Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 30 октября в классической музыке

Дуэль виртуозов, рождение мецената, тайные коды великой симфонии и триумф русской оперы — все это 30 октября в истории классической музыки. 30 октября 1790 года на свет появился человек, которому было суждено бросить вызов самому Никколо Паганини. Им стал Кароль Липиньский — польский скрипач-виртуоз, чей талант проявился с самого детства: уже в пять лет его отец-музыкант вручил ему первый смычок. Слава Липиньского прогремела по всей Европе в апреле 1818 года, когда он разделил сцену с легендарным Паганини в итальянской Пьяченце. Их два совместных концерта, где музыканты исполняли дуэты и импровизировали, породили среди публики захватывающую легенду о «дуэли» титанов. Их музыкальное соперничество продолжилось и в Варшаве летом 1829 года, где на их выступлениях присутствовал юный Фредерик Шопен. Пресса с жаром спорила: кто же из виртуозов лучший? По легенде, Паганини с улыбкой парировал: «Не знаю, кто первый, но второй, несомненно, Липиньский». После бурной концертной жизни Кароль Липинь
Оглавление
Дуэль виртуозов, рождение мецената, тайные коды великой симфонии и триумф русской оперы — все это 30 октября в истории классической музыки.

Кароль Липиньский: достойный соперник Паганини

Кароль Липинский, 1790–1861 гг.
Кароль Липинский, 1790–1861 гг.

30 октября 1790 года на свет появился человек, которому было суждено бросить вызов самому Никколо Паганини. Им стал Кароль Липиньский — польский скрипач-виртуоз, чей талант проявился с самого детства: уже в пять лет его отец-музыкант вручил ему первый смычок.

Слава Липиньского прогремела по всей Европе в апреле 1818 года, когда он разделил сцену с легендарным Паганини в итальянской Пьяченце. Их два совместных концерта, где музыканты исполняли дуэты и импровизировали, породили среди публики захватывающую легенду о «дуэли» титанов.

Их музыкальное соперничество продолжилось и в Варшаве летом 1829 года, где на их выступлениях присутствовал юный Фредерик Шопен. Пресса с жаром спорила: кто же из виртуозов лучший? По легенде, Паганини с улыбкой парировал: «Не знаю, кто первый, но второй, несомненно, Липиньский».

После бурной концертной жизни Кароль Липиньский нашел пристанище в Дрездене. С 1839 года и на протяжении более двух десятилетий он руководил королевской капеллой в качестве концертмейстера, оставив значительный след в музыкальной жизни города.

Даже его инструмент говорит о величии мастера: один из знаменитых «золотых» скрипок работы Антонио Страдивари 1715 года носит его имя — «Скрипка Липиньского».

Элизабет Спрэг Кулидж: меценат, построивший дом для камерной музыки

Элизабет Спрэг Кулидж, 1864–1953 гг.
Элизабет Спрэг Кулидж, 1864–1953 гг.

30 октября 1864 года в Чикаго родилась Элизабет Спрэг Кулидж — женщина, которой было суждено стать не просто покровительницей искусств, а настоящим архитектором будущего камерной музыки. Унаследовав семейное состояние, она решила вложить его не в тихую благотворительность, а в живое звучание.

Её любовь к музыке обрела конкретные формы: она построила в Библиотеке Конгресса США специальный зал — Кулидж Одиториум — и учредила фонд, который не просто поддерживал музыкантов, а активно формировал репертуар, заказывая новые сочинения лучшим композиторам эпохи.

Благодаря ей мир услышал:

  • Третий струнный квартет Арнольда Шёнберга
  • Пятый квартет Белы Бартока (посвящённый самой Кулидж)
  • «Аполлона Мусагета» Игоря Стравинского

Символичным завершением этого пути стала премьера, состоявшаяся в её же зале в день её 80-летия, 30 октября 1944 года. Публике представили «Весну в Аппалачах» Аарона Копленда — балет о надежде и новом начале.

Так меценатка, всегда остававшаяся в тени, создала ту самую сцену, на которой камерная музыка живёт и звучит по сей день.

Роберт Фолькман: тихий романтик между Веной и Будапештом

Роберт Фолькман, 1815–1883 гг.
Роберт Фолькман, 1815–1883 гг.

30 октября 1883 года в Будапеште ушёл из жизни Роберт Фолькман — композитор, ставший мостом между венской классикой и венгерской музыкальной школой. Немец по происхождению, он нашёл свой дом в Венгрии.

В последние годы жизни Фолькман преподавал в Будапештской музыкальной академии, где работал вместе с Ференцем Листом — строгий профессор рядом с харизматичным маэстро.

Перелом в его карьере наступил, когда издатель Густав Хекенаст выкупил права на его сочинения. Это дало Фолькману финансовую свободу, и его музыка стала известнее. Именно тогда появились знаменитые серенады для струнных, особенно полюбившаяся Первая серенада до-мажор.

Друживший с Листом и Брамсом, Фолькман оставался камерным композитором — ясным, доступным, без громких заявлений. В день его ухода Вена и Будапешт объединились тихой мелодией его памяти.

«Царская невеста» входит в Мариинку

-4

Вечер 30 октября 1901 года стал настоящим триумфом для русской оперы — в этот день на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась долгожданная премьера «Царской невесты» Римского-Корсакова. Уже известная по московским постановкам Саввы Мамонтова, опера теперь завоёвывала признание главной императорской сцены.

За дирижёрским пультом в тот вечер стоял Эдуард Направник, а партию Марфы исполнила восхитительная Аделаида Больская — её голос, тонкий и гибкий, идеально передавал кантилену, созданную композитором «на дыхании» русской речи.

К тому моменту споры о «номерной» структуре оперы и «нерусских» влияниях, бушевавшие после московской премьеры, уже утихли. Публика слушала не полемику, а саму музыку — и так горячо просила бис, что это стало лучшим подтверждением: трагедия Любаши, мрачная атмосфера опричнины и светлые мелодии Марфы вошли в живую традицию русского искусства.

Сам Римский-Корсаков на следующий день записал, что постановка прошла гладко, а Больская была восхитительна. Мариинский театр принял «Царскую невесту» как свою — и навсегда.

Парижское прощание Имре Кальмана

Имре Кальман, 1882–1953 гг.
Имре Кальман, 1882–1953 гг.

30 октября 1953 года в Париже ушёл из жизни король венской оперетты Имре Кальман. Автор «Сильвы» и «Принцессы цирка», он подарил венскому жанру страсть венгерского чардаша.

В годы нацизма Кальман, имевший еврейские корни, мужественно отверг статус «почётного арийца» и отправился в изгнание — сначала в Париж, затем за океан. Его музыку в Третьем рейхе запретили.

После войны композитор вернулся в Европу, но его сердце остановилось в парижской эмиграции. Однако музыка не умолкла — уже через два месяца после его ухода состоялась премьера последней оперетты «Аризона Леди».

По воле Кальмана его упокоили в Вене, на Центральном кладбище, рядом с Бетховеном и Шубертом — среди титанов, чьи мелодии, как и его собственные, пела вся Европа.

История дня: премьера Одиннадцатой симфонии Шостаковича

Москва, 30 октября 1957 года. Большой зал консерватории.
Москва, 30 октября 1957 года. Большой зал консерватории.

В зале гаснет свет, и дирижёр Натан Рахлин поднимает палочку. С первых же тактов музыки Шостаковича зрителей поглощает холод «Дворцовой площади»: тягучие, застывшие созвучия, похожие на хруст снега под сапогами у Зимнего дворца.

Но вот начинается часть под названием «9 января» — и оркестр взрывается. Медные духовые кричат, ударные грохочут, подобно выстрелам, марш разрывается на части. Эта музыка кажется порожденной самой революционной стихией, но на самом деле она сплетена из знакомых каждому мелодий: «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка».

Траурная третья часть, «Вечная память», — это не просто скорбь, а бесконечная процессия безымянных жертв. Скорбный напев струнных внезапно прорывается яростью, эхом протеста, и оркестр выходит в финал — «Набат». Здесь музыка достигает предельного напряжения. Это не триумфальная победа, а грозное предупреждение, колокол, звон которого невозможно игнорировать.

Премьера в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР имела оглушительный успех. Уже в апреле 1958 года Шостакович получит за эту симфонию Ленинскую премию.

Но в тот вечер 1957 года публика слышала не только о событиях 1905 года. Для многих в музыке отозвалась свежая боль — недавно подавленное восстание в Будапеште в 1956-м. Сам композитор настаивал, что симфония — о русской истории. Но, возможно, истинная сила этого произведения в том, что оно стало зеркалом для любой раздавленной надежды, в любое время и в любой стране. Звучащий набат оказался вневременным.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #Шостакович #РимскийКорсаков #Кальман #Липиньский #Паганини #Фолькман #Кулидж #30октября

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.