Дорогой друг!
Пишу тебе — и не могу избавиться от тревоги. Меня не покидают сомнения: как ты воспринимаешь мои послания? Вдруг они уже надоели тебе, и ты просто игнорируешь их — или, того хуже, отправляешь в корзину?
Возможно, над некоторыми моими примерами ты в душе посмеиваешься, а где‑то даже осуждаешь меня. Может ли такое быть? Конечно, может.
Хоть я и давно в журналистике, порой чувствую себя улиткой: прячусь в своём домике и лишь изредка выползаю «на разведку» — проверить, какая нынче погода.
Пишу и внутренне вздрагиваю: вдруг допущу орфографическую ошибку, и ты мысленно назовёшь меня двоечницей?
А ещё сомневаюсь: удаётся ли мне по‑настоящему затронуть волнующие тебя темы? Приходится ли по душе мой стиль письма?
Эти сомнения знакомы каждому журналисту. Вряд ли ты — железный человек, которого вовсе не тревожат профессиональные страхи. Скорее, ты не хочешь в этом признаться: мешает гордость. А признать их всё же стоит.
Я переступила через себя и во многом тебе призналась. Почему? Потому что научилась бороться с профессиональными страхами — и теперь готова поделиться своими методами.
Главное — начать.
В духе нашей традиции обратимся к мудрости великих: древнекитайский философ Лао‑цзы напутствует: «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага».
Итак, приступим к закалке нашего меча смелости.
Профессиональные страхи начинающих
В университете ты накопил багаж теории, но почти не получил практических навыков. А жизнь требует совсем другого:
умения собраться перед выходом «в поле»;
уверенности в руках, держащих микрофон или диктофон;
искусства вести телефонный диалог так, чтобы герой согласился на интервью;
мастерства формулировать вопросы, которые раскроют суть;
скорости в написании материала — чтобы успеть в жёсткие сроки эфира или вёрстки.
Список практических загадок далеко не исчерпан. Перед тобой встают новые вызовы:
как через объектив камеры донести дух происходящего;
как выстроить текст так, чтобы он не вызвал ни упрёков начальства, ни разочарования читателей;
как в кадре оставаться естественным и при этом чётко записать синхрон;
как из хаоса мыслей выковать подлинный шедевр.
Каждая из этих задач порождает свой страх. Ты будешь постепенно собирать ответы на сотни вопросов — в процессе реальной работы. Прочтёшь десятки книг, но подлинное преодоление страхов придёт лишь с годами, когда ты отточишь профессиональное мастерство.
И всё же я постараюсь выделить базовые страхи и помочь тебе научиться с ними справляться достойно.
Страхи возникают потому что ты еще не знаешь: как сделать? как стать? как достичь?
Личный опыт
Признаюсь, каждый раз, когда я пробовала что‑то новое в профессии, меня накрывал страх. Вот пара примеров.
Первый стендап я переписывала аж 17 раз — руки дрожали, голова кружилась. Перед пресс‑конференцией голос вдруг осип -чисто от страха. А однажды на улице, записывая блицы, я просто расплакалась: люди отворачивались, торопились, будто я невидимка.
И таких «боязней» было много:
боялась, что режиссёр снова скажет: «Ты опять не в кадре!»;
переживала, что оператор усмехнётся над моей идеей;
тряслась, что не успею запустить песню на радио;
представляла, как в прямом эфире кто‑то начнёт грубить, а я не найду
слов.
Сегодня вспоминаю и смеюсь. Но тогда было не до смеха.
Страх публичности
Знаешь, друг, все наши профессиональные страхи на самом деле растут из одного корня — страха публичности. Вот подумай: почему ошибка в тексте так пугает? Да потому что её увидят множество людей! А если ты ошибешься в записке для мамы — страшно не будет, правда?
То же самое со страхом перепутать факты: он обостряется, когда ты понимаешь, что перед тобой — большая аудитория. А потом добавляются и другие страхи: как бы не высмеяли коллеги, как бы читатели не обругали, как бы не выдать слишком много личного…
И потому многие из нас прячутся за псевдонимами, подписывают тексты не своими именами. Но при этом продолжают работать, создавать.
Да, журналистика — это публичность. И нам важно научиться держать удар, управлять своими переживаниями.
Методы борьбы со страхами
Слушай, главное запомнить: всё можно поправить. Страх никуда не исчезнет, но ты сможешь им управлять и перед печатью статьи, и перед прямым эфиром.
Расскажу, какие приёмы использую сама. Может, прозвучат смешно — но поверь, они реально помогают!
Дыхание. Вдыхаю глубоко на счёт 4, выдыхаю на счёт 8, задерживаю дыхание и повторяю 5–6 раз. Сразу становится легче.
Чтение вслух. Даже если время поджимает, никогда не отправляю текст, не прочитав его вслух. Так ловлю ошибки и успокаиваюсь.
Вопросы «Что, если?». Прокручиваю в голове варианты развития событий — и страх отступает.
Когда‑то я буквально «вытащила» себя из страха перед прямым эфиром с помощью метода «Что, если?». Сейчас покажу, как это работает.
Представь: тебя трясёт от мысли, что сейчас надо выходить в эфир. Бери блокнот и пишите: «Что, если я ошибусь в эфире?»
А теперь — быстро, без раздумий — вываливай на бумагу всё, что лезет в голову. Вот как это может выглядеть:
«Ну и что? Мир не развалится. Я не рассыплюсь в прах. Телевизор не бабахнет. Кто‑то цыкнет, кто‑то и не обратит внимания. Ну поругает меня редактор. А я скажу: “Да, косяк, смешно вышло!” — и в следующий раз буду внимательнее».
Смотри: ты не ругаешь себя и не загоняешь в угол. Ты просто находишь способ справиться со страхом — и он начинает отступать. Мозг понимает: «Всё в порядке, это не опасно». И тело откликается — перестаёт напрягаться, снова чувствует реальность. Так ты научишься вести эфиры легко, в ладу с собой и своим телом.
Любое творчество начинается с неуверенности. Вот и я, едва взявшись за эту книгу, тут же столкнулась с типичным авторским страхом:
«А вдруг читателям не зайдёт?
А вдруг они не поймут, что я хотела сказать?»
Тогда я решила применить технику «Что, если?». Первым делом спросила себя: «Что, если эта книга не зацепит начинающих и уже уставших от профессии журналистов?»
Знаешь, этот вопрос сначала выглядел страшным и каким‑то расплывчатым. Но потом я поняла: он как раз и ведёт к решению! Ведь пока мы не знаем, что будет дальше, мы просто гадаем на кофейной гуще. Вместо того чтобы накручивать себя, я взяла и организовала фокус‑группу — попросила коллег поделиться мнением о книге. Вывод простой: лучше делать, чем бояться.
С публичностью нужно подружиться
Давай поговорим ещё немного о страхе публичности. Знаешь, откуда он чаще всего берётся? Из нашего внутреннего перфекционизма — той самой тяги сделать всё идеально. Мы все в душе перфекционисты!
Но вот что важно понять: не обязательно гнаться за идеалом. Главное — действовать грамотно и не терять себя.
Публичность пугает не только журналистов — она страшит всех: от высокопоставленных чиновников до простых дворников. Именно поэтому журналисту необходимо обладать не только профессиональными навыками, но и тонким психологическим чутьём.
Знаменитые журналисты тоже когда-то боролись со страхом публичности. Андрей Малахов признавался, что первые выходы в эфир давались ему с огромным трудом. Страх перед камерой заставлял его часами репетировать перед зеркалом.
Ирина Муромцева вспоминала, как переживала из-за каждой ошибки. Со временем она научилась воспринимать критику как стимул к развитию. Екатерина Андреева делилась, что прямые эфиры в начале карьеры казались ей настоящим испытанием.
Помни: каждый великий журналист когда-то стоял на том же перепутье, что и ты. Страх публичности — это не приговор, а лишь ступень на пути к профессиональному росту.
Знаешь, часто именно страх публичности заставляет людей уходить из профессии. И вот что я хочу сказать — может, прозвучит резко, но: страх — это просто страх. А твоя профессия -это твой опыт, твои испытания и твоя миссия.
И ты правда позволишь какому‑то страху сожрать твой талант? Ну уж нет! Забудь про панику и тревожность. Работай с умом — а ум рождается из спокойствия, знаний и навыка.
Представь: балерина выходит на сцену перед большой аудиторией, но не справляется со страхом. Что произойдёт? Провал: танец получится неуверенным и сбивчивым. А если врача одолевает страх перед пациентами — можно ли назвать его профессионалом?
Чем больше балерина репетирует, тем свободнее чувствует себя на сцене. Чем глубже знания врача, тем увереннее он ставит диагноз и взаимодействует с пациентами.
Так и в журналистике, чем больше ты будешь знать о приемах работы над материалом, будь то статья, сюжет или прямой эфир, тем быстрее перестанешь стрессовать и уверенней пойдешь вперед.
Публичность и молодёжь: парадокс современного времени
Знаешь, о чём я всё думаю? Насколько важна тема публичности для нынешних подростков — тех, кому через пару лет выбирать свой путь? Вот что меня удивляет в современной молодёжи. С одной стороны, в соцсетях они такие смелые порой даже чересчур: каждый второй мнит себя экспертом.
А с другой: стоит им оказаться перед телекамерой на интервью, и всё: язык словно отнимается, ни слова связать не могут. Почему так происходит? Потому, что им страшно. В виртуальной среде царит игра, где можно редактировать, удалять и переписывать. Но перед камерой правила меняются: требуется говорить осмысленно и уверенно. Нередко из‑за волнения молодые люди даже не улавливают суть заданного вопроса.
Этот момент требует особого внимания — ведь моя книга обращена к тем, кто лишь начинает свой путь в журналистике
Сегодня немало подростков грезит о профессии репортёра, но их подстерегает иллюзия: тысячи подписчиков в соцсетях создают обманчивое ощущение профессионализма. Словесные аргументы тут бессильны. Но стоит предложить написать настоящий репортаж — не короткий пост, а полноценный материал — и маска «профессионала» спадает. Это не повод для разочарования, а точка старта: мастерство рождается в обучении.
Да, социальные сети — лишь площадка для самовыражения, а не критерий готовности к серьёзной журналистской работе. Их ценность в том, что там формируется виртуальная личность. Однако журналисты нередко забывают: этот навык важно переносить и в реальную профессиональную деятельность — осознанно создавать свой профессиональный образ.
И если лично тебе что‑то страшно, твой профессиональный образ должен оставаться уверенным — ведь он олицетворяет профессионала. Не так ли?
Подводя итог этому письму, хочу верить: мне удалось приоткрыть для тебя завесу над природой профессиональных страхов. Впереди — целая вершина знаний и опыта, которую предстоит покорить.
Уверена - мы с тобой выковали меч победы и ничего не боимся.
С тёплыми пожеланиями успеха,
твой старший коллега и наставница.
P.S. А в следующем письме поговорим по душам: что значит создать свой образ, что такое имидж и зачем разделять профессиональную маску и настоящую личность. Представим, что ты смотришь в зеркало — только не обычное, а зеркало профессионального роста.
До новых встреч в письмах,
мой дорогой друг!
МУДРЫЙ ПОДВАЛ. 60 ВОПРОСОВ РОСТА. ИНТЕРВЬЮ С ТОБОЙ.
Давай закрепим всё, о чём говорили: ответь на вопросы виртуального интервью. Просто напиши свои мысли и скинь мне на почту или пиши в комментариях, если читаешь онлайн. Можешь отправить аудио, сделаем подкаст.
А вдруг из этого получится крутая книга, и ты окажешься одним из её главных героев? Звучит как план, правда? Так что не стесняйся — давай, загляни в себя и пиши!
1. Расскажи, какие страхи накрывали тебя в самом начале пути? Ну, типа «а вдруг не справлюсь?», «а вдруг опозорюсь?». И что из этого до сих пор с тобой — какие боязни так и не отпустили? Вспомни какой‑нибудь конкретный момент, когда страх буквально блокировал: не мог сформулировать вопрос, забывал текст… Как ты тогда выкрутился?
2. У многих есть свои «магические» ритуалы перед выходом в эфир или сложным интервью — кто‑то дышит по схеме, кто‑то перечитывает заметки сто раз. А у тебя есть такой «обряд» против волнения? Поделись, что реально помогает именно тебе собраться: фраза, которую повторяешь, особый порядок действий, может, музыка?
3. Бывает, что внутри всё дрожит, а снаружи надо быть «каменным лицом» — как ты держишься в такие моменты? Как отделяешь «я переживаю» от «я профессионал»? А если страх всё‑таки прорывается — голос дрожит, мысли путаются, — что делаешь, чтобы не развалиться и довести дело до конца? Есть какой‑то внутренний приём?
Почтовый ящик: skornyakovat@mail.ru
продолжение следует...