В первой части материала речь шла в основном о моторах серийных, которые устанавливались на классические автомобили (вот здесь https://dzen.ru/a/aQCPN7FVxFi_JLuT?share_to=link), а сегодня продолжим и наконец доберемся до современных представителей этого славного вида, а также выясним какой из Big Block моторов на сегодняшний день самый мощный.
Dodge 440 Six Pack
В 1969 году инженеры Доджа задались целью выдать двигатель, который не уступал бы по мощности легендарному Hemi, но при этом стоил бы вполовину дешевле. И данный агрегат стал ответом. Как мы помним six pack (дословно “упаковка из шести”, типа банок пива например) это три двухкамерных карбюратора Holley c алюминиевым впускным коллектором. Наружная пара управлялась вакуумом и включалась в работу при разгоне в пол. И когда открывались все 6 камер, начиналось веселье. 7,2 литра и 390 л.с. это официальные данные, но те кому довелось покататься с таким мотором понимают, что производитель слегка поскромничал.
Опция Six pack к обычному 440-му мотору добавляла также и спортивный распредвал, который обеспечивал тот самый знаменитый “рваный” холостой ход. Низ блока был также усилен. Отличительной же чертой автомобилей, получавших этот агрегат был высокий капот. А учитывая, что ставился он в “гражданские” модели, в том числе в 4-х дверные седаны, можно сказать что покупатели получали в свои руки форменный “слипер” в заводском исполнении. Кстати, мотор получился легче, чем Hemi, поэтому на дрэговых трассах без всякого тюнинга четверть мили проходилась за 13 секунд, что для 1969 года было быстро.
Mercury 429 Super Cobra Jet
Этот мотор уже упоминался в контексте моделей Форда, но для своей премиальной линейки под именем Mercury, двигатель сделали еще злее. В попытках отойти от имиджа производителей автомобилей для пенсионеров, Форд ударился в работу над среднеразмерными более компактными моделями. За основу взяли обычный Cobra Jet и подготовили его по всем канонам гоночной серии NASCAR, оснастив кованными поршнями, отказавшись от гидрокомпенсаторов и добавив маслоохладитель площадью с коробку из под пиццы. Модели Mercury по умолчанию шли с гоночным задним дифференциалом с блокировкой.
Официальные данные - 375 л.с. но на практике двигатель выдавал под 450 л.с. Примечательно, что производитель не питал иллюзий относительно того, как покупатель будет обходиться с этими автомобилями, поэтому в инструкции к авто можно было найти расширенные рекомендации по настройке автомобиля (двигателя и трансмиссии), а не только предупреждения о том, что не следует пить тормозную жидкость. SuperCobraJet или SCJ ставился в Mercury Cyclone и Eliminator, и вместе с ним кузов получал отличительные антикрылья, яркое цветовое оформление и громкое название, дабы вызвать максимум ассоциаций с гонками. Впрочем это и так были почти те самые гоночные болиды. Четверть мили - 11 секунд.
Chrysler 426 Hemi – дорожная версия
Та самая легенда от Крайслер. Когда компания представила этот двигатель в 1966 году, они не просто задрали планку, а катапультировали ее в стратосферу. Питаясь посредством двух четырехкамерных карбюраторов этот монстр выдавал 425 л.с. при объеме в 7.0 литров. Отличительной чертой, как следует из названия, были полусферические (Hemispherical) камеры сгорания, что обеспечивало более благоприятные условия для эффективного сгорания топливно-воздушной смеси и продувки цилиндров. Hemi мог выдавать мощность на оборотах, которые были бы смертельны для других современных ему двигателей.
По факту это был дефорсированный гоночный мотор, с соответствующим наполнением в виде злого распредвала, из-за которого двигатель особым образом работал на холостых (неровные обороты и тряска). Запуск мотора на холодную требовал точного следования ритуалу работы педалью газа и милости Богов вдобавок. Экономия топлива? Это абсолютно противоположное понятие. На механиках сцепление было настолько тугое, что левая нога буквально получала крепкую силовую тренировку. Но тем, кого сие не пугало, при нажатии на газ открывался целый новый мир, где физика выходила на перекур. Street Hemi был недешевой опцией, по тем деньгам целых 800 долларов к цене машины - это вкупе с его вопиющей практичностью обусловило относительно небольшой тираж, благодаря чему сегодня выжившие автомобили стоят огромных денег.
Chevrolet 427 ZL1
В 1969 году Шевроле создали настолько экзотический и настолько дорогой мотор, что он оказался под капотом всего 69 автомобилей. В отличие от большинства двигателей своего времени этот имел алюминиевый блок цилиндров, алюминиевые ГБЦ, ковку внутри и степень сжатия 12,5 к 1. Этот мотор, при том, что относился к категории big block весил меньше, чем тогдашние small block (маленькие это до 6,5 литров объемом, в терминах того времени). Фактическая мощность была свыше 500 л.с.
Чтобы дооснастить, скажем, Camaro таким мотором, доплатить нужно было 4000 долларов (сравните с доплатой за Hemi, который и то, никто особо не брал в процентном соотношении). Ручная сборка, минимальные допуски, высочайший контроль качества - фактически означали, что данный ДВС был ни больше ни меньше ювелирным изделием в полтысячи лошадей. Camaro с ZL1 под капотом справились с дистанцией в четверть мили в пределах 10 секунд, запредельно быстро для своего времени. К настоящему моменту цена сохранившихся машин (около 20 штук дожило до сегодняшнего дня) измеряется миллионами долларов.
Ford 427 Tunnel Port
Модификация гоночного двигателя, который создавали ради того, чтобы разделаться с Mopar-овским Hemi. И она почти сработала, надо сказать. Версия Tunnel Port отличается уникальным впускным коллектором большого сечения. На старых версиях 427 мотора впускные порты были прямоугольной формы, поскольку их ширину ограничивали штанги толкателей клапанов, а в случае с Tunnel Port их просто пропустили сквозь “трубку” прямо посередине каждого из каналов, которые теперь получились гораздо шире - а больше воздуха, значит и больше мощности.
Со сдвоенными четырех камерными карбюраторами мощность самых заряженных версий приблизилась к отметке в 600 л.с. Galaxy с мотором Tunnel Port в сезоне 64 и 65 годов преодолел психологическую отметку в 200 миль в час (321 км/ч). Можно было заполучить такой агрегат и себе, но не в лоб и не без “блата”. Да и ездить на таком моторе в обычном режиме было мягко говоря не удобно. Как и Hemi - он крайне неохотно запускался на холодную, а нормальные режим работы начинался ближе к 6 тысячам оборотов в минуту. Немногие уцелевшие Galaxy и Fairlane Thunderbolt сегодня способны своей стоимостью довести до сердечного приступа даже состоятельного коллекционера.
Pontiac 455 Super Duty – современный вариант
В прошлой части мы уже упоминали 455 SD, но то был классический двигатель и он очень сильно отличается от этого. В 2004 году Pontiac решил вернуть из небытия наименование Super Duty для последней версии модели GTO. За основу взяли блок цилиндров от LS и основательно доработали, сняв в итоге с 7,5 литров рабочего объема 550 л.с. в атмосферном варианте. И эту машину можно было купить новой у дилера с полной заводской гарантией. А можно было купить и дооснастить за доплату механическим нагнетателем, получив уже 700 л.с. Причем прямо там же на дилере и соответственно не иметь проблем с полицией даже в таком традиционно гадком для автолюбителей штате, как Калифорния. Все это в Pontiac успели провернуть незадолго до того, как все подразделение упразднили целиком.
Dodge 426 Hemi – версия для NASCAR
Этот двигатель хорошая иллюстрация тому, что будет, если плюнуть на все возможные ограничения. Базовая планка мощности начиналась с отметки 550-600 л.с. В 1964 году степень сжатия составляла 12,5 к 1. Высокопроизводительный впускной коллектор, сдвоенный карбюратор, спортивный распредвал.
Автомобили, куда ставили данную модификацию как и сам мотор мало подходили для использования в качестве повседневного транспорта, если не сказать, что не подходили вообще. Крошечные аккумуляторный батареи, не предусмотренный в системе охлаждения отопитель салона и прочие прелести.
Chevrolet 572 Big Block
А вот теперь мы подобрались уже к рекордным по объему агрегатам - 9,3 литра, вот уж действительно нет замены рабочему объему, как говорят по ту сторону Атлантики. Первоначально этот мотор разрабатывался вовсе не для автомобилей, а для гоночных катеров. Заводские показатели мощности 720 л.с. и 920 НМ крутящего момента. Но при этом конструкция мотора предполагает возможность форсировки свыше 1000 л.с., что любители скорости на воде с ними собственно и делают. Как и любители хот родов, которые пихают этих монстров под капот всего, от Camaro до легких грузовиков. Данный двигатель является современной реинкарнацией мотора типа big block, который не то, чтобы слишком изменился по своей сути с самых 1960-х годов. Только стал больше и оброс проводкой с датчиками, из-за замены карбюратора системой впрыска топлива. Должно быть производители шин просто в восторге от легковых автомобилей, усовершенствованных таким образом.
Jon Kaase Boss 9
Название Jon Kaase вряд ли что-то скажет нашим российским автомобилистам, но любители старых американских авто по ту сторону океана знают, эта компания производит двигатели, которые можно использовать для того, чтобы превратить свой классический олдтаймер в ракету (или скорее капсулу смерти). Крупнейший из моторов, который они когда либо предлагали имеет рабочий объем 598 кубических дюймов, а это 9,7 литра. В порты впускного коллектора здесь свободно проходит кулак, а диаметр клапанов составляет 5,8 см для впускных и 4,8 для выпускных. И естественно никаких турбин - атмосферные 900 л.с. Которые Вы можете попытаться использовать для повседневной езды. Но конечно клиентура с Jon Kaase это либо профессиональные автоспортсмены либо коллекционеры с серьезными бюджетами. За сумму от 50 тысяч долларов США Вы получите двигатель, который позволит Вам разделаться с очень многими суперкарами при старте на прямой и при этом будет тихо и спокойно работать на холостом ходу в 800 оборотов в минуту. И пожалуй что на сегодняшний день именно Boss 9 представляет собой лучший Big Block когда-либо созданный.
Свои соображения по поводу прочитанного, как обычно оставляйте в комментариях.
Ну а если Вы заняты поиском хорошего подержанного авто, то приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.