Найти в Дзене
ЭТНОГЕНРИ

От тундры до миллиона: Почему коми-ижемцы всегда были самыми успешными предпринимателями Севера.

Бытует мнение, что коми-ижемцы имеют склонность к предприимчивости. Я и сам отношусь к коми-ижемцам. Ижемский район — моя родина. И с детства во время общения с жителями других муниципалитетов Республики Коми (кроме Усть-Цильмы, об этом отдельно поговорим), я ощущал особое отношение к ижемцам. «Ой, тi ижмасаяс, тi вобшэ мöд йöз. Этая ижмасаясыс… найö гöгöр ме ог тöд мый на вывтi карны.» (Ой, вы ижемцы, вы вообще другие. Эти ижемцы такие, что они везде, я не знаю что с ними делать.) А когда речь идет об определенном успехе, то результаты объясняют именно местом рождения — Ижмой. Любопытно! История ижемских коми действительно интересна и отражает сложные процессы этнического и культурного взаимодействия в регионе. В Республике Коми формирование ижемских коми приходится на вторую треть XVI века на реке Ижме. В этой статье проведем исследование, я буду общаться с нашими современниками, предпринимателями из Ижемского района с целью ответить на главный вопрос: в чем «Феномен ижемской предпр
Оглавление

Бытует мнение, что коми-ижемцы имеют склонность к предприимчивости. Я и сам отношусь к коми-ижемцам. Ижемский район — моя родина. И с детства во время общения с жителями других муниципалитетов Республики Коми (кроме Усть-Цильмы, об этом отдельно поговорим), я ощущал особое отношение к ижемцам. «Ой, тi ижмасаяс, тi вобшэ мöд йöз. Этая ижмасаясыс… найö гöгöр ме ог тöд мый на вывтi карны.» (Ой, вы ижемцы, вы вообще другие. Эти ижемцы такие, что они везде, я не знаю что с ними делать.)

А когда речь идет об определенном успехе, то результаты объясняют именно местом рождения — Ижмой. Любопытно!

История ижемских коми действительно интересна и отражает сложные процессы этнического и культурного взаимодействия в регионе. В Республике Коми формирование ижемских коми приходится на вторую треть XVI века на реке Ижме. В этой статье проведем исследование, я буду общаться с нашими современниками, предпринимателями из Ижемского района с целью ответить на главный вопрос: в чем «Феномен ижемской предприимчивости»?

И отдельно хотел бы поблагодарить своего друга Руслана Магомедова, соавтора проекта «Территория Коми», за поддержку моего творчества и за неравнодушное отношение к коми краю.

Ижемский район на карте Республики Коми
Ижемский район на карте Республики Коми

Кто такие коми-ижемцы? География и Этногенез

Коми-ижемцы, или изьватас (самоназвание), – это уникальная этнографическая группа в составе народа коми. Они отличаются особым диалектом, культурой и сильным чувством самобытности.

Где живут? Ижемцы живут на огромной территории российского Севера: от Кольского до Гыданского полуострова! Это стало возможным благодаря их ключевому занятию и исключительной мобильности.

Откуда пошла ижемская предприимчивость? Теория трех кровей.

Истоки ижемской предприимчивости кроются в самом их этногенезе и суровых условиях Севера. Как писал еще Лепехин в 1805 году, Ижма «населена троякого племени народом»:

1. Зыряне (коми) — первые поселенцы, крещенные при Стефане Великопермском.

2. Российские семьи — вышедшие из Усть-Цильмы.

3. Самоеды (ненцы) — принявшие крещение.

-2

Предприниматель из Ижемского района Олег Михайлович Терентьев поддерживает идею, что коми-ижемцы появились от слияния трех кровей: вымских коми, русских и лесных ненцев. Именно это смешение, а также соперничество и вынужденная адаптация, стали основой для развития уникальных навыков:

Оленеводство и Торговля: В конце XVI - начале XVII вв. коми-ижемцы переняли и усовершенствовали оленеводство у ненцев, превратив его из средства пропитания в высокодоходную отрасль.

• К 30-40-м годам XIX века в Ижемской волости процветало замшевое производство (до 150 «заводов»!), дававшее годовой доход в 50-70 тыс. руб., что свидетельствует о ранней индустриализации и ориентации на рынок.

• Ижемцы стали связующим звеном между Севером и Югом: на юг продавали замшу, оленье мясо, рыбу, а на север завозили железо, чай и другие товары. Именно поэтому их прозвали «Евреями Севера».

Шесть Столпов Феномена Предприимчивости

В чем же конкретно проявляется ижемский «стержень», который позволяет им добиваться успеха не только в Республике Коми, но и по всей России, и даже за ее пределами?

1. Знание своей родословной и Наследие (Мича олэ)

Феноменально, но все информанты знают своих предков как минимум до 5 колена, а то и до 13-го.

Коми вместо отчества называют прародителей и только потом своё имя. Например, мой сын Василь Игуль Паш Шурик Паш Генрих Томас. Возможно, знание своих корней дает силы во времена шторма.

Как говорит Иван Семенович Артеев (строительный бизнес, восстановление церкви):

«Моя бабушка всегда говорила: "Мича олэ" (Живи красиво/достойно, думая о потомках).»

Идеология ижемцев – оставить что-то после себя (крепкие дома, каменные храмы, чистая природа). Это согласуется даже с Законом ООН об устойчивом развитии. Вспомним главное правило коми охотников: брать у природы ровно столько, сколько нужно, и знать меру. Мы в XXI веке только задумываемся об этом, а наши предки жили по таким правилам.

-3

2. «Клановость» и Ответственность

Во время съёмок фильма мы собирали выходцев из Ижемского района в разных городах. Мы чувствовали себя, как родственники, как выходцы из одной семьи.

Сплоченность и взаимовыручка — это основа. В семье взрослые несут ответственность за детей. Предприниматели чувствуют важность принятия решений, зная, что каждая сделка скажется на семье (клане). Это некий стержень, мотивация предпринимать верные решения, чтобы не подвести своих.

3. Суровые климатические условия и Упорство

Север не прощает ошибок. Выживание и прокорм семьи в условиях Крайнего Севера требовало ежедневных, стратегических действий. Как отмечает Яков Николаевич Максимов (производственный бизнес): «Там, где каждый день нужно что-то предпринимать, чтобы выжить, многие стали предпринимателями».

Ижемцев отличает упорство. Если ижемец берется за дело, он его доведет до конца.

-4

4. Конкуренция через Качество и Сервис

Ижемская конкуренция — это быть лучше других! Не подставлять кого-то, а брать сервисом и качеством. Александр Григорьевич (мебельный бизнес), понимают, что в условиях Севера, а потом и в больших городах, нужно предложить нечто большее.

5. Оленеводство: Менеджмент и Инвестиции

Оленеводы, как утверждает Алексей Семенович Канев, живут не только в тундре, а выступают в роли менеджеров:

Курируют стада на огромных территориях (от Кольского до Обской губы).

Мыслят стратегически (когда и где продать, куда инвестировать деньги).

Олег Михайлович Терентьев напоминает, что ижемцы, став богатыми оленеводами, открывали кирпичные заводы и замшевые заводы и вкладывали деньги в постройку крепких домов и церквей. Это и есть классическое предпринимательство.

Коми-ижемцы в Ловозеро, Мурманская область
Коми-ижемцы в Ловозеро, Мурманская область

6. Образование и Воспитание

спитание в тяжелых условиях с юности и с детства приучало к трудолюбию и самостоятельности. А северное мышление, в отличие от южных коми, более мобильно и рискованно, что было необходимо для освоения огромных территорий и торговли.

Ижемцы сегодня: Роль в Республике и примером

Как живут ижемцы сегодня? Они продолжают быть одной из самых мобильных, динамичных и влиятельных этнографических групп в Республике Коми и за её пределами.

Ижемцы умело модернизируют традиции, адаптируя их к современным реалиям, преобразуя этничность в экономический потенциал (туризм, этнодизайн, сувениризация). Например: Яков Максимов, который производит традиционные коми лодки, но из современных материалов ПНД. Ижемцы занимают значительное место в политической, культурной и спортивной жизни Республики Коми.

Финал: Так в чем же Феномен?

«Феномен ижемской предприимчивости» — это не случайность. Это результат уникального исторического коктейля:

Этногенез трех кровей (коми, русских, ненцев).

Экономическая жила оленеводства и торговли на огромной территории.

Идеология «Мича олэ» (оставить достойное наследие).

Клановость и чувство ответственности.

Воспитание в суровых северных условиях.

Именно этот «стержень», трудолюбие и умение мыслить стратегически, позволили ижемцам стать успешными купцами Севера XIX века и остаются основой их предпринимательского успеха в XXI веке.

P.S.: Хочу поблагодарить всех информантов за честность и готовность поделиться своими мыслями. Данная работа – только начало в исследовании коми-ижемцев!

Вопрос к читателям: А какие примеры предприимчивости, основанной на традициях и культуре, знаете вы в своем регионе?