канун одного из главных церковных праздников.
- В этот день собиралась огромная аудитория.
- Тема спасения душ была особенно актуальна.
- Это соответствовало академическим обычаям его времени.
Его поступок — даже если он был сдержан и формален — стал точкой невозврата. Церковь уже не могла игнорировать критику. Реформация началась. И всё — в канун Дня всех святых.
Так что в следующий раз, когда вы увидите тыкву с вырезанным лицом или наденете маску, вспомните: в этот же день когда-то один монах изменил мир — не мечом, не огнём, а словом, написанным на листе бумаги.
🕯️ 31 октября — это не только Halloween. Это также день, когда началась новая эпоха в истории христианства.
P.S. А тыквенный спас, конечно, тоже важен. Особенно если тыквенный пирог получился удачным. 🎃✨