Найти в Дзене
Сказы Истории

Когда в христианстве появились рабы, о каких тайнах поведал Прокопий Кесарийский

Император Юстиниан (527-565) был воспет историками: он автор Кодекса Юстиниана, его правление ознаменовалось масштабными реформами внутри страны и честолюбивой внешней политикой, целью которой было восстановление границ Римской империи.

О его правлении подробно писал придворный историк Прокопий Кесарийский, и два его сочинения: «О постройках импе­ратора Юстиниана» и «О войнах императора Юстиниана», — в общем, пользо­вались известностью во все времена.

Поэтому громом среди ясного неба стала публикация в 1623 году сочинения Прокопия, которая взорвала и образ Прокопия как придворного историка, и образ самого императора Юстиниана.

Первое издание 1623 года Фото из открытого доступа
Первое издание 1623 года Фото из открытого доступа

Хранитель рукописей Ватиканской библиотеки Николай Алеман в 1623 году обнаружил две рукописи Прокопия Кесарийского и по ним опубликовал сочинение, которое назвал «Тайная история».

Эти две рукописи представляли собой всю скандальную правду на императора Юстиниана, его жену Феодору и весь правящий класс Византийской империи.

Фрагмент мозаики, изображающей императора Юстиниана I и императрицу Феодору, VI в. н. э. Фото из открытого доступа
Фрагмент мозаики, изображающей императора Юстиниана I и императрицу Феодору, VI в. н. э. Фото из открытого доступа

Во вступительном слове сам автор прямо объясняется, почему направление этого сочинения столь отличается от направления остальных двух:

«…пока были живы вершители этих дел, я не мог описывать их долж­ным образом. Ибо невозможно было мне укрыться от множества согля­да­таев, а если бы я был изобличен, не избежать мне было бы самой жалкой смерти. Ибо даже на самых близких родственников я не мог положиться. Более того, я был вынужден скрывать причины и многих из тех событий, которые были изображены мной в прежнем повество­вании. Поэтому я считаю своим долгом рассказать в этой книге о том, о чем доселе не было сказано…».

Конечно, историки были возмущены, назвав это сочинение фантастическими сплетнями, домыслами, незаслуженными обвинениями.

Вот как, к примеру, Прокопий разоблачал развратную императрицу Феодору:

«Была она невероятно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от нее в восторг. У этой женщины не было ни капли стыда, и никто не видел ее смущенной. Без малейшего колебания она отдавалась раз­врату, она была в состоянии, громко хохоча, отпускать остроумные шут­ки даже тогда, когда ее колотили по голове».

Императрица Теодора, Жан-Жозеф Бенджамин-Констан, 1887 год. Источник: Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес. Фото из открытого доступа
Императрица Теодора, Жан-Жозеф Бенджамин-Констан, 1887 год. Источник: Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес. Фото из открытого доступа

Здесь нет вымысла, потому что она начинала в качестве мимической актриски в театре.

«Отдаваясь своим любовникам, она подзадоривала их развратными шут­ками, умела привязывать к себе распутные души. Она не считала нуж­ным ожидать, чтобы мужчины, с которыми она общалась, попы­тались соблазнить ее, но, напротив, сама обольщала всех без разбора».

Прокопий Кесарийский утверждал, будто император Юстиниан отличался особой жестокостью и некомпетентностью управления государством, проявляя себя коварным и вероломным лидером, чьи решения приводили империю к серьезным страданиям и экономическим проблемам.

В своем стремлении опорочить репутацию монарха Прокопий доходил даже до того, что рисовал образ Юстиниана практически нечеловеческим тираном, призраком-демоном, бродящим ночами по дворцовым коридорам. Вместе с тем важно учитывать, что сам Юстиниан происходил не из родовитой знати, вследствие чего значительная часть элиты воспринимала его как незаслуженно возвысившегося претендента на престол, посягнувшего на традиционные иерархические порядки вслед за своим дядей Юстином.

Золотой солидус Юстиниана I с изображением победы на реверсе, отчеканенный в Равенне, около 530-539 гг. н. э. Источник: Британский музей, Лондон. Фото из открытого доступа
Золотой солидус Юстиниана I с изображением победы на реверсе, отчеканенный в Равенне, около 530-539 гг. н. э. Источник: Британский музей, Лондон. Фото из открытого доступа

Сразу же после публикации «Тайной истории» в 1623 году возник крупный скандал. Причиной стала выставленная на всеобщее обсуждение напряженность между императором Юстинианом и папским престолом. Император во время правления жестоко обращался с несколькими римскими папами, включая случай с папой Вигилием, которого Юстиниан приказал доставить в Константинополь для суда, а когда тот бежал и искал убежища в храме Сергия и Вакха, схва­тив­шись за опоры алтаря, император велел вытащить его оттуда за ноги, и, когда солдаты тащили его за ноги, папа Вигилий просто своротил алтарный камень. То есть это было самое настоящее рукоприкладство.

Однако Юстиниан пошёл ещё дальше, чувствуя неограниченную власть над людьми, он возомнил себя чуть ли не богом, оставив гражданам империи только одну жизнь.

Когда христиане стали рабами

Раннее христианство включало идеи реинкарнации, которые поддерживались первыми христианами и не отрицались самим Иисусом. Однако впоследствии, на Пятом Вселенском соборе в Константинополе в 553 году, инициированном императором Юстинианом, учение о реинкарнации было осуждено как ересь. Было провозглашено, что душа переживает лишь одну земную жизнь, а идея множественности воплощений исключалась из официальной доктрины церкви. Основоположником учения о реинкарнации считался Ориген, чье имя подверглось осуждению («анафема») на соборе.

Ориген. Фото из открытого доступа
Ориген. Фото из открытого доступа

Император Юстиниан видел в утверждении концепции единственной земной жизни средство укрепления собственной власти, полагая, что осознание конечности существования способствует большей дисциплине и послушанию населения. Рабам давалась только одна жизнь и контроль над этой жизнью со стороны церкви с её адом.

И если раньше человек считал себя ответственным за свои поступки, зная, что от этого будет зависеть его будущая жизнь и церковь ему была не нужна, то получив одну жизнь, он становился послушным божьим рабом, запуганным адом.

Таким образом, отказ от реинкарнации стал инструментом укрепления царствующей власти и политического контроля над обществом.

Более подробно об этом можно почитать в статье

«Почему 164 человека в 553 году пришли к выводу, что реинкарнации нет, а сейчас миллионы ломают над этим головы»

«Тайная история» не подделка

Спор вокруг аутентичности «Тайной истории» продолжался около двух с половиной столетий, начиная с XVII и заканчивая концом XIX века. Даже знаменитый историк-позитивист Леопольд фон Ранке подвергал сомнению подлинность произведения вплоть до последней четверти XIX столетия. Однако, прогресс в области филологических исследований привел к значительному прорыву.

Был открыт закон Мейера, позволяющий определить индивидуальный стиль письма древних греческих авторов путем анализа ритма предложений, повышения и понижения тона в конце фраз. Когда формулы, полученные по методу Мейера, применили к языку основной части трудов Прокопия и «Тайной истории», результаты совпали, подтвердив авторство Прокопия.

Таким образом Прокопий открыл нам подлинные страницы истории, описывая Юстиниана как «демона в человеческом обличье», который «опустошил империю».