Найти в Дзене

Конспект урока на тему: Практическое занятие №5: «Сетевое хранение данных и цифрового контента. Облачные сервисы.

Раздел 1. Информационная деятельность человека. Тема 15: Практическое занятие №5: «Сетевое хранение данных и цифрового контента. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности». Аудитория: студенты СПО (1–2 курс) Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика). Цель: Сформировать у студентов умения работать с облачными хранилищами данных, организовывать коллективный доступ к файлам с разграничением прав и применять базовые меры безопасности. Задачи: Форма проведения: Практикум с элементами демонстрации и самостоятельной работы. Материально-техническое обеспечение: 1. Сетевое хранение данных: 2. Облачные сервисы хранения данных (на примере Яндекс.Диск / Google Диск): 3. Разделение прав доступа: 4. Меры безопасности: Задание 1: Настройка общего доступа к папке с разными правами. Цель: Научиться создавать общую папку и предоставлять доступ конкретным пользователям с разным уровнем permissions. Алгоритм выполнения
Оглавление

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 15: Практическое занятие №5: «Сетевое хранение данных и цифрового контента. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности».

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)

Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика).

Цель: Сформировать у студентов умения работать с облачными хранилищами данных, организовывать коллективный доступ к файлам с разграничением прав и применять базовые меры безопасности.

Задачи:

  • Образовательная: Изучить принципы работы облачных сервисов хранения данных, виды прав доступа и основные угрозы информационной безопасности.
  • Развивающая: Развить навыки анализа задачи, выбора подходящего инструментария и решения практических проблем.
  • Практическая: Научиться создавать общие папки, настраивать права доступа для разных пользователей, предоставлять доступ по ссылке и организовывать совместную работу над документами.
  • Воспитательная: Воспитать культуру безопасного обращения с данными и ответственность за их сохранность.

Форма проведения: Практикум с элементами демонстрации и самостоятельной работы.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с выходом в Интернет.
  • Проектор или интерактивная доска для демонстрации.
  • Аккаунты на облачных сервисах (Яндекс.Диск, Google Диск или Mail.ru Облако). Желательно, чтобы у студентов были заранее созданные учебные аккаунты или они использовали свои личные.

Ход занятия

I. Организационный момент (5 мин)

  • Приветствие.
  • Проверка присутствующих.
  • Сообщение темы и целей занятия.
  • Мотивация: объяснение востребованности навыков работы с облаками на современном рынке труда (удаленная работа, коллаборация, резервное копирование).

II. Теоретическая часть (20 мин)

1. Сетевое хранение данных:

  • Определение: Технология хранения информации на множестве распределенных серверов, предоставляемая пользователю как единый виртуальный ресурс по требованию через сеть (Интернет).
  • Преимущества перед локальным хранением:
  • Доступ из любой точки мира с любым устройством.
  • Автоматическое резервное копирование и версионность.
  • Легкость совместного использования и коллективной работы.
  • Не требует покупки и обслуживания собственного оборудования.
  • Недостатки:
  • Зависимость от интернет-соединения.
  • Риски, связанные с конфиденциальностью и безопасностью данных (данные хранятся на стороне провайдера).

2. Облачные сервисы хранения данных (на примере Яндекс.Диск / Google Диск):

  • Яндекс.Диск: Интеграция с экосистемой Яндекса, часто бесплатные расширенные тарифы для партнеров.
  • Google Диск: Мощные инструменты для совместной работы (Документы, Таблицы), интеграция с Android и Gmail.
  • Другие: Dropbox, OneDrive, Mail.ru Облако.
  • Базовые функции: Загрузка, скачиванорганизация в папки, поиск.

3. Разделение прав доступа:

  • Зачем нужно? Для обеспечения конфиденциальности и контроля над данными при совместной работе.
  • Основные уровни прав:
  • Просмотр: Пользователь может только просматривать и скачивать файлы.
  • Комментирование: Просмотр + возможность оставлять комментарии (актуально для документов).
  • Редактирование: Просмотр, скачивание, изменение, удаление, добавление новых файлов. Высокий уровень доверия!
  • Полный доступ (Владелец): Все права, включая управление доступом для других.

4. Меры безопасности:

  • Надежный пароль: Длинный, сложный, уникальный для облачного сервиса.
  • Двухфакторная аутентификация (2FA): Основной метод защиты от взлома аккаунта.
  • Осторожность с публичными ссылками: Понимание, что любой, у кого есть ссылка, получит доступ. Использование паролей и сроков действия для ссылок, если сервис это позволяет.
  • Проверка прав доступа: Периодический аудит списка пользователей, имеющих доступ к вашим файлам.
  • Не хранить критически важные данные (сканы паспортов, пароли) в облаке без дополнительного шифрования.

III. Практическая часть (55 мин)

Задание 1: Настройка общего доступа к папке с разными правами.

Цель: Научиться создавать общую папку и предоставлять доступ конкретным пользователям с разным уровнем permissions.

Алгоритм выполнения (на примере Яндекс.Диска):

1. Создайте структуру папок:

  • В корне своего облака создайте папку с названием [Ваша Фамилия]_Проект_Альфа.
  • Внутри этой папки создайте две новые: Документы_для_команды и Исходные_материалы.

2. Заполните папки файлами:

  • В Документы_для_команды загрузите любой текстовый файл (например, Инструкция.txt).
  • В Исходные_материалы загрузите любой файл с изображением (например, Логотип.jpg).

3. Настройте доступ для "Редактора":

  • Кликните правой кнопкой мыши на папке Документы_для_команды.
  • Выберите пункт «Предоставить доступ» или «Расшарить».
  • В поле "Пригласить пользователей" введите email вашего одногруппника (партнера по заданию).
  • Важно: Права доступа выберите «Редактирование».
  • Добавьте сообщение (опционально) и нажмите "Отправить".

4. Настройте доступ для "Зрителя":

  • Кликните правой кнопкой мыши на папке Исходные_материалы.
  • Выберите «Предоставить доступ».
  • Введите email другого одногруппника (или того же).
  • Права доступа выберите «Просмотр».
  • Отправьте приглашение.

5. Проверьте работу со стороны приглашенных:

  • Ваши одногруппники должны выполнить аналогичные действия, пригласив вас к своим папкам.
  • Попробуйте от лица "Редактора": изменить текст в файле Инструкция.txt и переименовать его.
  • Попробуйте от лица "Зрителя": попытаться удалить файл Логотип.jpg. Система должна выдать ошибку.

Задание 2: Работа с публичной ссылкой и настройка безопасности.

Цель: Научиться создавать ссылки для общего доступа и ограничивать их опасность.

Алгоритм выполнения:

1. Создайте публичную ссылку:

  • В своей папке [Ваша Фамилия]_Проект_Альфа создайте новый документ (Яндекс.Документ или Google Документ) с названием Новости_компании.
  • Напишите в нем любой текст, например, "Собрание переносится на 15:00".
  • Нажмите на кнопку «Настройки доступа» (или «Поделиться»).
  • Вместо ввода email выберите опцию «Скопировать ссылку».
  • Убедитесь, что в настройках ссылки стоит «Просмотр» (а не «Редактирование»!).
  • Скопируйте ссылку и отправьте ее в чат группы/преподателю.

2. Проверьте доступ по ссылке:

  • Откройте скопированную ссылку в режиме инкогнито/в другом браузере, где вы не авторизованы в своем аккаунте. Убедитесь, что документ открывается на просмотр.

3. (Если позволяет время и интерфейс сервиса) Установите срок действия ссылки:

  • Вернитесь в настройки доступа к документу.
  • Найдите опцию «Настройки ссылки» или «Управление доступом».
  • Поставьте галочку «Срок действия ссылки» и установите дату, например, на завтра.
  • Сохраните изменения.

IV. Подведение итогов. Рефлексия (10 мин)

1. Контрольные вопросы для закрепления:

  • В чем главное преимущество облачного хранилища перед флеш-накопителем?
  • Ваш коллега должен внести правки в отчет, но не должен иметь возможности удалять другие файлы в папке. Какие права вы ему предоставите?
  • Почему публичная ссылка с правами на редактирование считается опасной?
  • Как называется метод защиты, где кроме пароля требуется код из SMS?

2. Обсуждение результатов: Спросить у студентов, какие возникли трудности, что получилось легко.

3. Вывод: Кратко повторить ключевые моменты занятия: облака — это мощный инструмент для collaboration, но его сила требует ответственного подхода к настройке прав и безопасности.

V. Домашнее задание

  1. Теоретическое: Составить сравнительную таблицу трех облачных сервисов (Яндекс.Диск, Google Диск, Mail.ru Облако) по критериям: бесплатный объем, максимальный размер файла, наличие встроенных редакторов, особенности настроек безопасности.
  2. Практическое:
  • В своем облачном хранилище создать папку «Домашняя_работа».
  • Внутри нее создать документ и написать в нем 3-5 мер безопасности, которые должен соблюдать рядовой пользователь облачных хранилищ.
  • Предоставить доступ к этой папке с правами «Комментирование» на email преподавателя.