Реклама. ООО Топвизор, ИНН 4726000897, erid: 2SDnjcdNhJf
SEO Driven Development – это такой подход к разработке сайта, при котором SEO участвует с самого начала работ и влияет на структуру сайта, дизайн, верстку и многое другое.
Разберемся, зачем это нужно, как работает и как внедрить такой подход в своих проектах, вместе с Антоном Платоновым, руководителем отдела SEO в компании Novatechno.
Почему важно разрабатывать сайт по принципу SEO Driven Development
Подходов к разработке сайтов много, но чаще всего выделяют два: BDD (Behavior Driven Development, подход с учетом поведения пользователей) и CDD (Customer Driven Development, сборка проекта с учетом требований клиента).
А SDD (SEO Driven Development) – это когда SEO-специалист подключается к проекту еще до старта, то есть прямо влияет на разработку страниц сайта, чтобы они сразу отвечали требованиям поисковиков.
Собирая SEO-friendly-сайт с самого начала, можно решить проблемы, которые обычно со временем догоняют совершенно любой проект: неправильное расположение элементов на страницах, некорректная архитектура URL и другие.
Антон Платонов:
«Покажу на примерах, почему лучше сразу делать SEO-friendly-сайт.
Пример 1.
Проект связан с поставками медицинского оборудования. Проект нишевый и имеет высокую конкуренцию. Сайт сделан на конструкторе.
Мы поработали с сайтом в течение марта – после этого предложили клиенту сделать новый сайт сразу под SEO. В апреле собрали сайт с проработанной структурой, внедрили коммерческие факторы, проработали архитектуру URL и оптимизировали сразу все страницы.
Смотрите, как начал расти трафик:
Клиент работает с нами до сих пор.
Пример 2.
Проект связан с продажей кислородного оборудования. ЦА – рядовые потребители и владельцы медицинских кабинетов.
Здесь ситуация немного другая: в работу пришел проект, который долгое время пытались оптимизировать несколько разных агентств. Мы тоже пару месяцев тестировали различные гипотезы, оптимизировали страницы – в общем, искали подход к проекту.
После пары неудачных месяцев мы согласовали полную переделку сайта – переработку структуры, внедрение коммерческих факторов, работу с архитектурой URL, работу со структурой заголовков, расширение, чистку и кластеризацию семантики.
Смотрите, как начал расти трафик:
В общем, при разработке сайта с учетом SEO закладывается крепкий фундамент для любого проекта.
Вот как обычно это происходит:
- Проводится предпроектная работа по анализу коммерческих факторов. На первых этапах составляется избыточная структура в соответствии с возможностями клиента.
- Подготавливаются метатеги, структура заголовков и URL. Все это составляется на основе чистой и разбитой на кластеры расширенной семантики.
Конечно, всего этого можно не делать. Но в будущем придется вернуться к этим вопросам – и потратить много ресурсов на их решение. Например, на действующем сайте уже не получится безболезненно поработать с архитектурой URL, так как все эти страницы находятся в индексе.
❓Как убедить клиента, что SEO нужно подключать к разработке как можно раньше
Антон Платонов:
«К сожалению, к SEO в России относятся скептически, так как рынок перенасыщен фрилансерами. Иногда приходится оправдываться за индустрию и буквально убеждать заказчиков в необходимости работ.
Чаще всего разговор строится на основе цифр из некоторых кейсов. Мы, например, объясняем: чтобы собрать сайт с учетом SEO, придется потратить лишь на 10% больше базовой стоимости сайта. Эти затраты потом позволят сэкономить как время, так и финансы. Так что, по сути, это дешевле.
Иногда мы прямо перед клиентом разбираем кейсы (конечно, те, где не требуется подписывать NDA) и на их основе показываем: какие работы делались, сколько денег было потрачено для оптимизации хорошо собранного сайта и сайта, который приходится полностью переделывать.
Обычно после такого клиенты не отказываются от предпроектных работ и SDD-подхода. Помню только одного клиента, кто решил все оптимизировать сам – но он вернулся к нам через полгода. А так все понимают, что качественная сборка на старте экономит средства в итоге».
Основные этапы работ согласно SDD
Работа SEO-специалиста должна начаться еще до разработки сайта.
Чтобы начать собирать сайт, у разработчиков должна быть на руках проработанная структура, архитектура URL и список коммерческих факторов для всех элементов сайта (шапка, футер, главная, каталог, категория, карточка на листинге, страница товара и прочее). Без этого сайт собирается вслепую – продукт будет «сырым».
Пока разработчики делают основу, SEO-специалист начинает формировать контент для страниц. Это нужно, чтобы текстовая релевантность была на необходимом уровне. В это же время прописываются метатеги для страниц.
Расскажем, что SEO-специалист делает на каждом этапе в SDD-подходе.
Анализ ниши и конкурентов
Сначала SEO-специалист изучает, какие сайты находятся в топе выдачи по запросам, по которым нужно, чтобы ранжировался продвигаемый сайт.
Затем он оценивает:
- структуру сайтов конкурентов;
- контент на сайтах: его форматы, подачу, длину статей, изображения;
- дизайн ресурса – насколько он удобен для пользователей;
- ключевые слова, по которым продвигаются конкуренты.
Анализ конкурентов поможет выявить их сильные и слабые стороны и на основе этого решать, на какие работы сделать особенный фокус, и формировать план.
❗️Сделать анализ конкурентов можно с помощью специального инструмента от Топвизора.
Сервис поможет найти конкурентов и покажет:
- запросы, по которым ваш сайт и сайты конкурентов находятся в поиске;
- сниппеты и дополнительные блоки, которые отображаются в выдаче по запросам;
- частоту, цену клика, трафик, релевантную страницу по запросам;
- структуру сайтов;
- запросы, трафик, среднюю позицию по каждой странице.
Вот как посмотреть семантику конкурентов (пригодится на следующих этапах):
- Выбираем регион продвижения, по которому будем анализировать сайт.
- После выбора региона устанавливаем поиск по «Домену или URL».
- Вводим домен или страницу для анализа.
Домен можно ввести в любом формате. В выпадающем списке появится нужный сайт или страница – на него нужно кликнуть.
- Выбираем дату – месяц, за который хотим посмотреть отчет. Мы объединяем данные по месяцам, чтобы при необходимости вы могли посмотреть всю историю изменения видимости сайта по запросам.
- Теперь нажимаем кнопку «Построить отчет».
Топвизор соберет данные и покажет, какое количество запросов удалось найти для вашего сайта и сколько будет стоить отчет:
Сбор семантики
На основе анализа ниши и конкурентов SEO-специалист собирает список ключевых слов и фраз, которые наиболее релевантны проекту.
Ключевые слова берут:
- у владельцев и сотрудников бизнеса – они знают, как пользователи называют продукт;
- в сервисах аналитики поведения пользователей: Яндекс Метрике, Google Analytics;
- в сервисах подбора похожих запросов: Яндекс Вордстате и Топвизоре – и синонимов: text.ru, Synonymonline.ru;
- в сервисах анализа конкурентов, как мы уже писали выше.
❗️Полученную семантику и кластеризацию всегда нужно сравнивать с реальной выдачей. Часто бывает так, что программная кластеризация не соответствует действительности.
Разработка структуры
На основе собранной семантики специалист разрабатывает структуру сайта, которая будет наиболее оптимальной для SEO.
Все начинается с карты релевантности, когда каждый кластер прикрепляется к соответствующей странице на сайте.
Карта релевантности оформляется в виде таблицы. Она может выглядеть по‑разному, в зависимости от задач и особенностей проекта. Неизменным остается наличие трех столбцов:
- запрос;
- кластер (группа);
- целевой URL – страница под интент кластера.
Пример карты релевантности
На основе карты релевантности собирается структура сайта – иерархия его страниц относительно друг друга, их логическая взаимосвязь. Хорошо проработанная структура:
- делает сайт более удобным и полезным для посетителей;
- уменьшает вероятность проблем с индексацией, так как делает навигацию по сайту для поисковых роботов проще.
Пример очень упрощенной структуры сайта в виде mind map
❗️Подробнее о работе с семантикой и структурой сайта рассказываем в 4-м модуле нашего бесплатного курса по SEO.
Прототипирование
На этом этапе создается прототип сайта, который будет базироваться на разработанной структуре.
SEO-специалист указывает, где должны располагаться важные элементы сайта. И даже как они должны выглядеть:
- элементы брендинга – как минимум логотип;
- блоки контента на сайте;
- контактные данные компании, владеющей сайтом;
- элементы навигации: меню, «хлебные крошки» и прочее;
- кнопки призыва к действию;
- формы сбора контактных данных.
❗️На этом этапе нужны коммерческие факторы сайта.
Без списка коммерческих факторов невозможно собрать прототип и начать работать с дизайном. SEO-специалист определяет, где и какие элементы должны находиться. Web-дизайнеры, в свою очередь, уже формируют нужный продукт.
Дизайн и верстка
На основе прототипа разрабатывается дизайн сайта и его верстка.
SEO-специалист оценивает: насколько логична навигация сайта, есть ли на страницах «хлебные крошки», как выглядят заголовки страниц, не сверстаны ли номера телефонов картинками и другие важные моменты, которые были зафиксированы на этапе прототипирования.
Программирование
SEO-специалист на этом этапе создает техническое задание для разработчиков, в котором прописывает:
- как настраивать редиректы;
- как создавать микроразметку страниц;
- где и как размещать SEO-тексты;
- как делать дополнительные информационные страницы и лендинги, связанные с сайтом;
- возможность редактирования robots.txt;
- возможность прописывания title, description и других тегов, определяющих содержание страницы;
- возможность формирования ЧПУ с дальнейшими правками их вручную.
Подготовка контента
На этом этапе пишется уникальный контент для каждой страницы сайта, который будет оптимизирован под ключевые слова и фразы.
SEO-специалист:
- Определяет приоритетные для продвижения страницы.
- Изучает тексты, опубликованные конкурентами, если не сделал этого на первом этапе «Анализ конкурентов и ниши».
- Формирует контент-план проекта.
- Пишет техническое задание на каждый текст для авторов, которые будут с ними работать.
В ТЗ обычно включают:
- описание целевой аудитории – для кого пишем текст;
- тему текста, цель текста, примерный заголовок;
- примерную структуру текста с заголовками и подзаголовками (ее можно составить на основе структуры текстов конкурентов) – это своеобразная карта текста для автора, о чем писать;
- главный ключ;
- тематикозадающие слова (слова, раскрывающие тему) и, возможно, дополнительные слова из популярных ключевиков в кластере;
- требования к качеству текста: чистота и читаемость по Главреду, уникальность в сервисах проверки уникальности – об этом подробнее ниже;
- объем текста в знаках без пробелов – можно взять усредненное значение на основе анализа текстов конкурентов;
- необходимые элементы: иллюстрации, списки, таблицы, определения терминов;
- хорошие примеры конкурентов.
Контент должен формироваться параллельно с разработкой сайта. Но до того, как есть готовый прототип и дизайн сайта, он не особо нужен: посмотреть верстку можно и с использованием шаблонного текста.
❗️Подробнее о работе с контентом – в 5-м уроке 6-го модуля нашего бесплатного курса по SEO.
Тестирование
После создания сайта проводится его тестирование, чтобы убедиться, что все работает правильно.
SEO-специалист на этом этапе проверяет:
- есть ли у сайта SSL-сертификат;
- отображение сайта в разных браузерах;
- отсутствие страниц-дублей на сайте;
- наличие и корректность микроразметки на страницах;
- мобильную версию сайта – ее удобство для пользователей и принятие поисковиками;
- скорость загрузки контента и CWV;
- коды ответов страниц сайта;
- уникальность метатегов – title и description;
- закрыты ли личный кабинет и корзина от индексации поисковиками.
❗️Проверить важные показатели качества сайта можно в «Анализе сайта» от Топвизора.
- Нажмите «Настроить» или откройте «Настройки» → «Страницы для проверки»:
- В открывшемся окне нажмите на плюсик («Импорт URL») и введите список URL / загрузите их из файла. Нажмите «Импорт»:
- Затем нажмите кнопку «Проверить»:
- После завершения аудита перейдите на вкладку «Сводка», чтобы увидеть все замечания и проблемы в общем отчете:
- Перейдите в раздел «Страницы» → «Индексируемость». В первом столбце будет указан код ответа для каждой страницы:
Настройка аналитики, AMP и турбостраниц
На этом этапе настраивается аналитика для отслеживания посетителей сайта и их действий.
SEO-специалист добавляет сайт:
- в Яндекс Вебмастер и Яндекс Метрику;
- в Google Search Console и Google Analytics.
Также на этом этапе разработчикам дают ТЗ на подключение турбо- и AMP-страниц сайта.
Что делать дальше
Если сайт сразу собран с учетом SEO, это не означает, что работа закончена. Да, некоторых переделок и доработок не будет – но поддержка ресурсу все равно нужна.
Проект будет расти, структура – расширяться, поисковики будут выкатывать обновления. Будут контентное продвижение и линкбилдинг, оптимизация новых страниц, отслеживание работ конкурентов, мониторинг ниши.
Вот что нужно отслеживать после разработки сайта:
- посещаемость сайта;
- глубину просмотра посетителями;
- показатель отказов;
- время на сайте;
- источники трафика: ПС, устройства, браузеры;
- достижение целей: покупку, оставление номера, звонок (в зависимости от целей бизнеса).
Также, когда сайт уже готов, можно подключать и другие каналы продвижения – например, соцсети, таргетированную и контекстную рекламу.
Запомнить
- SDD (SEO Driven Development) – подход, когда SEO подключается к работе над сайтом с самого начала.
- Такой подход нужен, чтобы сделать сразу готовый к оптимизации, SEO-friendly-сайт, и избежать множества переделок на этапе продвижения.
- Чтобы убедить клиента в том, что нужен SDD-подход, надо показать ему кейсы. А также рассказать о стоимости – что даже если на старте такой сайт будет дороже, потом подход сэкономит деньги.
- SEO-специалист подключается на всех этапах разработки сайта:
анализирует конкурентов и нишу;
формирует семантическое ядро;
участвует в создании структуры сайта;
участвует в создании прототипа;
участвует в создании дизайна и верстки сайта;
создает ТЗ для разработчиков сайта;
участвует в тестировании;
настраивает системы аналитики. - После разработки сайта по подходу SDD работа не прекращается: нужно отслеживать SEO-показатели, работать над контентом и ссылочным продвижением.