Фильм не то чтобы разочаровал, но и восторга не вызвал. Современный хоррор уже перерос любимые приёмы. Скримеры, тени в зеркалах, силуэты за спиной, которые когда-то в оригинальном "Заклятии" работали на ура, теперь вызывают зевоту. Выглядит это как попытка оживить труп знакомыми заклинаниями. Увы, движения те же, а магии ноль.
Но у истории Эда И Лорейн Уорренов как будто бы не было завершения, поэтому эта финальная часть можно сказать была необходима. Закрыть гештальт, так сказать.
Идеальный брак против демонов
Прошло уже двенадцать лет с момента выхода "Заклятия". Пока независимое кино благодаря Ари Астеру и Роберту Эггерсу развивало интеллектуальные хорроры, Джеймс Ван после успеха "Астрала" создал собственный парк развлечений с перевёрнутыми распятиями и ночными скрипами. Он превратил классические фильмы о демонах в своеобразный аттракцион, где, как ни парадоксально, главной силой оказывается любовь.
Настоящими поп-звёздами этого демонического мира стали Эд и Лоррейн Уоррены. Благодаря блистательным Патрику Уилсону и Вере Фармиге, они предстают образцом здоровых отношений и крепкого брака. Завершающая часть франшизы "Заклятие: Последний обряд" окончательно закрепляет за ними статус идеальной пары, сражающейся со злом.
Финальная часть окончательно закрепляет образ идеальной семьи. Юные Эд и Лоррейн Уоррены в исполнении Ориона Смита и Мэдисон Лоулор исследуют старинное зеркало в дубовой раме на заброшенном чердаке. Беременная Лоррейн, несмотря на предостережения мужа, вступает в контакт с сущностью из зазеркалья, и это не проходит бесследно. Вскоре они уже в больничной палате, где держатся за руки, опасаясь, что их новорождённая дочь Джуди может не сделать первый вдох.
Спустя годы Уорренам предстоит вернуться к проклятому зеркалу, отложив планы на пенсию, чтобы помочь семье Смерлов, столкнувшейся с потусторонней угрозой. В 1986 году Эд и Лоррейн вновь встречаются со старым врагом из зеркального отражения, чтобы завершить начатое и спасти свою повзрослевшую дочь (Миа Томлинсон).
Дочь тьмы или просто девушка?
Одна из самых интересных линий - взросление Джуди. Представьте: твои родители - профессиональные борцы с нечистью, а твой парень (Бен Харди в роли бывшего копа Тони) только пытается вникнуть в семейный бизнес.
Сцена знакомства с родителями - настоящий шедевр. Лоррейн доброжелательна, а вот Эд... Эд устраивает проверку покруче любого экзорцизма. Бедняге Тони приходится пережить нападение демона, чтобы заслужить одобрение будущего тестя. Это смешно, мило и невероятно человечно.
Музей ужасов и скепсис в Сети
Споры о том, были ли Уоррены искренними исследователями паранормального или умелыми дельцами, наживавшимися на человеческих страхах, вероятно, не утихнут никогда. Одни считают их шарлатанами, другие указывают на признание католической церкви. Но вне зависимости от истины, их верность друг другу теперь навсегда запечатлена в кинолентах.
Эд из реальной жизни скончался в 2006 года, всему виной сердечный приступ. Лоррейн же ушла из жизни в 2019-м, пережив мужа на 13 лет.
Тем не менее, их наследие продолжает жить в том самом подвале с коллекцией артефактов, где каждый предмет хранит свою мрачную историю. С годами этот домашний музей лишь обрастал новой аурой таинственности, оставляя открытым вопрос: насколько надежно хранятся эти необычные, а возможно, и небезопасные реликвии сегодня.
Настоящий дом Уорренов с их музеем проклятых артефактов купил американский комик Мэтт Райф. Интернет, конечно, взорвался скептическими комментариями. Сложно представить, что будет с этой коллекцией, возможно, она станет темой для нового стэндапа.
Хоррор о любви
Вселенная "Заклятия" разрослась до девяти картин, не считая короткометражек, обзаведясь своими запоминающимися злодеями вроде куклы Анабель. Но сердцем франшизы всегда оставались Уоррены, поэтому именно в "Последнем обряде" создатели решили поставить точку, окончательно заявив о торжестве добра.
Возможно, стоило остановиться ещё на третьей части "По воле дьявола", когда режиссёрские бразды от Джеймса Вана перешли к Майклу Чавесу. Его дебютный фильм "Проклятие плачущей" оказался довольно посредственным, а с приходом нового режиссёра хоррор отошёл на второй план. На первый план вышла мистификация биографии Уорренов и, главное, история их вечной любви.
Однако вот парадокс: именно это и позволяет разглядеть главное. Франшиза перестала притворяться, что демоны важнее отношений. Патрик Уилсон и Вера Фармига излучают такую химию, что сопротивляться бессмысленно. Их нежные взгляды страшнее любого Валака.
Ожидаемый финал
Вместо финальной битвы с демоном, два торжества: день рождения Эда и свадьба Джуди. Среди гостей и сам Джеймс Ван и спасённые в предыдущих частях персонажи. Ни одного демона, только смех, слёзы и тосты.
Это настолько диснеевский финал, что сначала хочется возмутиться. Но потом понимаешь: возможно, именно такой ностальгический, слегка старомодный хеппи-энд и нужен нам в эпоху бесконечного потока банального зла.
"Последний обряд" - это не страшное кино. Это тёплое одеяло для тех, кто провёл с этими персонажами двенадцать лет. И знаете что? Иногда это куда ценнее очередного скримера.