Зимой 2019 года отправились мы в гости к роду Вэненго – они развернули стойбище возле леса и там решили простоять до самой весны. В этих местах корма у оленей больше, но и опасностей хватает. В чуме поселилось немало ручных оленят, осиротевших из-за бурых медведей и росомах.
– С правой стороны большие сосновые боры. У нас один раз олени там были. Мы задних подгоняли, а передних где-то дней десять не проверяли. А потом проверили – там, оказывается, росомаха ходила. Штук десять, наверное, потравили. Некоторые раненые ходят, – рассказал кочевник Валерий.
Для северян волки и росомахи вне закона. Если увидят, тут же начинают охоту, иначе могут лишиться стада.
Перед тем, как ехать в гости, в Аксарке встретились с эстонцем Тимо и исландцами Олафором и его сыном Орри. Втроём они прилетели в Москву, оттуда добрались до Салехарда и переночевали в Аксарке. Теперь нам предстоял совместный 100-километровый путь до стойбища.
– Мы прилетели не столько добыть, сколько увидеть, – поделился Тимо.
В Эстонии росомах почти нет, а в Исландии они и вовсе не водятся.
В чуме наши европейские друзья почти сразу заснули: сказались долгая дорога и сытный ужин. Перед этим поинтересовались, какие планы на завтра и тактика охоты. Опыт у мужчин большой.
– Я начал охотиться, когда мне было ещё четыре, – говорит Тимо. – Вместе с дедушкой пошёл. Теперь ежегодно 250 дней провожу на охоте. Не только дома, но и по миру. Бедная жена.
В первую очередь, объяснил ему Сергей, нужно найти след зверя. Но даже свежий след не гарант того, что росомаха близко.
– Самое меньшее – через километров тридцать обнаруживали её. Сначала движется быстро, потом идёт рысью.
– Что значит «рысью»? – не поняли иностранцы.
– Когда чаще начинает перебирать лапами. Потом срыгивает то, что съела раньше, чтобы было легче. А дальше может нырнуть в снег и дня три там сидеть. И в реку бросается спокойно, если за ней гонятся.
Договорились сначала двигаться одной компанией, определить след и уже потом разделяться.
На охоту проснулись рано – на улице было темно. Погоду не назвать подходящей, но она ещё может сто раз перемениться. Оделись потеплее, взяли рации и сели на снегоходы.
Буксовали, застревали, даже перевернуться пару раз умудрились. Орри во время остановки снял сапоги, а они целиком забиты снегом. Сугробы здесь огромные. Свернул не туда – и тут же просел на метр.
Позже разделились. Евгений уехал налево и заметил возле реки свежие следы. Судя по ним, росомаха ушла под воду. Здесь реки не замерзают, даже когда приходят лютые морозы.
Пробрались глубже в лес. Снегоходы то и дело капризничали, но зато наши зарубежные гости получили хорошую практику. В первый день мы больше учили их ездить, чем охотились – нужно было набраться опыта. В такой густой тайге, ещё и по снегу рыхлому, справиться с транспортом тяжело.
Уезжали затемно и вернулись затемно.
В тайге застали страшную картину: олень ещё до нашего приезда провалился в живой ручей и не смог выбраться. Сверху вдобавок снегом придавило – шансов не было никаких. Пировала вся живность, которая была в округе: различили следы и песца, и лисы, и соболя, и росомахи.
Это сейчас кочевники используют квадрокоптеры и могут издали проверить, как обстоят дела у стада. А тогда о таком чуде техники в тундре и не слышали даже. Охраняли как могли, но за всеми тоже не уследишь.
– Когда приходим на зимовку, росомахи тут как тут, – пожаловался Валерий. – Стадо заходит – сразу оленя поймают. Даже здорового быка могут забрать. И хитрые ведь какие. Сначала зарывается в снег и там выжидает. Пока олень кушает, смотрит вниз, хищник запрыгивает сверху и кусает за шею. Иногда и с дерева нападают. Как-то голов двадцать у нас поели.
С человеком у росомахи тоже разговор короткий. Недаром её все боятся. Но бесстрашные европейцы решили, что пробудут здесь до тех пор, пока не добудут местного «призрака тундры». Дело это нелёгкое, можно часами идти по следу и никого не найти.
В тот день нам не повезло. Но ничего, впереди ещё целая неделя…
Продолжение этой охоты опубликую совсем скоро.
Подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы не потерять. Здесь я буду рассказывать свои истории о северной и не только рыбалке и охоте.
Читайте также: