Клогер — археологический памятник на холме находится в Северной Ирландии, в графстве Тирон, баронство Клогер. Примечателен этот археологический памятник тем, что он не пустовал, начиная с неолита и заканчивая средневековьем. В наши дни от построек ничего не осталось, лишь следы земляных работ и то, что скрыто в культурном слое. Однако земляные работы впечатляют: на вершине холма до сих пор различима система земляных валов и рвов.
В центре на возвышенности находился маленький круглый форт, порядка 30 м в поперечнике. «Укрепление» состояло из частокола из брёвен, для установки которых была выкопана канава. Снаружи частокола был широкий ров с плоским дном, а дальше — ещё один, двойной палисад. Внутри круглого форта были какие-то постройки, от которых остались только ямы под столбы.
К югу от круглого форта на вершине холма сохранился ещё один памятник — небольшая круглая площадка, окружённая канавой и обваловкой. Полноценных раскопок на ней не проводилось, но у него достаточно много хорошо изученных близнецов в Ирландии. Это типичное кладбище эпохи бронзы — трупосожжения проводили на площадке, после чего кремированные останки оказывались на дне канавы, вместе с грубой керамикой, а объедки нередко поверх погребения - поминки справляли на той же площадке.
Между фортом и кладбищем имеется ещё одна структура — треугольная насыпная площадка, устроенная таким образом, что она находится на одном уровне с валом круглого форта.
Все три структуры вписаны в систему валов и рвов, на сей раз трапециевидной формы. Всё кажется очень разумным: замок с двумя линиями обороны — если прорвутся через нижнюю «трапецию», то есть куда отступать — в укреплённую цитадель. А статусных персон хоронят непременно в почтенном месте. Как тут не вспомнить о военной элите, пришельцах — носителях ла-тенской культуры. Вот же готовое поселение вождя! В 1973 году даже вышла статья Р.Б. Уорнера из Музея Ульстера с интерпретацией построек и многочисленных находок, среди которых есть немало относящихся к рубежу эр и раннему средневековью. К сожалению, все находки по мелочам, к тому же, уже известно, что памятник просуществовал около трёх тысяч лет, и системы валов и рвов создавали в разное время. Но как быть с тем, что очень хочется? Примерно, как с ручным колоколом из этого же самого баронства Клогер — некогда одной из жемчужин ирландской коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке. Носились с ним долго, как дурни со ступой, — V век как-никак, да и что-то о святом Патрике на нём написано, проповедовал он тут, рядом. А потом выяснилось, что изготовлен сей уникальный предмет из ирландского «старого» металла, по технологии, но в начале ХХ века. Подделывают ушлые жулики не только Рембрандта.
К счастью, всё, что нашли в форте на холме, настоящее, никакие не подделки и имитации. Когда разобрались, что когда ушло в землю, картина оказалась следующей.
Холм был заселён в неолите. Удалось обнаружить остатки жилья и даже большой горшок- «котёл» для готовки, а также различную керамику и обломки кремнёвого бытового инструмента. Зачем обживали холмы? Пахать было проще, чем в более плодородных низинах.
В поздней бронзе на холме была своя обваловка, которую нащупал георадар, - постройка не видна на рельефе без применения специальной техники. Вся керамика грубого вида, кроме уже упомянутой неолитической, - поздняя бронза. На холме занимались литейным делом, очень может быть, только в ритуальных целях. Хоронили здесь тоже интенсивно и достаточно долго, но бОльшая активность населения была не на этом холме, преобладающем над местностью, а на соседнем. В поздней бронзе была построена дорога с холма на край болота, расположенного у подножья.
Между неолитом и поздней бронзой на холме не жили, но какая-то активность поддерживалась: кремнёвый наконечник стрелы оставили люди культуры колоколовидных кубков.
В эпоху железа было построено «укрепление» на макушке холма. В ходе этих масштабных работ был потревожен культурный слой памятника эпохи бронзы. Именно так в отсыпку валов и на дно рва попали бронзовые кольца и кольца для пальцев ног. Ни кольца, ни керамика не относились к железному веку, зато несколько брошей и булавок в эпоху железа обронили. Броши такого типа называют в нашей литературе фибулами. Все предметы представляют исключительно историческую ценность — ничего золотого, серебряного и тому подобного. Спуск к болоту поддерживали в рабочем состоянии. К нему добавили неплохую дорожную сеть, унаследованную ранним средневековьем — фрагменты её сохранились до наших дней. Укрепление нарочно взято в кавычки: это просто сакральное пространство, отделённое от «мирского» частоколами и рвом. Дорожная сеть намекает на торговлю, и некоторые булавки в клогерской коллекции импортные.
В ранней доистории и сразу после крещения Ирландии значение «крепости» возрастает, и в золотом веке она становится центром племени. Есть основания полагать, что именно здесь располагалась ювелирная мастерская, в которой делали бронзовые броши — для местных нужд и «на вывоз». Мастер либо британец, либо учился в Британии. По виду это обычные пенаннулярные ирландские броши, но «субтильные», изящные. Эти модели почему-то называют зооморфными, однако, звери читаются только в причудливых завитках орнамента, который украшает расширенные лопасти.
А ещё в фортеции баловались вином, которое привозили из Сирии, судя по черепкам очень характерных, легко узнаваемых амфор (где пьют, там и бьют). Встречается также позднеримская посуда, сделанная в Галлии - тоже в виде черпков. Бурная деятельность потребовала расширения пространства — постройки на вершине снесли, а ниже по склону устроили новую систему валов и рвов, трапецевидную. Последней появилась треугольная площадка. Это похоже на место проведения ритуала, причём инаугурационного, - имеются достоверные параллели.
"Раннеисторическую" фазу памятника связывают с Аргайлами, точнее их ветвью — О'Кримтанами. Форт был заброшен, когда это племя вытеснили на юг.
Последняя фаза — использование форта уже в качестве укрепления О'Ферадайгами в XII веке. Об этом есть записи в хрониках, и следы построек обнаружены поблизости.
О чём эта история? О том, как собственный опыт и представления интерпретаторов приводят к путанице. Ирландская фортификация бронзового и железного веков только выглядит таковой; за единичным исключением, укрепления берутся без применения осадной техники — палисад элементарно растаскивали крючьями, а ров между валами мешал не только нападающим, но и защитникам. В первую очередь эти монументальные работы — способ показать силу кланов, которые держат территорию: оценить можно по трудозатратам на стройку, да и поддержание сооружения в «пристойном» виде требовало усилия большого количества людей. Практика устраивать кладбища на возвышенности очень старая, как и возведение храмов на холмах, естественных и насыпных — ирландцы не были в этом исключением из общего правила.
Рвы, валы и частоколы в данном случае выполняли и утилитарную функцию. Они ограничивали сакральное пространство, отделяли его от пространства мирского. Вовсе не обязательно, что храм подводили под крышу, но исключать это нет оснований. Тем более, традиция пира при большом стечении народа требовала какой-то инфраструктуры, как и приём статусных гостей. Необходимыми площадями располагал гостеприимец, однако с точки зрения политики это не всегда удобно. Король располагал достаточными средствами для приёма высоких делегаций, но не имел возможности всех устроить на ночлег по статусу.
И ещё: в силу традиций, сложившихся ещё в эпоху бронзы, плавка металла и его обработка не велась в поселениях — мастера не брали работу на дом, а трудились в специализированных мастерских, расположенных подальше от жилья.
Таким образом, интерпретация памятника сильно изменилась за последние 50 лет. Это уже не дворец-замок недофеодала, а общественный центр, приспособленный под различные мероприятия и деятельность:
- Отправление культа, религиозных церемоний, похоронных ритуалов
- Социальные мероприятия, проводившиеся при большом стечении народа: сезонные праздники, ярмарки, спортивные игры, пиры по конкретному поводу, сбор племени.
- Политические мероприятия: инаугурация местного властодержца, приём делегаций.
- Поддержание внешней торговли: здесь заезжий негоциант мог вести коммерческие операции без помех со стороны подгулявших местных, как в гостеприимном доме, и проще было организовать охрану как его персоны, так и товаров.
- Ремесленное производство, жёстко встроенное в религию и мифологию. Золотой век больших корректив не внёс.
Что самое главное — это никакое не жильё, здесь собирались, иногда праздновали, что сопровождалось возлияниями и другими излишествами. Во время этих сходок теряли булавки, броши и заколки в толпе и после не могли найти.
В Северной Ирландии холм Клогера пользуется популярностью, как место прогулок в хорошую погоду — с вершины открывается прекрасный вид. Там, где когда-то в храме-«цитадели» друиды читали вирши, выросли и состарились огромные деревья.