Новый Афон – одно из самых популярных у туристов мест в Абхазии. Сюда приезжают, как «дикие» туристы, так и организованные. Посмотреть и погулять есть где: Новоафонский монастырь, новоафонская пещера, железнодорожная станция Псырцха, водопад и электростанция на реке Псырцха, природный парк с системой прудов, Покровская церковь, грот и храм Симона Кананита, Анакопийская крепость и многое другое.
Большинство этих мест находится в пешей доступности для туристов любого уровня подготовки. Но вот последний вышеобозначенный объект – Анакопийская крепость – немного обделен вниманием. И причина не в том, что он не интересен, а в необходимости физических нагрузок. Нужно идти около 2 километров от входа в крепость до главной цитадели, храма и источника. А если от Новоафонского монастыря, то все 4 километра. Причем необходимо идти в гору, а потом те же 2-4 километра обратно. Проехать на транспорте весь маршрут нельзя. Поэтому не каждый турист готов проделать этот маршрут, тем более когда он приехал в Абхазию поваляться на солнышке.
Стоит только посочувствовать туристам, которые не смогли или не захотели преодолеть этот подъем на Иверскую гору, где расположена Анакопия. А таких, судя по кухонным разговорам, много.
Саниги
Ученые все еще ведут споры о дате возникновения населенного пункта на Иверской горе (ее еще называют Анакопийской и Апсарской). Нынешнее название она получила в честь Иверской иконы Божией Матери – хранительнице святой горы Афон в Греции.
Вдаваться в детали этой дискуссий, а также других, связанных с историей Абхазии, не будем. Просто собрали здесь различные этапы развития Анакопии, которые более менее укладываются в общепринятое мнение.
Самая распространенная версия среди ученых, что в районе нынешнего Нового Афона на Иверской горе населенный пункт был уже в III веке нашей эры. Хотя находится информация и о I веке, когда местные племена основали здесь поселение.
На сайте Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» указано, что не позже II века здесь поселились саниги (древние племена, жившие в северо-западной части Абхазии).
Об упомянутом III века говорится, что тогда Анакопия (некоторые ученые утверждают, что населенный пункт на Иверской горе/возле горы назывался Трахея) была крупнейшим торговым центром Римской империи на восточном побережье Черного моря. В V веке на Иверской горе начали строить крепость для базирования римских войск (нынешняя цитадель), которая расположилась на вершине горы. Вероятнее всего, саниги и римляне смогли договориться о совместном нахождении.
Абазги
Уже в VI веке саниги ушли, а их место заняли абазги (также древнее племя Абхазии). Римской империи уже не было, ее место заняла Византия.
Абазги хотели освободиться от влияния Византии. Для этого в 552 году пытались объединиться с персами. Но последние не пришли к ним на помощь, абазги и другие племена Абхазии были в меньшинстве, поэтому Анакопия осталась под протекторатом Византии после Трахейского сражения.
В VI веке была построена внешняя оборонительная линия крепости Анакопия. Она была выстроена в римско-византийском стиле, появились южная, западная и восточная крепостные стены. На южной возвели 7 башен. Крепостные стены должны были защитить византийцев, которые пользовались населенным пунктом, от набегов врагов, в том числе персов.
Но затем Византия и Персия заключили мир, поэтому держать войска в Анакопии византийцам не было необходимости. Они ушли, а крепость заняли местные жители – абазги. После этого Анакопия стала центром Абазгского царства.
Арабы
Затем Анакопия упоминается в летописях, как место, куда бежали грузинские цари после поражения от арабов. Это было в 736-737 годах.
Подробную версию этих событий передают грузинские источники, рассказывая о походе в Закавказье правителя Омейядов Михаила Глухого (он же Марван II, Марван ибн Мухаммад, Марван Глухой) в Закавказье. В Анакопии укрылись картлийские цари Мир и Арчил.
Грузинский летописец сообщает, что тогда Анакопию окружило 60-тысячное войско арабов, защитников было всего 3 тысячи. Но большую часть нападавших сразила болезнь желудка, часть погибла при штурме. Анакопия не была взята, арабы вернулись домой и прекратили поход, который должен был вывести их в тыл Византии в обход Черного моря.
На сайте Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» об этом событии говорится, что арабы начали подчинять народы Закавказья. В ответ Абазгия и Хазария составили коалицию, чтобы дать отпор. Войска Марвана ибн Мухаммада в том числе захватили крепость Цихе-Годжи (сейчас известен как город-крепость Нокалакеви). Оттуда в Анакопию бежали цари Мир и Арчил. Дальше, как и в грузинских источниках, рассказывается про защиту крепости, войска и «чуму».
Тогда в крепости Анакопия находилась икона Пресвятой Богородицы. Победу в борьбе с многочисленно превосходившим войском связывают именно с ней.
Защитники Анакопии не только выдержали натиск оймеядов, но и гнали врага. Арабы после этого покинули пределы Абхазии и Эгриси (западногрузинское государство).
В конце VIII века (798 год) появилось Абхазское царство. Анакопия стала его центром. Затем столичные функции она утратила, так как царская резиденция была перенесена в Кутаиси.
«Троянские» сундуки
Примерно с XI веков связана одна из легенд Анакопии, похожая на историю о взятии Трои. Упоминается о царе Баграте (вероятнее всего это первый грузинский царь Баграт III, правил с 978 по 1014 годы). Был у него брат, имя которого в источниках не сообщается. Не приняли абхазы последнего и он уехал в Константинополь.
Через 5 или 10 лет он вернулся, якобы, с богатствами, которые были в сундуках. Абхазы его приняли с дарами. Сундуки занесли в Анакопию, за стены крепости, но не стали открывать. Ночью из каждого из сундуков вылезло по два война-византийца, которые устроили резню в крепости. Анакопию захватила Византия.
Возможно, речь идет о событии, когда в 1032 году Анакопию снова покорила Византийская империя. Подчинение длилось недолго. В 1073 году она получила независимость, когда была отбита у византийцев грузинским царем Георгием II.
Крепость начали укреплять. В середине XI века построили четырехэтажную Восточную башню, которая сейчас является одним из главных символов не только Анакопии, но и Абхазии. Она не только помогла защищаться от врагов, но и служила складом, а также местом, где состоятельные жители крепости могли переждать осаду.
Затем на Анакопию влияние оказывали монголы, персы. В 1553 году после войны Османской империи и Персии Абхазия перешла первой. В то время Абхазия уже много лет управлялась родом Чачба (Шервашидзе), представители которого мечтали о независимости от османов (О другой столице Абхазии – Лыхны, а также дворце рода Чачба можно почитать здесь).
Генуя
Анакопия в те времена приходила в упадок, в том числе и потому, что рядом возвели другой населенный пункт – на берегу Черного моря, при впадении в него реки Псырцха. В XIII-XVI веках здесь существовала колония Генуи Никопсия. От нее сейчас осталась всего одна полуразрушенная башня, которая так и называется – генуэзская (адрес башни: улица Лакоба, 20). В Анакопии генуэзцы скупали рабов, лес, мед, скот, серебро и многое другое. Взамен продавали соль, ткани, ковры, драгоценные металлы, благовония.
В XVI веке князь Мегрельского княжества Леван Дадиани построил в Анакопии еще одну стену крепости – северную. Теперь гора была окружена укреплениями со всех сторон.
Со временем стены начали разрушаться, как и сама крепость. Значение Анакопии стало со временем падать, тем более после появления Новоафонского монастыря, который начали строить в 1874 году.
Остатки крепости
Нынешняя крепость Анакопия занимает территорию примерно в 70 тысяч квадратных метров. Как пишет советский ученый Михаил Трапш, она построена в греко-римской строительной технике. Стены сделаны из отесанных монументальных квадров, выложенных рядами, скрепленных известковым растровом.
Изначально крепость на вершине Иверской горы была в длину 83 метра, в ширину – 37 метров. Стены были высотой 4-5 метров, толщиной в 1 метр. В цитадели сначала было три башни, две из них сохранились до сегодняшнего дня.
Из существовавшего крепостного комплекса цитадели до нас дошла только часть строений. В цитадели было три башни. Одну реконструировали, одна частично разрушена, третья – потеряна. Самая высокая башня – Восточная. Там был наблюдательный и командный пункт. Это четырехугольное сооружение 16 метров в высоту.
Западная башня сохранилась на высоте в два этажа. Она имеет четырехугольную форму, южные углы округлены.
На южней стене внешней оборонительной линии в разной степени сохранности можно увидеть 7 башен. Они выступают из стены крепости, что позволяло защитникам обстреливать неприятеля на стенах.
Храм
На территории крепости Анакопия были найдены остатки различных построек, небольшая часть из которых сохранилась до сегодняшнего дня. Большинство нынешних объектов восстановлено. Правда, полный список новостроев и исторических зданий не удалось найти. Много информации о том, что монахи Новоафонского монастыря разбирали стены, здания и башни, возводя из них религиозные объекты.
По предварительным данным, в VI-VII веках на вершине горы византийские греки построили храм во имя Пресвятой Богородицы, который является одним из древнейших у христиан. Именно здесь была вышеупомянутая икона Пресвятой Богородицы. Ее называют небесной заступницей Абхазской земли, как раз из-за победы над арабами во главе с Марваном ибн Мухаммадом. К сожалению, икона не сохранилась. Ее восстановили в 2005 году в Новоафонском монастыре.
Историки пишут, в XI веке храм Пресвятой Богородицы перестроили и освятили во имя святого великомученика Феодора Тирона. Религиозный объект за свою длительную историю много раз перестраивался. Последняя реконструкция была проведена монахами Новоафонского монастыря в начале XX века. От первоначального храма Феодора Тирона остались очертания алтарной части, фрагменты надписей на греческом языке и известняковые плиты.
На табличке, находящейся возле храма, указано, что здесь захоронены «останки христиан первых веков, возможно, мучеников и исповедников, отдавших жизнь за Христа еще во времена гонения в Римской империи».
Внутри храма Феодора Тирона была построена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.
На вершине горы есть искусственный неиссякаемый колодец, глубина которого составляет 3,9 метра. По мнению историков, он был выкопан одними из первых строителей Анакопии. Постоянное наличие воды позволяло долго держать оборону при осадах.