Найти в Дзене

Подзабытые мифы битвы за Ленинград

Хочу сегодня предложить вам (да и себе тоже) вспомнить некоторые страницы битвы за Ленинград, которые в нашей советской истории может и не столь часто вспоминались, но всё-таки очень интересны. Впрочем, всё относительно, поэтому правильнее будет закончить вступление и перейти к конкретике. Не знаю, насколько моим читателям доводилось слышать о том, что немецкое командование заранее назначило на конкретную дату проведение парада в захваченном Ленинграде и даже распространяло пропуска на торжественный банкет в «Астории». Я эту историю слышал не раз, напомнил мне о ней фильм «Ижорский батальон». А ещё это связано с сериалом про Седьмую симфонию Шостаковича, где упоминается, что исполнялась она аккурат в тот самый день «… когда немцы назначили парад войск в осаждённом городе и торжественный ужин в ресторане «Астория». Но триумф нацистов сорвался…». Честно говоря, раз эти пропуска выдавались немецким офицерам, а наши их потом то ли в плен взяли, то ли у убитых нашли (откуда-то же должна был
Оглавление

Хочу сегодня предложить вам (да и себе тоже) вспомнить некоторые страницы битвы за Ленинград, которые в нашей советской истории может и не столь часто вспоминались, но всё-таки очень интересны. Впрочем, всё относительно, поэтому правильнее будет закончить вступление и перейти к конкретике.

Парад и банкет в «Астории»

-2

Не знаю, насколько моим читателям доводилось слышать о том, что немецкое командование заранее назначило на конкретную дату проведение парада в захваченном Ленинграде и даже распространяло пропуска на торжественный банкет в «Астории». Я эту историю слышал не раз, напомнил мне о ней фильм «Ижорский батальон». А ещё это связано с сериалом про Седьмую симфонию Шостаковича, где упоминается, что исполнялась она аккурат в тот самый день «… когда немцы назначили парад войск в осаждённом городе и торжественный ужин в ресторане «Астория». Но триумф нацистов сорвался…».

Честно говоря, раз эти пропуска выдавались немецким офицерам, а наши их потом то ли в плен взяли, то ли у убитых нашли (откуда-то же должна была быть информация), то странно, что их нигде не показали. Для музея был бы отличный экспонат.

В целом же, изначально в этой истории заложена ключевая неточность. Можно было бы понять, если немцы готовили штурм города, и заранее назначили парад, исходя из своих планов по захвату города. Но вот только у командования Вермахта планов по штурму города не было. Да, в 1942 году летом, переброшенные из Крыма войска 11-й армии Манштейна должны были осуществить план «Северное сияние», в результате которого Ленинград должен был бы пасть. Но не в результате штурма. Задачей Манштейна было форсировать Неву, соединиться с финскими войсками, взять город в более плотное кольцо Блокады и обстрелами со всех сторон сломить оборону Ленинграда. А поскольку никаких дат по захвату города в этом плане не фигурировало, то странно было бы назначать победные мероприятия в самом Ленинграде.

Трамвай в Стрельне

-3

История эта весьма интересная, и больше путанная, чем выдуманная. Хотя, судите сами.

По всем известной версии из романа «Блокада» и его экранизации в одноименной киноэпопее, немецкие танковые части ворвались в посёлок где была конечная остановка ленинградского трамвая, и там встретили состав с пассажирами, двигающийся по своему маршруту. Этот посёлок называется Стрельна, хотя чёткого утверждения, что речь шла про саму Стрельну нет. Даты захвата немцами самой Стрельны в советской версии истории вообще сильно путаются, во многом и благодаря тому, что бои за посёлок шли больше трёх дней. А стало быть и день, когда немецкие танки могли встретить мирный трамвай, сильно гуляют.

При этом, на немецких фото можно увидеть несколько трамваев, как в самой Стрельне, то и остановившихся на маршруте.

Тут надо отметить для тех, кто плохо представляет себе географию Питера, что Стрельна и сейчас, хоть входит официально в черту города, но до сих пор это посёлок за чертой городских построек. В войну же он и вообще располагался далеко от городской черты. А трамвай туда действительно ходил — это была уникальная скоростная линия, самая длинная в Европе на тот момент. Её проектировали ещё в конце XIX века, причём аж до Ораниенбаума, но так и не успели проложить полностью.

История же с трамваем имеет следующее происхождение, насколько удалось выяснить.

15 сентября 1941 года немецкие части, преследуя отступающие наши войска сходу взяли Урицк и вышли к Петергофскому шоссе. По воспоминаниям немецких солдат, по шоссе в это время в направлении Ленинграда шли колонны беженцев и даже двигался трамвай. Когда немцы появились на путях, вагоновожатый сначала начал звонить, требуя освободить дорогу, но поняв, что перед ним немецкие солдаты, остановился. Про судьбу трамвая далее не известно, но учитывая, что на этом участке нет фото с трамваем, можно предположить, что он поехал дальше. В целом информации о том, что там тогда происходило, крайне мало.

Кстати, танки немецкие ни в Стрельну, ни в Урицк никогда не входили — их и близко не было.

Ижорский батальон

-4

Наверное, эта воинская часть Ленинградского фронта не относится к числу самых известных. Но советское поколение уж точно смотрело фильм «Ижорский батальон», фильм, весьма неплохой для того времени, хотя, с точки зрения историчности, тому времени вполне соответствующий — то есть историю по нему изучать не стоит.

Согласно советской версии Ижорский батальон по сформирован из добровольцев-рабочих Ижорского завода, весь период битвы за Ленинград оборонял окраины Колпино, отбивая многочисленные атаки немцев. Причём бойцы батальона не только сражались в окопах, но и трудились в цехах завода, которые расположены были почти на линии фронта.

Конечно, такой батальон был. Точнее даже два было батальона, действия которых легло в основу этой истории. Вообще из рабочих Ижорского завода было сформировано немало батальонов — хотя рабочие и служащие предприятия имели бронь, но руководство использовало разные способы, чтобы привлечь и бронированных.

Изначально, ещё в июне 1941 года в Колпино сформировали три истребительных батальона для борьбы с десантами, диверсантами, охраны порядка, причём, без отрыва от производства. Затем, уже в рамках формирования Ленинградского ополчения, рабочими Ижорского завода были укомплектованы три пулемётно-артиллерийских батальона.

А в августе, когда на ленинградских предприятиях стали формировать рабочие батальоны, на Ижорском заводе был сформирован артиллерийско-пулемётный батальон. Именно этот батальон 4 сентября имел столкновение с немцами в район Ям-Ижоры.

Кроме того, в это время был сформирован и ещё один батальон ижорских рабочий. 7 сентября оба батальона объединили, и новая часть заняла позиции западнее Колпино между рекой Ижорой в районе 1-й (или Нижней) Колонии и Октябрьской железной дорогой.

В ходе начавшихся 10 сентября боёв немецкие войска непосредственно на Колпино не наступала. Лишь 16 сентября части немецкой 122-й дивизии повернули в сторону Ижорского завода и заняли 3-ю колонию. Однако уже на следующий день наши войска контратаковали и выбили немцев. В этом бою, видимо, принимал участие и Ижорский батальон. Во всяком случае это был единственный случай, когда батальон мог принять участие в оборонительных боях Ленинградского фронта. В дальнейшем батальон принимал участие в наступательных боях 55-й армии и вскоре был переименован в 72-й пулемётно-артиллерийский батальон. Его история достаточно богатая, но к обороне Колпино отношения уже не имеет.

-5

Меня часто спрашивают, почему так много занимаюсь выяснением подоплёки истории разных недостоверных историй о войне. Это странно, ибо ответ заложен в самом вопросе — они недостоверные. А хочется знать, как было дело. И не трудно заметить, что в своих работах я занимаюсь не столько критикой того, что написано, а стараюсь понять, как именно было на самом деле.

Кто захочет более подробно узнать про историю Ижорского батальона, вот статья:

Где и как воевал знаменитый Ижорский батальон