Лично у меня, как у автора канала, фигура Юрия Хоя всегда вызывала особый интерес. Ведь за образом бунтаря и скандалиста, который рушил стереотипы своими песнями, скрывался совершенно другой человек — любящий отец и муж. Тот, кто дома не ругался матом, дымил только в подъезде и терпеливо объяснял дочерям, почему курить — это глупо.
Прошло уже более 20 лет с того летнего дня 2000 года, когда 35-летнего лидера "Сектора Газа" не стало. Но до сих пор поклонники слушают его песни, а его семья — вдова Галина и две дочери — живут с памятью о человеке, которого знали совсем другим. Давайте заглянем за кулисы легенды и узнаем, как сложились судьбы самых близких Юрию людей.
Студентка и солдат: как начиналась любовь длиною в жизнь
Юрий Клинских (именно так звучала настоящая фамилия музыканта) и Галина познакомились в самой что ни на есть романтической обстановке — во время летних каникул. Он — молодой парень, она — студентка-первокурсница, подрабатывавшая на уборке овощей в деревне.
Между ними мгновенно пробежала искра, симпатия быстро переросла в настоящее глубокое чувство. Но впереди ждало испытание — армия. Галина ждала Юрия все два года, что говорит о многом. В те времена далеко не каждая девушка была готова на такое.
"Едва демобилизовавшись, Юрий сделал любимой предложение. Свадьбу сыграли по всем правилам — с белым платьем, фатой, гостями и гуляниями до утра", — вспоминают близкие семьи.
Казалось, перед молодыми открыты все дороги. Но никто тогда не мог предположить, что их совместный путь окажется таким коротким — всего 35 лет Юрию было отпущено судьбой.
Две жизни Хоя: скандалист на сцене и скромняга дома
Те, кто знал Юрия Хоя только по концертам и записям, представляли его этаким бунтарем — ругающимся матом, употребляющим алкоголь и ведущим разгульный образ жизни. Отчасти это было правдой — гастрольная жизнь музыкантов в 90-е действительно бурлила страстями.
"На гастролях процветала разгульная жизнь, музыканты, окруженные восторженными поклонницами, ни в чем себе не отказывали", — признаются те, кто работал с "Сектором Газа".
Естественно, такое положение дел не устраивало молодую жену. Супруги часто ссорились, причем довольно серьезно. Но дома, за закрытыми дверями, Юрий преображался.
Старшая дочь Ирина, родившаяся в 1986 году, вспоминает об отце только хорошее:
"Папа был довольно скромным человеком. Дома у нас никто не ругался матом, не пил, а дымил он на балконе или в подъезде, чтобы мы, дети, не видели. Я считаю, что так и должно быть в семье".
Ей было 13 лет, когда отца не стало. Но за эти годы она никогда не усомнилась в его безусловной любви.
Уроки отца: как Хой воспитывал дочерей без нотаций
История с сигаретами характерно показывает методы воспитания Юрия. Узнав, что старшая дочь попробовала курить, он не стал кричать или наказывать.
"Он просто спокойно сказал: если тебе нравится — кури, пожалуйста, только помни, что это глупо", — рассказывает Ирина.
Такой подход сработал лучше любых запретов — вскоре девочка сама отказалась от вредной привычки. Более того, когда она угощала папиными импортными сигаретами друзей-мальчишек, Юрий и это воспринимал спокойно.
Младшей дочери Лилии было всего пять, когда отца не стало. Поэтому воспоминаний о нем у нее сохранилось немного. Возможно, именно поэтому она выбрала для жизни совершенно другую стезю.
Старшая дочь Ирина: между психологией и сценой
Повзрослев, Ирина получила образование психолога. Но гены взяли свое — дочь легендарного панка не могла остаться в стороне от музыки.
В какой-то момент она ощутила непреодолимую тягу к пению и начала работать над панк-оперой по мотивам альбома отца "Кащей Бессмертный".
"Пение для меня — довольно тяжелая работа, приходится постоянно тренировать голос под руководством преподавателя. Зато очень радостно потом видеть результаты", — признается Ирина.
Она выходит на сцену с "золотым составом" легендарной группы "Сектор Газа", сотрудничает с коллективами "Сектор газовой атаки" и "Черный вторник". Исполняет ремиксы на песни отца — "Хата" и "Твой звонок".
Но, как ни парадоксально, дома она старается не включать песни в исполнении отца.
"Очень уж больно слышать его голос и осознавать, что папы больше нет", — объясняет она.
"Битва экстрасенсов" и неразгаданная тайна
После института Ирина вышла замуж за продюсера Илью Мелеховца. В 2011 году у них родился сын Матвей — единственный внук Юрия Хоя.
Но брак продлился недолго. После развода Ирина вернула себе девичью фамилию — Клинских.
Спустя 14 лет после ухода из жизни отца Ирина вместе с мужем появилась в эфире "Битвы экстрасенсов". Причина — до сих пор не ясные обстоятельства ухода Юрия.
"Поговаривали, будто его здоровье было подорвано употреблением запрещенных препаратов, к которым он пристрастился из-за любовницы", — ходили слухи.
Ирина надеялась, что экстрасенсы прольют свет на эту загадку. Но тайна так и осталась неразгаданной.
Младшая дочь Лилия: банкир, избегающий публичности
В отличие от старшей сестры, Лилия выбрала совершенно другую жизнь. После окончания экономического факультета она начала работать в банке.
Девушка не дает интервью и ведет непубличный образ жизни. Возможно, сказывается то, что отца она помнит совсем смутно — пятилетнему ребенку сложно сохранить в памяти яркие образы.
Ее молчание — тоже своеобразная дань памяти отцу. В отличие от Ирины, она не пытается продолжить его дело, а просто живет своей жизнью.
Галина: женщина, которая больше не вышла замуж
Галина Клинских, потеряв мужа, так и не смогла устроить личную жизнь. Все свои силы она сосредоточила на воспитании дочерей.
"По словам Галины, в ее жизни существовал только один мужчина — Юрий Хой, и она никогда не сможет полюбить никого другого", — рассказывают близкие.
Сейчас она старается как можно больше внимания уделять внуку Матвею. Именно через нее мальчик, никогда не видевший деда, узнает о нем и сохраняет память.
Ирина много рассказывает сыну о знаменитом дедушке. Не исключено, что Матвей даже возьмет его фамилию — он пока обдумывает этот вариант.
Память, которая живет
Ирина регулярно занимается организацией концертов, посвященных памяти Юрия Хоя. В начале 2024 года вышла книга "Сектор Газа. Черновики и рукописи легенды", в которую вошли неизданные песни и уникальные фотографии Хоя.
Но самая главная память — не в книгах и не в концертах. Она — в сердцах тех, кто знал его не как скандального музыканта, а как любящего отца и мужа.
История семьи Клинских — это напоминание о том, что за любым публичным образом скрывается настоящий человек. Со своими слабостями и принципами, ошибками и достоинствами.
Юрий Хой мог ругаться матом на сцене, но дома был примерным семьянином. Мог позволять себе вольности на гастролях, но учил дочерей, что курить — глупо. Его музыка продолжает жить, а его семья — хранить память о человеке, которого они любили.
А как вы думаете: может ли творчество одного человека полностью отражать его настоящую сущность? Или между сценическим образом и реальной личностью всегда есть пропасть?
Больше подробностей в моем Telegram-канале «Черный редактор». Заглядывайте!