Найти в Дзене
SEOnews

SEO на этапе разработки сайта: что такое SEO Driven Development и зачем он нужен

Реклама. ООО Топвизор, ИНН 4726000897, erid: 2SDnjcdNhJf

SEO Driven Development – это такой подход к разработке сайта, при котором SEO участвует с самого начала работ и влияет на структуру сайта, дизайн, верстку и многое другое.

Разберемся, зачем это нужно, как работает и как внедрить такой подход в своих проектах, вместе с Антоном Платоновым, руководителем отдела SEO в компании Novatechno.

Почему важно разрабатывать сайт по принципу SEO Driven Development

Подходов к разработке сайтов много, но чаще всего выделяют два: BDD (Behavior Driven Development, подход с учетом поведения пользователей) и CDD (Customer Driven Development, сборка проекта с учетом требований клиента).

А SDD (SEO Driven Development) – это когда SEO-специалист подключается к проекту еще до старта, то есть прямо влияет на разработку страниц сайта, чтобы они сразу отвечали требованиям поисковиков.

Собирая SEO-friendly-сайт с самого начала, можно решить проблемы, которые обычно со временем догоняют совершенно любой проект: неправильное расположение элементов на страницах, некорректная архитектура URL и другие.

Антон Платонов:

«Покажу на примерах, почему лучше сразу делать SEO-friendly-сайт.

Пример 1.

Проект связан с поставками медицинского оборудования. Проект нишевый и имеет высокую конкуренцию. Сайт сделан на конструкторе.

Мы поработали с сайтом в течение марта – после этого предложили клиенту сделать новый сайт сразу под SEO. В апреле собрали сайт с проработанной структурой, внедрили коммерческие факторы, проработали архитектуру URL и оптимизировали сразу все страницы.

Смотрите, как начал расти трафик:

Клиент работает с нами до сих пор.

Пример 2.

Проект связан с продажей кислородного оборудования. ЦА – рядовые потребители и владельцы медицинских кабинетов.

Здесь ситуация немного другая: в работу пришел проект, который долгое время пытались оптимизировать несколько разных агентств. Мы тоже пару месяцев тестировали различные гипотезы, оптимизировали страницы – в общем, искали подход к проекту.

После пары неудачных месяцев мы согласовали полную переделку сайта – переработку структуры, внедрение коммерческих факторов, работу с архитектурой URL, работу со структурой заголовков, расширение, чистку и кластеризацию семантики.

Смотрите, как начал расти трафик:

-2

В общем, при разработке сайта с учетом SEO закладывается крепкий фундамент для любого проекта.

Вот как обычно это происходит:

  • Проводится предпроектная работа по анализу коммерческих факторов. На первых этапах составляется избыточная структура в соответствии с возможностями клиента.
  • Подготавливаются метатеги, структура заголовков и URL. Все это составляется на основе чистой и разбитой на кластеры расширенной семантики.

Конечно, всего этого можно не делать. Но в будущем придется вернуться к этим вопросам – и потратить много ресурсов на их решение. Например, на действующем сайте уже не получится безболезненно поработать с архитектурой URL, так как все эти страницы находятся в индексе.

Как убедить клиента, что SEO нужно подключать к разработке как можно раньше

Антон Платонов:

«К сожалению, к SEO в России относятся скептически, так как рынок перенасыщен фрилансерами. Иногда приходится оправдываться за индустрию и буквально убеждать заказчиков в необходимости работ.

Чаще всего разговор строится на основе цифр из некоторых кейсов. Мы, например, объясняем: чтобы собрать сайт с учетом SEO, придется потратить лишь на 10% больше базовой стоимости сайта. Эти затраты потом позволят сэкономить как время, так и финансы. Так что, по сути, это дешевле.

Иногда мы прямо перед клиентом разбираем кейсы (конечно, те, где не требуется подписывать NDA) и на их основе показываем: какие работы делались, сколько денег было потрачено для оптимизации хорошо собранного сайта и сайта, который приходится полностью переделывать.

Обычно после такого клиенты не отказываются от предпроектных работ и SDD-подхода. Помню только одного клиента, кто решил все оптимизировать сам – но он вернулся к нам через полгода. А так все понимают, что качественная сборка на старте экономит средства в итоге».

Основные этапы работ согласно SDD

Работа SEO-специалиста должна начаться еще до разработки сайта.

Чтобы начать собирать сайт, у разработчиков должна быть на руках проработанная структура, архитектура URL и список коммерческих факторов для всех элементов сайта (шапка, футер, главная, каталог, категория, карточка на листинге, страница товара и прочее). Без этого сайт собирается вслепую – продукт будет «сырым».

Пока разработчики делают основу, SEO-специалист начинает формировать контент для страниц. Это нужно, чтобы текстовая релевантность была на необходимом уровне. В это же время прописываются метатеги для страниц.

Расскажем, что SEO-специалист делает на каждом этапе в SDD-подходе.

Анализ ниши и конкурентов

Сначала SEO-специалист изучает, какие сайты находятся в топе выдачи по запросам, по которым нужно, чтобы ранжировался продвигаемый сайт.

Затем он оценивает:

  • структуру сайтов конкурентов;
  • контент на сайтах: его форматы, подачу, длину статей, изображения;
  • дизайн ресурса – насколько он удобен для пользователей;
  • ключевые слова, по которым продвигаются конкуренты.

Анализ конкурентов поможет выявить их сильные и слабые стороны и на основе этого решать, на какие работы сделать особенный фокус, и формировать план.

❗️Сделать анализ конкурентов можно с помощью специального инструмента от Топвизора.

Сервис поможет найти конкурентов и покажет:

  • запросы, по которым ваш сайт и сайты конкурентов находятся в поиске;
  • сниппеты и дополнительные блоки, которые отображаются в выдаче по запросам;
  • частоту, цену клика, трафик, релевантную страницу по запросам;
  • структуру сайтов;
  • запросы, трафик, среднюю позицию по каждой странице.

Вот как посмотреть семантику конкурентов (пригодится на следующих этапах):

  • Выбираем регион продвижения, по которому будем анализировать сайт.
-3
  • После выбора региона устанавливаем поиск по «Домену или URL».
-4
  • Вводим домен или страницу для анализа.

Домен можно ввести в любом формате. В выпадающем списке появится нужный сайт или страница – на него нужно кликнуть.

-5
  • Выбираем дату – месяц, за который хотим посмотреть отчет. Мы объединяем данные по месяцам, чтобы при необходимости вы могли посмотреть всю историю изменения видимости сайта по запросам.
-6
  • Теперь нажимаем кнопку «Построить отчет».
-7

Топвизор соберет данные и покажет, какое количество запросов удалось найти для вашего сайта и сколько будет стоить отчет:

-8

Сбор семантики

На основе анализа ниши и конкурентов SEO-специалист собирает список ключевых слов и фраз, которые наиболее релевантны проекту.

Ключевые слова берут:

  • у владельцев и сотрудников бизнеса – они знают, как пользователи называют продукт;
  • в сервисах аналитики поведения пользователей: Яндекс Метрике, Google Analytics;
  • в сервисах подбора похожих запросов: Яндекс Вордстате и Топвизоре – и синонимов: text.ru, Synonymonline.ru;
  • в сервисах анализа конкурентов, как мы уже писали выше.

❗️Полученную семантику и кластеризацию всегда нужно сравнивать с реальной выдачей. Часто бывает так, что программная кластеризация не соответствует действительности.

Разработка структуры

На основе собранной семантики специалист разрабатывает структуру сайта, которая будет наиболее оптимальной для SEO.

Все начинается с карты релевантности, когда каждый кластер прикрепляется к соответствующей странице на сайте.

Карта релевантности оформляется в виде таблицы. Она может выглядеть по‑разному, в зависимости от задач и особенностей проекта. Неизменным остается наличие трех столбцов:

  • запрос;
  • кластер (группа);
  • целевой URL – страница под интент кластера.
-9

Пример карты релевантности

На основе карты релевантности собирается структура сайта – иерархия его страниц относительно друг друга, их логическая взаимосвязь. Хорошо проработанная структура:

  • делает сайт более удобным и полезным для посетителей;
  • уменьшает вероятность проблем с индексацией, так как делает навигацию по сайту для поисковых роботов проще.
-10

Пример очень упрощенной структуры сайта в виде mind map

❗️Подробнее о работе с семантикой и структурой сайта рассказываем в 4-м модуле нашего бесплатного курса по SEO.

Прототипирование

На этом этапе создается прототип сайта, который будет базироваться на разработанной структуре.

SEO-специалист указывает, где должны располагаться важные элементы сайта. И даже как они должны выглядеть:

  • элементы брендинга – как минимум логотип;
  • блоки контента на сайте;
  • контактные данные компании, владеющей сайтом;
  • элементы навигации: меню, «хлебные крошки» и прочее;
  • кнопки призыва к действию;
  • формы сбора контактных данных.

❗️На этом этапе нужны коммерческие факторы сайта.

Без списка коммерческих факторов невозможно собрать прототип и начать работать с дизайном. SEO-специалист определяет, где и какие элементы должны находиться. Web-дизайнеры, в свою очередь, уже формируют нужный продукт.

Дизайн и верстка

На основе прототипа разрабатывается дизайн сайта и его верстка.

SEO-специалист оценивает: насколько логична навигация сайта, есть ли на страницах «хлебные крошки», как выглядят заголовки страниц, не сверстаны ли номера телефонов картинками и другие важные моменты, которые были зафиксированы на этапе прототипирования.

Программирование

SEO-специалист на этом этапе создает техническое задание для разработчиков, в котором прописывает:

  • как настраивать редиректы;
  • как создавать микроразметку страниц;
  • где и как размещать SEO-тексты;
  • как делать дополнительные информационные страницы и лендинги, связанные с сайтом;
  • возможность редактирования robots.txt;
  • возможность прописывания title, description и других тегов, определяющих содержание страницы;
  • возможность формирования ЧПУ с дальнейшими правками их вручную.

Подготовка контента

На этом этапе пишется уникальный контент для каждой страницы сайта, который будет оптимизирован под ключевые слова и фразы.

SEO-специалист:

  • Определяет приоритетные для продвижения страницы.
  • Изучает тексты, опубликованные конкурентами, если не сделал этого на первом этапе «Анализ конкурентов и ниши».
  • Формирует контент-план проекта.
  • Пишет техническое задание на каждый текст для авторов, которые будут с ними работать.

В ТЗ обычно включают:

  • описание целевой аудитории – для кого пишем текст;
  • тему текста, цель текста, примерный заголовок;
  • примерную структуру текста с заголовками и подзаголовками (ее можно составить на основе структуры текстов конкурентов) – это своеобразная карта текста для автора, о чем писать;
  • главный ключ;
  • тематикозадающие слова (слова, раскрывающие тему) и, возможно, дополнительные слова из популярных ключевиков в кластере;
  • требования к качеству текста: чистота и читаемость по Главреду, уникальность в сервисах проверки уникальности – об этом подробнее ниже;
  • объем текста в знаках без пробелов – можно взять усредненное значение на основе анализа текстов конкурентов;
  • необходимые элементы: иллюстрации, списки, таблицы, определения терминов;
  • хорошие примеры конкурентов.

Контент должен формироваться параллельно с разработкой сайта. Но до того, как есть готовый прототип и дизайн сайта, он не особо нужен: посмотреть верстку можно и с использованием шаблонного текста.

❗️Подробнее о работе с контентом – в 5-м уроке 6-го модуля нашего бесплатного курса по SEO.

Тестирование

После создания сайта проводится его тестирование, чтобы убедиться, что все работает правильно.

SEO-специалист на этом этапе проверяет:

  • есть ли у сайта SSL-сертификат;
  • отображение сайта в разных браузерах;
  • отсутствие страниц-дублей на сайте;
  • наличие и корректность микроразметки на страницах;
  • мобильную версию сайта – ее удобство для пользователей и принятие поисковиками;
  • скорость загрузки контента и CWV;
  • коды ответов страниц сайта;
  • уникальность метатегов – title и description;
  • закрыты ли личный кабинет и корзина от индексации поисковиками.

❗️Проверить важные показатели качества сайта можно в «Анализе сайта» от Топвизора.

  • Нажмите «Настроить» или откройте «Настройки» → «Страницы для проверки»:
-11
  • В открывшемся окне нажмите на плюсик («Импорт URL») и введите список URL / загрузите их из файла. Нажмите «Импорт»:
-12
  • Затем нажмите кнопку «Проверить»:
-13
  • После завершения аудита перейдите на вкладку «Сводка», чтобы увидеть все замечания и проблемы в общем отчете:
-14
  • Перейдите в раздел «Страницы» → «Индексируемость». В первом столбце будет указан код ответа для каждой страницы:
-15

Настройка аналитики, AMP и турбостраниц

На этом этапе настраивается аналитика для отслеживания посетителей сайта и их действий.

SEO-специалист добавляет сайт:

  • в Яндекс Вебмастер и Яндекс Метрику;
  • в Google Search Console и Google Analytics.

Также на этом этапе разработчикам дают ТЗ на подключение турбо- и AMP-страниц сайта.

Что делать дальше

Если сайт сразу собран с учетом SEO, это не означает, что работа закончена. Да, некоторых переделок и доработок не будет – но поддержка ресурсу все равно нужна.

Проект будет расти, структура – расширяться, поисковики будут выкатывать обновления. Будут контентное продвижение и линкбилдинг, оптимизация новых страниц, отслеживание работ конкурентов, мониторинг ниши.

Вот что нужно отслеживать после разработки сайта:

  • посещаемость сайта;
  • глубину просмотра посетителями;
  • показатель отказов;
  • время на сайте;
  • источники трафика: ПС, устройства, браузеры;
  • достижение целей: покупку, оставление номера, звонок (в зависимости от целей бизнеса).

Также, когда сайт уже готов, можно подключать и другие каналы продвижения – например, соцсети, таргетированную и контекстную рекламу.

Запомнить

  • SDD (SEO Driven Development) – подход, когда SEO подключается к работе над сайтом с самого начала.
  • Такой подход нужен, чтобы сделать сразу готовый к оптимизации, SEO-friendly-сайт, и избежать множества переделок на этапе продвижения.
  • Чтобы убедить клиента в том, что нужен SDD-подход, надо показать ему кейсы. А также рассказать о стоимости – что даже если на старте такой сайт будет дороже, потом подход сэкономит деньги.
  • SEO-специалист подключается на всех этапах разработки сайта:
    анализирует конкурентов и нишу;
    формирует семантическое ядро;
    участвует в создании структуры сайта;
    участвует в создании прототипа;
    участвует в создании дизайна и верстки сайта;
    создает ТЗ для разработчиков сайта;
    участвует в тестировании;
    настраивает системы аналитики.
  • После разработки сайта по подходу SDD работа не прекращается: нужно отслеживать SEO-показатели, работать над контентом и ссылочным продвижением.

Оригинал статьи на SEOnews