Найти в Дзене
ИНОСМИ

На Европу идет цунами украинских беженцев: местные политики в панике

Оглавление
   © AP Photo / Gregory Bull
© AP Photo / Gregory Bull

Politico | США

После смягчения Украиной правил выезда Европу захлестнула волна молодых мужчин, пишет Politico. Местные политики бьют тревогу и грозят отменить социальные льготы для беженцев: бюджеты не выдерживают такую нагрузку.

Нетте Нёстлингер (Nette Nöstlinger), Джейми Деттмер (Jamie Dettmer), Ян Ченски (Jan Cienski)

Берлинские политики опасаются, что наплыв украинских мужчин в Германию может привести к ослаблению поддержки Киева и к сокращению военной помощи.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Политики в Германии и Польше, где размещено наибольшее количество украинских беженцев среди стран Евросоюза, грозят убрать расстеленную для украинцев красную ковровую дорожку. Это связано с резким увеличением числа молодых мужчин, приезжающих в последние недели в их страны с Украины после смягчения Киевом правил выезда.

"Россия не уступит. Меч, которым были США, уже сломан". В Чехии призвали не ждать чудес и приготовиться к расплате

В целом отношение к украинцам в Германии и Польше положительное, однако их разрастающееся присутствие все чаще становится взрывоопасным фактором, чем не преминули воспользоваться крайне правые партии. Полномасштабная российская военная операция вступает в четвертую зиму, и дебаты на эту тему могут усилиться из-за неослабевающих ударов Кремля по украинской инфраструктуре.

В Германии правящие консерваторы канцлера Фридриха Мерца предупреждают о том, что пока страна будет принимать украинских беженцев, общественная поддержка украинской борьбы будет ослабевать, особенно если станет ясно, что молодые эмигранты мужского пола уклоняются от военной службы.

"Мы не заинтересованы в том, чтобы молодые украинцы проводили время в Германии вместо того, чтобы защищать свою страну, — сказал во вторник изданию POLITICO Юрген Хардт, старший депутат парламента из консервативной партии Мерца. — Украина принимает свои решения самостоятельно, но недавние изменения в законодательстве привели к росту эмиграции, с чем мы должны бороться".

Польская крайне правая партия "Конфедерация" пошла еще дальше, выступив с заявлением следующего содержания: "Польша не может и дальше быть убежищем для тысяч мужчин, которые должны защищать свою страну, а не быть бременем для польских налогоплательщиков, которые оплачивают их дезертирство".

Приток украинцев в обе страны значительно увеличился после смягчения этим летом правил выезда с Украины. Как это ни парадоксально, но данная мера должна была помочь в решении проблем с набором военнослужащих, облегчив приезд и выезд молодых мужчин.

Согласно данным польской пограничной службы, направленным в редакцию POLITICO, с начала 2025 года до ослабления ограничений на выезд в конце августа границу с Польшей пересекли около 45 300 украинских мужчин в возрасте от 18 до 22 лет. В следующие два месяца это число возросло до 98 500, или по 1 600 человек в день.

При этом многие вновь прибывшие продолжают перемещаться на запад. Количество въезжающих в Германию молодых украинских мужчин в возрасте от 18 до 22 лет возросло с 19 человек в неделю в середине августа до 1 400 – 1 800 в октябре, согласно сообщениям немецких СМИ, ссылающихся на цифры министерства внутренних дел.

Шокирующая правда о Борисе Джонсоне: вот что он получил за срыв переговоров по Украине

Новые правила

Президент Украины Владимир Зеленский в конце августа смягчил правила выезда для мужчин, которые не достигли призывного возраста, составляющего 25 лет. Ранее мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет не разрешалось выезжать из страны. Согласно новым правилам, мужчины в возрасте от 18 до 22 лет могут уезжать и возвращаться, не подвергаясь угрозе судебного преследования.

Такое изменение означает, что молодые украинцы, уже находящиеся за границей, могут вернуться, не опасаясь, что им больше не позволят уехать. Власти надеялись на то, что они останутся в стране и согласятся быть призванными, когда им исполнится 25 лет.

Вторая причина заключалась в том, чтобы убедить родителей не отправлять за границу своих сыновей в возрасте 16 или 17 лет. Власти выявили именно такую тенденцию. Объявляя этим летом об изменении правил, Зеленский заявил: "Если мы хотим сохранить мальчиков на Украине, нам на самом деле нужно, чтобы они сначала закончили школу, и чтобы родители их не забирали". Президент выразил опасение, что в противном случае они могут "утратить свою связь с Украиной".

Споры о социальных выплатах

Германия и Польша приняли наибольшее число украинских беженцев среди стран Европейского союза. Около 1,2 миллиона человек, покинувших Украину после начала полномасштабной военной операции в феврале 2022 года, живут в Германии, и почти один миллион в Польше. Согласно данным Евростата, это более половины всех украинцев, имеющих в ЕС гарантии защиты.

Хотя украинцы составляют более 6% трудовых ресурсов Польши и вносят значительный вклад в экономический рост страны, крайне правые политики утверждают, что они получают слишком много социальных выплат и льгот. Президент-националист Кароль Навроцкий недавно наложил вето на закон о помощи украинцам, заявив, что льготы должны получать только те, кто работает и платит налоги в Польше.

Аналогичные требования неоднократно выдвигала находящаяся на подъеме правая партия "Альтернатива для Германии" (АдГ), которая сейчас лидирует в опросах общественного мнения. Эта партия известна не только своими требованиями прекратить социальные выплаты украинцам, но и скептическим отношением к военной помощи Украине. Это происходит в момент, когда Германия является крупнейшим донором Киева после США.

По данным немецкого агентства занятости, около 490 000 украинских граждан трудоспособного возраста получают в Германии долговременное пособие по безработице.

Коалиция Мерца, которая испытывает нарастающую бюджетную нагрузку и хочет сократить расходы на социальное обеспечение, работает над законопроектом, отменяющим право на такие пособия.

"Многие люди весьма неоднозначно смотрят на то, что нам надо делать с молодыми украинскими мужчинами призывного возраста, которые бежали к нам и могут получать социальные пособия. Их можно понять", — сказал депутат от входящей в коалицию Мерца Социал-демократической партии Германии Себастьян Фидлер.

Вместе с тем Фидлер, который возглавляет группу СДПГ в комитете по внутренним делам, добавил, что его фракция не видит необходимости действовать немедленно — в отличие от консерваторов Мерца.

"Парламентская фракция СДПГ в бундестаге по-прежнему решительно настроена на поддержку Украины, насколько это возможно, — сказал он. — В рамках наших отношений с Украиной мы не диктуем ей, когда ее граждане могут въезжать в страну и выезжать из нее. Не Германии решать, каких молодых людей Украине отправлять на фронт, а каких нет".

Бегут сломя голову: ни пряник, ни кнут не справляются с массовым дезертирством в ВСУ

Выжидательная позиция

Другие представители политического руководства Германии хотят подождать и посмотреть, останется ли количество вновь прибывших на высоком уровне, и только после этого вносить какие-то изменения.

Министр внутренних дел и член партии консерваторов Александр Добриндт заявил через своего пресс-секретаря, что хочет собрать больше данных. "В настоящее время рассматривается возможность того, что это является начальным этапом роста миграции после вступления в силу постановления, принятого Украиной летом, и что число молодых людей, ищущих защиты, может снова сократиться", — сказал пресс-секретарь министра.

Идущие в Германии дебаты были инициированы премьер-министром Баварии Маркусом Зёдером, являющимся лидером баварского отделения Христианско-социального союза (ХСС), к которому принадлежит министр внутренних дел.

Зёдер предложил ограничить так называемую Директиву о временной защите на уровне ЕС, если Киев не будет добровольно сокращать количество прибывающих. Согласно действующим правилам, украинцы, въехавшие в ЕС после февраля 2022 года, автоматически получают защитный статус.

"Наша солидарность сохраняется, — сказал Зёдер. — Но это требует четких правил и ответственности с обеих сторон."

В подготовке материала для статьи участвовали Милка Фиалковская (Miłka Fijałkowska) и Войцех Кош (Wojciech Kość).

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются