Найти в Дзене

Симптом в психосоматике: когда тело говорит за чувства

Глава 2. Цикл статей «Симптом как язык тела и психики» - проявление симптомов в разных подходах — от медицин В основе психосоматического подхода лежит представление о связи тела и психики. Определение психосоматики у И. Малкиной-Пых звучит так: «С греческого psyche — душа, soma — тело. Психосоматика — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы». Из этого определения я могу заключить, насколько связана медицина и психология, как из одного вытекает другое, как невозможно разделить душу и тело. Взаимоотношения души и тела, психического и физического,

Глава 2. Цикл статей «Симптом как язык тела и психики» - проявление симптомов в разных подходах — от медицин

Симптом — это не наказание и не сбой, а способ быть услышанным.
В терапии мы учимся слушать тело и мир внутри себя — чтобы не лечить боль, а понимать, что она хочет сказать.
Симптом — это не наказание и не сбой, а способ быть услышанным. В терапии мы учимся слушать тело и мир внутри себя — чтобы не лечить боль, а понимать, что она хочет сказать.

В основе психосоматического подхода лежит представление о связи тела и психики. Определение психосоматики у И. Малкиной-Пых звучит так: «С греческого psyche — душа, soma — тело. Психосоматика — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы».

Из этого определения я могу заключить, насколько связана медицина и психология, как из одного вытекает другое, как невозможно разделить душу и тело. Взаимоотношения души и тела, психического и физического, сознания и материи издавна интересовали человека. Представления о том, что здоровье тела неотделимо от души, можно найти уже в Ветхом Завете (Книга Иова, Стих 11, 12): «Как вода из моря вытекает, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет». Толкование на эту группу стихов есть у Святителя Григория Святослава: «Таким образом, «и река иссякает и высыхает», потому что, когда душа отозвана, тело остается пустым. Ибо безжизненное тело является как бы пустым каньоном реки, в которой, как может отметить внимательный глаз, настоящая жизнь, то есть время, пока душа остается в теле, уподобляется морю и реке, ибо воды моря соленые, а воды реки сладкие. И потому что мы, что живем здесь, в одно время находимся под влиянием определенных испытаний, а в другое время находимся в сладком состоянии спокойствия и неги, путь нынешней жизни описан как подобный морю и реке».

Об этом писали и древнегреческие философы, рассуждая о природе болезни.

Платон в IV в. до н.э. писал: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу. И у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке… Всё — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из нее всё проистекает, точно так же как в глазах все проистекает от головы. Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу, дорогой мой, должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела».

В диалоге «Хармид, или О благоразумии» Платон рассуждает: «... Величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно неотделимо от другого — но именно этого не видят греческие врачи, и поэтому от них ускользают столь многие болезни; они никогда не видят целого. К целостности должны они обратить свои заботы, ибо там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».

Подобных воззрений придерживались Гиппократ, Гален. Например, Сократ в одном из своих философских учений говорит о том, что нет телесной болезни отдельно от души. Ему вторит Платон, утверждая, что нет отдельно болезней тела и болезней души. Оба считают, что болезнь и страдание — последствия неправильного мышления. Платон пишет: «Истинная причина болезни и страдания — всегда мысль, мысль ложная. Тело само по себе заболеть не может: оно лишь экран, проекция сознания. Поэтому нет смысла латать экран. Болезнь — это лишь выражение, форма «проблемы». Это только возможность, которой пользуется жизнь, чтобы сказать нам, что где-то неладно, что мы не те, кто мы есть на самом деле».

Хочу заметить, что о существовании такого рода связи тела и души знали очень давно. В рассуждениях древних философов содержатся и важные идеи представления о человеке как о единой целостной системе, возрождающиеся в настоящее время в парадигме холистического подхода, к которому относится гештальттерапия.

Ф. Перлз о холистической доктрине в гештальттерапии писал: «Таким образом, мы можем ввести в психологию холистические представления — представления о едином поле, которые ученые всегда стремились создать и к которым подводит нас современная психосоматика. В психотерапии эти представления дают нам возможность иметь дело с целостным человеком. Теперь мы видим, что его психические и физические действия тесно связаны друг с другом. Мы можем наблюдать человека более точно и использовать наши наблюдения более осмысленно, ибо область наших наблюдений неимоверно расширилась. Если психическая и физическая деятельность принадлежат к одному порядку, мы можем наблюдать и ту и другую как проявления одного и того же: человеческого бытия. Ни пациент, ни терапевт не ограничены теперь словами и мыслями пациента; оба они могут принимать во внимание то, что пациент делает. То, что он делает, дает ключи к тому, что он думает, и то, что он думает, дает ключи к тому, что он делает и что он хотел бы делать».

экспертный проект Kate Pestova Therapy - www.katepestova.ru

vk.com/teloter - Ваш путь к гармонии через телесную терапию
для связи -
wa.me/79528251717

Телесная терапия / Тюмень-Москва
Занятия проходят индивидуально по предварительной записи

Всё обо мне в ТГ канале t.me/astoldbykate