Найти в Дзене

Гиперактивность у детей: как понять, принять и помочь

Когда «много энергии» — это не просто темперамент Многие родители слышали от специалистов фразу: «Ваш ребёнок гиперактивный».
Но что это значит? Это не диагноз и не приговор.
Это особенность работы нервной системы, при которой ребёнок быстрее реагирует, активнее двигается, быстрее утомляется и сильнее эмоционально откликается. Слово «гипер» происходит от греческого и означает «сверх».
«Активность» — это действие, деятельность.
То есть гиперактивность — это повышенная активность, превышающая возрастную норму. Такие дети: Это не вопрос характера или воспитания.
В основе гиперактивности часто лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) — следствие генетических факторов, родовых травм или ранних инфекций. В результате формируется тревожность, протестное поведение и страх ошибок.
Разорвать этот круг можно, если изменить подход к воспитанию и обучению. 1. Работайте с ребёнком в первой половине дня.
Утром его нервная система более устойчива, вечером — быстрее наступает перевозбуждение. 2
Оглавление

Когда «много энергии» — это не просто темперамент

Многие родители слышали от специалистов фразу: «Ваш ребёнок гиперактивный».

Но что это значит? Это не диагноз и не приговор.

Это
особенность работы нервной системы, при которой ребёнок быстрее реагирует, активнее двигается, быстрее утомляется и сильнее эмоционально откликается.

Что такое гиперактивность — простыми словами

-2

Слово «гипер» происходит от греческого и означает «сверх».
«Активность» — это действие, деятельность.

То есть гиперактивность — это
повышенная активность, превышающая возрастную норму.

Такие дети:

  • часто отвлекаются и им трудно удерживать внимание;
  • двигаются даже тогда, когда нужно сидеть спокойно;
  • говорят и действуют, не подумав;
  • бурно реагируют на эмоции — и положительные, и отрицательные;
  • быстро загораются, но так же быстро теряют интерес.

Это не вопрос характера или воспитания.

В основе гиперактивности часто лежит
минимальная мозговая дисфункция (ММД) — следствие генетических факторов, родовых травм или ранних инфекций.

Почему гиперактивным детям сложно

-3
  • Они быстро утомляются — внимание «перегорает».
  • Им трудно следовать длинным инструкциям.
  • Эмоции выплескиваются сразу, без фильтра.
  • Они часто слышат критику, что снижает уверенность в себе.

В результате формируется тревожность, протестное поведение и страх ошибок.

Разорвать этот круг можно, если изменить подход к воспитанию и обучению.

Как помочь гиперактивному ребёнку: инструкция для родителей и педагогов

-4

1. Работайте с ребёнком в первой половине дня.
Утром его нервная система более устойчива, вечером — быстрее наступает перевозбуждение.

2. Делите задачи на короткие этапы.
10–15 минут работы — перерыв — снова работа.
Короткие фазы помогают удерживать внимание и избегать переутомления.

3. Уменьшайте требования к аккуратности на старте.
Главное — сформировать у ребёнка
чувство успеха. Сначала важно, чтобы получилось, а не чтобы было идеально.

4. Используйте тактильный контакт.
Поглаживания, прикосновения, лёгкий массаж стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка.

5. Договаривайтесь заранее.
Говорите, что будет происходить, какие правила и последствия.
Предсказуемость снижает тревогу.

6. Давайте короткие, конкретные инструкции.
Не «сделай всё аккуратно», а «возьми тетрадь», «открой страницу десять», «напиши три слова».
Чёткие шаги помогают концентрироваться.

7. Поощряйте сразу.
Хвалите немедленно, не откладывая на потом:
«Ты здорово досидел до конца урока!»
Для таких детей
похвала эффективнее наказания.

8. Предоставляйте выбор.
Даже небольшой выбор («начнём с рисования или с чтения?») помогает снизить сопротивление и даёт ощущение контроля.

9. Посадите ребёнка ближе к себе.
Физическая близость взрослого повышает внимание и чувство безопасности.

10. Оставайтесь спокойными.
Гиперактивные дети чувствуют эмоции взрослых острее других.
Ваше спокойствие становится для них якорем.

Главное правило: не ломать, а направлять

-5

Сделать гиперактивного ребёнка «тихим и послушным» невозможно — и не нужно.

Задача взрослых —
научить его жить в мире с собой и другими.

Помните:

  • такие дети энергичны, творческие, чувствительные;
  • им нужны чёткие границы и поддержка, а не постоянный контроль;
  • они не трудные — они просто другие.

Шпаргалка для родителей

  • Не ругайте — помогайте сосредоточиться.
  • Не наказывайте — направляйте.
  • Не «успокаивайте» насильно — дайте движение.
  • Не ждите «как у всех» — создайте свой ритм.

Материал подготовлен специалистами Учебного центра «НЕ ШКОЛА АБСОЛЮТ» — пространства, где детям с особенностями развития помогают раскрыть потенциал, а родителям — понять и поддержать их.