Найти в Дзене

"Союз спасения. Время гнева". 8 серия разбор. Провал Муравьева и казнь.

Оглавление

Офицеры под руководством Баранова взламывают дом Гебеля в поисках полковой казны, но тот после своего ранения успел заранее распорядиться чтобы вывезли деньги полка и документы. Тогда офицеры берут деньги из солдатской кассы.

Ипполит приезжает слишком поздно, так как друг Свистунов его отвлекал на развлечения и кутеж.

Бестужев-Рюмин, сбежавший от ареста, присоединяется к Муравьеву.

Майор Чистов (говорящая фамилия) один единственный сохраняет верность Гебелю и зачитывает перед полком его приказ отстранить Муравьева от должности командира, но Муравьев берет власть над полком с помощью лжи. Он убеждает солдат, что бывший начальник Гебель мешал им узнать правду, якобы Николай 1 самозванец и расстрелял свою гвардию. и истинный царь Константин.

Муравьеву в этот момент приходит депеша из Варшавы что Константин отрекся, но Муравьев все равно врет, что Константин - истинный государь и присяга Николаю ложная.

Его ложь видит денщик Евсей и стыдится этой лжи.

Майор Баранов вместо майора Чистова

Муравьев обещает, что поведет их на Москву "за правду". Но это лишь его внутренняя правда (то, во что верит он сам). Он самоуправно лишает майора Чистова звания, сдирая с него эполеты. Зато разжалованный когда-то из майоров Баранов теперь наконец одевает форму офицера. Так в очередной раз усиливается аналогия этого образа с булгаковским Шариковым. Ведь Баранов на бегу произвел сам себя в майоры и приказывает своим солдатам грабить дом Гебеля. То есть свою новую жизнь он начинает с того, что мстит Гебелю за наказания - разжалование и розги. Но такая злобная месть не дает Баранову счастья. Душа его мрачна.

Муравьев приказывает Баранову запретить их солдатам обирать крестьян. В основном солдаты требуют у крестьян алкогольных напитков. Но Баранов Муравьева не слушается. Он приказывает еврею, держателю трактира, наоборот, во всем потакать солдатам.

Результат попустительства Баранова - пьяные солдаты устроили пожар в трактире из-за того, что им не хватало водки.

Слово "пожар" звучит неоднократно в этой серии и он означает не только конкретный пожар в селе, но и пожар как символ бунта.

Баранов вменяет Муравьеву в вину, что тот лжет, обманывает свой полк. На дуэли по этому поводу он чуть не убил своего спасителя, благодаря которому он обрел форму майора. Но Муравьев не станет в него стрелять - у него и так жесткий "дефицит кадров".

Символическая черта

Забегая вперед, скажем: именно Баранов станет в финале причиной поражения Черниговского полка, проявив в очередной раз самоуправство и приказав солдатам перейти ту черту, которую запретил переходить Муравьев... Когда-то за такое непослушание и своеволие Баранова очевидно и разжаловали, и Муравьев сильно поплатится, что взял к себе упрямого непослушника.

Отход Соловьева от декабристов

Когда офицер Соловьев пытается прогнать разбойных солдат из дома Гебеля, то те его не слушаются, хотя тот друг Муравьева. В этот момент все зависит от произвола Баранова. Это означает, что нет полноценного авторитета среди солдат и у самого Муравьева.

В этот момент наступает триумф майора Баранова, горящего местью против своего бывшего начальника Гебеля.

Соловьев чувствует свою вину и ответственность в том, что произошло с Гебелем. Ведь именно Соловьев по приказу Муравьева арестовал жандарма, что позволило Муравьеву наброситься на Гебеля и "обезвредить" его.

-2

Но теперь, увидя такое мародерство и произвол, Соловьев уводит свою роту, отсоединяясь от бунта Муравьева.

Ахтырская рота во главе со старшим братом Муравьева Артамоном также отсоединяется от бунта. Более того, именно этой роте будет выдана тяжелая артиллерия и приказано не пропускать войско Муравьева.

-3

Но не только бывшие соратники оставляют Муравьева.

Прощание Муравьева-Апостола со своим денщиком.

Символична сцена прощания Муравьева с Евсеем. Евсей - верный слуга Муравьева еще с Наполеоновской войны, мы его видели в 1 серии в Париже. И скорее всего с самого младенчества, ведь у каждого военного дворянина был свой крепостной "дядька". Такой же дядька (Савельич) был и у Петра Андреевича Гринева в "Капитанской дочке" Пушкина. Но Савельич никогда бы не оставил Гринева и не захотел бы даже подаренной свободы, и в этом есть отголосок образа Арины Родионовны, отпущенной на волю, но навечно добровольно оставшейся в семье Пушкиных.

А вот Евсей согласился и оставил Муравьева, когда тот его отпускает. Почему?

Евсей - это душа русского народа. Как и пушкинский Савельич, это та смиренная крестьянская часть народа, которая не присоединяется к бунту и ненавидит беспорядок и кровопролитие. Евсей не принял ту ложь и жестокость, которые сейчас исходят от его господина. И он не хочет идти на бунт против царя.

-4

Муравьев поступает очень жертвенно и благородно, отпуская Евсея на все четыре стороны. Он, конечно, нуждается в своем слуге, в глубине души надеясь, что тот останется ему верным добровольно. Дворяне в то время мало что умели делать самостоятельно (ни печь растопить, ни постирать, ни ружье почистить), им поминутно нужен был слуга. Но Евсей отказывается идти дальше вместе с ним.

Евсей оставил своего господина, и в этом уже предвестие, что ничего у Муравьева не выйдет и конец его будет трагическим.

Также отказывается благословить полк Муравьева и священник в Мотовиловке.

Щербатов между двух огней

Граф Щербатов покрывает действия Муравьева, жениха своей племянницы. Он знает, что бунт Муравьева уже начался, но бездействует. Однако он вынужден под давлением сверху "потушить пожар", то есть подавить восстание и арестовать своего любимчика. Он посылает навстречу полку Муравьева по иронии судьбы ту самую роту, которой командует родной брат Сергея Муравьева-Апостола, Артамон.

-5

Финал

Муравьев не раскаивается даже после ареста. Никакие его действия не вызвали в его гордой душе покаяния. Он был абсолютно убежден в своей правильности и праведности.

Так в сериале звучит мысль о том, что не верящая душа, душа без веры и без Бога, приходит к самоуничтожению, одновременно разрушая все то, что может, вокруг себя.

Вы скажете - но ведь декабристы были лучшими людьми, они сражались за благородные цели. Они были те самые праведники среди грешников. Да, они были праведниками, но возомнившими себя лучше и правее всех. И это ослепило их. Осуждение царящего строя наверное было правильным и говорило об их честности и неравнодушии. А вот своих недостатков, и недостатков и несовершенств своей программы, они уже не видели. Как Люцифер, который тоже был лучше всех. И потому захотел убрать безжалостно Бога, которого посчитал неправильным, ничтожным, допускающим разные несовершенства в мире. Декабристы хотели создать какой-то новый мир, свой мир, более совершенный и праведный, но вообще-то они сами не знали, как это сделать. Поэтому их огромный грех в безрассудной безответственности, с которой они принялись разжигать бунт, надеясь на какое-то непонятное русское авось. А по сути, получился бессмысленный бардак, полный огромных жертв.

-6

Финал сериала потрясающий. В предсмертной мечте, уже отходя в небытие, Муравьев-Апостол и остальные участники заговора все-таки испивают тот желанный глоток шампанского рядом с царем и его приближенными.

-7