Что общего между Элвисом Пресли и Челябинским цинковым заводом, театром кукол и стахановцами, Лучано Паваротти и кремлевскими звездами? 1935 год! К большому юбилею театра в нем поставили спектакль-концерт, в котором кукловоды вышли на сцену и показали, как из человека вырастает личность, а из идеи — большое искусство. «1935. Ровесники» — яркая премьера, для которой нужен хороший культурный бэкграунд.
1935 год — в Москве появляется первая линия метрополитена, Гитлер строит далеко идущие (к сожалению) планы, в Челябинске открывается цинковый завод и областной театр кукол имени Вольховского. А еще рождаются великие талантливые люди — от Сергея Юрского и Леонида Енгибарова до Эллы Фицджеральд и Людмилы Гурченко. И все они выйдут на сцену Челябинского театра кукол — под крылом ангелов-медсестер.
Фактически спектакль «1935. Ровесники» — это сборник танцевальных, певческих, стендап-номеров и он справедливо имеет поджанр «концерт». Вы увидите и услышите выступления Лучано Паваротти и Франсуазы Саган, Олега Табакова и Элвиса Пресли, многих других мировых звезд, а также на сцену выйдут все главные режиссеры Челябинского областного театра кукол — и Валерий Вольховский, и Михаил Хусид, и Людвиг Устинов. Ростовые куклы — прекрасно выполнены и совершенно узнаваемы.
Пространство для этого немыслимого перекрестка форм и идей, личностей и их судеб оформлено довольно остроумно: художник Ирина Хмарук и постановщик и автор сценария Александр Борок воздвигли в центре сцены большой шатер: он одновременно напоминает здание в стиле сталинского ампира и... отдаленно — Черный Вигвам, придуманный великим режиссером-визионером Дэвидом Линчем (родился, кстати, в 1946 году, чуть позже): контрастный рисунок на полу, яркие шторы и, самое главное, назначение — это точка вне времени и пространства, в которой кто угодно может встретиться с кем угодно.
Скажем сразу: «1935. Ровесники» — спектакль не для зумеров, да и не всякий миллениал вспомнит, что карьера Фрэнка Синатры и стахановское движение зародились в один и тот же год. Для того, чтобы эти 90 минут с антрактом наслаждаться историей великих судеб и судьбоносных событий, необходимо иметь достаточно емкий культурный бэкграунд и в целом разбираться в кино, театре, музыке. Иначе кадры из советского мультфильма «Новый Гулливер» или цитаты из Брехта лишь собьют зрителя с толку, а может, даже слегка напугают (про песню «Моя лилипуточка, приди ко мне» и говорить нечего).
Впрочем, и неподготовленный зритель может разобраться, что к чему — фото и видео значимых событий вместе с текстом проецируются на стенах зала. Запутался — поверни голову, почитай — почти как субтитры в иностранной опере. Так, путем использования всех средств выразительности театра кукол вырисовывается история, которую делают личности.
В спектакле задействован практически весь актерский состав Челябинского театра кукол — вот они, эти люди, продолжатели великих традиций, заложенных Павлом и Ниной Гаряновыми, основателями театра, в далеких тридцатых. И тут остается только лишний раз удивиться, насколько безграничны возможности этого вида искусства, не ограниченного пределами человеческого тела, а также насколько универсальны и талантливы артисты-кукловоды: танец, работа с марионетками, ростовыми куклами, сложные акробатические номера, пение, наконец, выразительное драматическое существование в живом плане — им все по плечу! А какие они красивые.
В финале лица ровесников Челябинского театра кукол окутают стены фотографической черно-белой дымкой, ласково глядя на тех, кто сегодня продолжает этот путь, а также тех, кто каждый день заполняет зрительный зал. Всего-то 90 лет — да то ли еще будет.
Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!