Найти в Дзене

Роза Лютера – символ Реформации

Эта эмблема первоначально была изображением на личной печати Мартина Лютера. Печать была нужна для верификации переписки, которую Лютер вел, находясь в замке Кобург во время Аугсбургского рейхстага в 1530 году. Возможно также, что эта эмблема была на перстне Лютера. Сегодня #азбукацерковнойжизни расскажет вам, что кроется в этом знаке. В письме от 8 июля 1530 года к Лазарусу Шпенглеру Лютер интерпретирует свою печать следующим образом: «Благодать и мир от Господа. (…) Я изложу свои изначальные мысли и причину, по которой моя печать является символом моего богословия. Первым должен быть чёрный крест в сердце, сохраняющий свой естественный цвет, чтобы напоминать мне, что вера в Распятого спасает нас. «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). Хотя это действительно чёрный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердце в его естественном цвете. Он не портит природу, то есть не убивает, а сохраняет жизнь. «Праведн
Оглавление
Эта эмблема первоначально была изображением на личной печати Мартина Лютера. Печать была нужна для верификации переписки, которую Лютер вел, находясь в замке Кобург во время Аугсбургского рейхстага в 1530 году. Возможно также, что эта эмблема была на перстне Лютера. Сегодня #азбукацерковнойжизни расскажет вам, что кроется в этом знаке.

Мнение Мартина Лютера

В письме от 8 июля 1530 года к Лазарусу Шпенглеру Лютер интерпретирует свою печать следующим образом:

«Благодать и мир от Господа. (…) Я изложу свои изначальные мысли и причину, по которой моя печать является символом моего богословия.

Первым должен быть чёрный крест в сердце, сохраняющий свой естественный цвет, чтобы напоминать мне, что вера в Распятого спасает нас. «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10).

Хотя это действительно чёрный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердце в его естественном цвете. Он не портит природу, то есть не убивает, а сохраняет жизнь. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17), но верой в Распятого.

Такое сердце должно находиться в центре белой розы, показывая, что вера дарует радость, утешение и мир. Другими словами, оно помещает верующего в белую, радостную розу, ибо эта вера дает радость и мир не такие, как дает мир («Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». Ин. 14:27). Вот почему роза должна быть белой, а не красной, ибо белый - цвет духовности и ангелов (см. Мф. 28:3, Ин. 20:12).

Такая роза должна стоять на небесно-голубом поле, символизируя, что такая радость в духе и вере является началом небесной будущей радости, которая уже начинается, но постигается в надежде, еще не раскрытой. И вокруг этого поля - золотое кольцо, символизирующее, что такое блаженство на Небесах длится вечно и не имеет конца.

Такое блаженство изысканно, превосходит всякие радости и блага, так же как золото - самый ценный, самый драгоценный и лучший металл. Это мой compendium theologiae [краткое изложение богословия]. Я хотел показать его Вам в доброй дружбе, надеясь на Вашу признательность. Да пребудет Христос, наш возлюбленный Господь, с Вашим духом до жизни будущей. Аминь».

Пять ран Христа и дополнительные смыслы Розы

В дополнение к этому можно сказать, что пять лепестков розы принято рассматривать в качестве символа пяти ран Христовых, полученных Им во время распятия. Также круг можно интерпретировать как неизменность Слова Бога: «Слово Господне пребывает вовек», - слова апостола Петра (1 Пет.1:25), цитирующего пророка Исайю.

Со временем изображение стало использоваться не только в своем первоначальном виде, но и измененном, приобретая – как это часто происходит с символами – дополнительные значения и смыслы. Так, например, среди лепестков розы могут изображаться золотые огненные языки – символ Святого Духа.

Различные модификации Розы Лютера вошли в гербы немецкого дворянства, а в некоторых областях (Саксония, Тюрингия) в память о событиях Реформации пекут сладкие булочки в форме этой эмблемы.

В нашей кирхе Розу Лютера вы увидите на витраже сразу над входом в богослужебный зал.

Подписывайтесь на наш Дзен и Телеграм-канал, чтобы не пропускать еженедельную "Азбуку церковной жизни".