Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Эмма." - разбор кино: проективные идентификации и психологический брак

Я одно время очень любила читать романы Джейн Остин. Прочитала их все, как мне кажется. Потом стала смотреть экранизации. Посмотрела тоже все, или почти все. "Гордость и предубеждение" и вариант с Колином Фёртом и вариант с Кирой Найтли смотрела уже даже не могу сосчитать сколько раз. А вчера посмотрела экранизацию 2020 г (странно, что ещё её не видела) под названием "Эмма." Именно с точкой в конце. Я не могу сказать, что считаю романы Джейн Остин чем-то особенно глубоким. Это вам, конечно, не Достоевкий и даже не мой любимый Тургенев. "Даже" потому, что, наверное, по стилю и утонченности я бы из русской классики Остин сравнила бы с Тургеневым. Но для меня он глубже, многослойнее. Однако Остин умеет создать свой не повторимый мир, особенный колорит, её романы я бы назвала элегантными. И здорово, когда экранизации таких романов также передают их атмосферу. "Эмма." - передаёт. Мне очень понравилось художественное и световое решение фильма. Цветовые сочетания нарядов с окружающими интерье

Я одно время очень любила читать романы Джейн Остин. Прочитала их все, как мне кажется. Потом стала смотреть экранизации. Посмотрела тоже все, или почти все.

"Гордость и предубеждение" и вариант с Колином Фёртом и вариант с Кирой Найтли смотрела уже даже не могу сосчитать сколько раз.

А вчера посмотрела экранизацию 2020 г (странно, что ещё её не видела) под названием "Эмма." Именно с точкой в конце.

Я не могу сказать, что считаю романы Джейн Остин чем-то особенно глубоким. Это вам, конечно, не Достоевкий и даже не мой любимый Тургенев. "Даже" потому, что, наверное, по стилю и утонченности я бы из русской классики Остин сравнила бы с Тургеневым. Но для меня он глубже, многослойнее.

Однако Остин умеет создать свой не повторимый мир, особенный колорит, её романы я бы назвала элегантными.

И здорово, когда экранизации таких романов также передают их атмосферу. "Эмма." - передаёт. Мне очень понравилось художественное и световое решение фильма. Цветовые сочетания нарядов с окружающими интерьерами или ландшафтами очень тонко продуманы. А ужины и балы со светом только свечей и свечных люстр передают особенную, какую-то волшебную, атмосферу старого благородного особняка.

-2

Очень впечатляет в фильме художественная линия костюмов и интерьеров. Я не эксперт в области исторических костюмов, но впечатление, что тогда было всё именно так. В отличие, например, от "гордости и предубеждения" с Кирой Найтли, фильм прекрасен, но на мой взгляд далёк от исторического совпадения с эпохой.

-3

Но поговорим о психологических линиях в фильме.

Главная героиня, юная девушка Эмма живёт в особняке со своим отцом. Её мать умерла, заболев в стужу, старшая сестра вышла замуж. И Эмма осталась единственным близким, находящимся рядом человеком, своему папе. Чем тот активно пользуется. Папенька во всю капризничает, страдает ипохондрией, всё время боится, что его продует и ставит вокруг себя ширмы. Просит дочь никогда его не покидать. Что та с радостью и вовлечённостью выполняет.

Замуж девушка не собирается. Что для той поры назвать "смелым решением" - это даже недооценить всю самоотверженность Эммы. Однако, она не считает это какой-то жертвой, определяет, что замужество ей не надобно и увлечённо помогает устраивать личную жизнь другим, сватая разных знакомых.

Итак, что мы имеем?

Как минимум, психологический брак. Понятно, что в те времена авторитет родителей был велик, как и послушание детей, даже взрослых. И за психологический брак считать такую данность (авторитет и послушание) было бы не верным.

Вообще критерии психологического брака можно прочитать в моей статье:

Психологический брак. Критерии и последствия

Но здесь речь не просто про послушание, а про то, что Эмма и отец будто меняются ролями - он часто ведёт себя как ребёнок, нуждающийся в опеке и присмотре, будучи физически вполне здоровым мужчиной. А это уже критерий.

Далее Эмма чувствует себя ответственной за его психологической и физическое состояние. Ещё один критерий.

Проживают они вместе. И отца она бросить не может. То есть возможный супруг в таких отношениях может стать явно третьим лишним. А это, по сути, главный критерий психологического брака.

Как же Эмма отыгрывает свою нереализованную сексуальность и желание романтических отношений? По средствам той самой "проективной идентификации" - психологической защиты. Подробно я описывала этот механизм в одной из моих статей:

Ужас нарцисса, проективные идентификации или зачем дьявол носит Prada

Если в двух словах, то проективная идентификация работает следующим образом: человек не в силах пережить какие-то сложные, раздирающие чувства, блокирует их в себе, но они не исчезают. Их надо куда-то разместить. Например, заставить пережить их другого человека. И наблюдая за ним, приобщившись к нему, прожить их таким образом. То есть чувства спроецированы на кого-то или на какую-ту ситуацию, и человек идентифицирует с ними свои проживания.

-4

Также и Эмма: заглушая в себе потребность любить и быть любимой, она устраивает чужие браки. И, что характерно, не оставляет в таких историях пространства для истинных чувств реальных персонажей. Она навязывает нужных, предполагаемых ею партнёров, искренне веруя в правильность своих выборов и предположениях о чувствах других.

Как в итоге складывается история самой Эммы? Не буду спорить, хотя как она может сложится в романе Джейн Остин? Смотрите, читайте, очень рекомендую для хорошего настроения!

А в жизни - не так уж это просто - разобраться с играми в психологические браки с родителями и с защитными механизмами психики. Но вполне возможно)

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru