Найти в Дзене
Особое дело

Чикатило могли остановить на 12 лет раньше. Почему за его преступление ответил невиновный? История самой громкой судебной ошибки в СССР

Добрый вечер!

Ростовская область, июль 1983 года. Суд вынес свой окончательный вердикт. По делу о трагедии, случившейся с несовершеннолетней Леной Закотновой, виновным был признан Александр Кравченко. Для системы правосудия он был идеальным кандидатом: рецидивист, который, по их мнению, получил по заслугам.

Сегодня наш рассказ о страшной судебной ошибке. О том, как, осудив невиновного, милиция позволила настоящему преступнику, Андрею Чикатило, оставаться безнаказанным ещё 12 лет и совершать новые злодеяния.

22 декабря 1978 года в городе Шахты 9-летняя Лена Закотнова не вернулась домой из школы. Спустя два дня её обнаружили под мостом через речку Грушевка. Милиция немедленно начала поиски виновного. Главным подозреваемым почти сразу стал Александр Кравченко. Он идеально подходил на эту роль: жил неподалёку и, что самое главное, уже был судим за похожее преступление. В 1970 году, будучи несовершеннолетним, он был осуждён за деяние, в результате которого погибла 10-летняя девочка. Он отбыл 6 лет наказания и вышел условно-досрочно. Для следствия его прошлое стало почти приговором.

Александр Кравченко. Фото: из материалов уголовного дела
Александр Кравченко. Фото: из материалов уголовного дела

Пока Кравченко находился под арестом, расследование шло своим чередом. Появился ключевой свидетель — местная жительница, которая видела Лену в день исчезновения. Девочка шла от остановки с высоким, пожилым мужчиной в плаще и шляпе. Свидетельнице эта пара показалась странной и тревожной.

С её слов художник нарисовал фоторобот. Когда портрет показали директору местного интерната, тот без колебаний узнал в нём их бывшего учителя — Андрея Чикатило, которого уволили за неподобающее поведение с ученицами.

Чикатило допросили. Этот невзрачный, неуклюжий тихоня, примерный семьянин с двумя детьми, сумел убедить оперативников в своей невиновности. Он рассказал, что ученицы его оговорили, а когда его спросили о погибшей девочке, на его лице появилось такое сочувствие, что показалось, он вот-вот заплачет. Милиционеры решили, что он просто потрясён трагедией, и отпустили. Они не знали, что только что говорили с настоящим убийцей.

Все силы были брошены на Кравченко. Его алиби проигнорировали (жена и её сестра клялись, что в момент преступления он был дома). То, что Кравченко совершенно не походил на фоторобот, тоже не приняли во внимание. Спустя несколько дней в изоляторе Александр «сломался» и во всём признался. Он даже написал две явки с повинной, подробно описав то, чего не совершал.

Фоторобот Чикатило. Фото: ru.wikipedia.org
Фоторобот Чикатило. Фото: ru.wikipedia.org

Позже выяснится, что на него оказывалось давление. В камеру к Кравченко подсадили матёрого уголовника, который и вынудил его оговорить себя.

На суде Александр от своих показаний отказался, заявив, что оговорил себя под угрозами.

«Писал явки с повинной только из-за того, что от некоторых работников уголовного розыска и тюрьмы слышал угрозы в свой адрес. Некоторые детали этого преступления узнал из актов экспертизы. Потому в заявлениях моих и есть подробности, которые я узнал от своих следователей», — Александр Кравченко, из материалов суда.

Но это не помогло. Суд признал его виновным и приговорил к высшей мере наказания. В своём последнем прошении о помиловании он написал такие слова: «Наступит день и час, и вам будет стыдно за то, что вы губите меня, невиновного человека».

5 июля 1983 года приговор в отношении Александра Кравченко был приведён в исполнение. А настоящий убийца Лены Закотновой остался на свободе.

В начале 80-х по Ростовской области прокатилась волна ещё более жестоких преступлений. Началась знаменитая операция «Лесополоса», которая завершилась лишь в ноябре 1990 года задержанием Андрея Чикатило.

Когда маньяк начал давать показания, он, среди прочих 52 эпизодов, сам рассказал и о своей причастности к трагедии с Леной Закотновой. Чикатило в деталях описал то, что произошло в тот декабрьский день 1978 года, и его показания полностью совпали с материалами дела.

«Когда он разговорился, то сам рассказал про Лену. Признался, что это его рук дело и стал подробно рассказывать все детали преступления», — Амурхан Яндиев, следователь по делу Чикатило.
Фото: rostov.kp.ru
Фото: rostov.kp.ru

Стало ясно, что произошла чудовищная ошибка. Оперативная группа добилась реабилитации Александра Кравченко. Посмертно.

Самый трагичный момент этой истории — визит следователя к матери казнённого Кравченко.

«Не виновен? Реабилитирован?! Где он?» — встрепенулась пожилая женщина, когда ей сообщили новость. Она всё ещё ждала своего сына. «Приговор был приведён в исполнение. Реабилитирован уже посмертно», — пришлось ответить сотруднику.

Эта история — страшное напоминание о том, что система, призванная защищать, иногда становится слепой и глухой. Если бы в 1978 году следствие не пошло по пути наименьшего сопротивления и прислушалось к свидетелям, а не к удобной версии, Андрея Чикатило могли остановить на его первом преступлении. И десятки людей остались бы живы.