Лыхны – одно из интереснейших мест Абхазии, с которым неразрывно связана история этой страны. Здесь можно найти объекты, которым более 1 тысячи лет, соприкоснуться с менталитетом местных жителей, узнать их кухню и традиции. Это не самое популярное место в Абхазии с огромным потоком туристов, как на озере Рица, в Новом Афоне, Пицунде, Гаграх и Сухуме. Сюда приезжают не так часто, но есть что увидеть.
Лучше в Абхазию ехать своим ходом, а не на экскурсионном автобусе. Последний вариант – это всегда путешествие по определенному маршруту, который выбирает экскурсовод. Из-за этого сложно сделать шаг в сторону. Может быть для непритязательного туриста этого и хватит – проехаться по знаковым местам и послушать рассказы гида. Но для более требовательного туриста этого, конечно, мало. Абхазия заслуживает именно последнего. Не только благодаря своей истории, но и людям, с которыми обязательно надо пообщаться, чтобы понять менталитет абхазов.
Мы объехали очень много мест в Абхазии, но рассказать я хочу о случайной точке наших поездок – селе Лыхны. Потому что сожалею, что провели там мало времени и не знали до этого об уникальности этого сердца Абхазии.
В Лыхны мы попали в рамках экскурсии по Абхазии, которая возила по городам побережья, Новому Афону и до озера Рица. Простите за нетуристические подробности, но они для понимания состояния туриста. Автобус стартовал из Сочи в 6:00, вернулись мы обратно около часа ночи.
«Прелесть» этой поездки была в том, что в ней не было включено питание. Надо было его брать с собой. Обещали вернуть нас вечером того же дня. Поэтому с собой взяли только обеденный перекус.
Поездка была очень насыщенной. Помимо вышеупомянутых достопримечательностей были Гагра, Пицунда, Гудаута, винный завод, пасека, водопады, самшитовый лес, несколько небольших сел и населенных пунктов. Почти везде галопом.
Туристов не кормили и не было времени зайти в кафе поесть из-за плотности графика поездки. Вероятнее всего, это было сделано специально, чтобы утомленные и голодные туристы накинулись на еду в ресторане, который им все-таки предложат в конце поездки. Им и стало заведение в Лыхны. Там кормили разной рыбой, разным мясом, овощами, фруктами, мамалыгой, различными соленьями, поили алкоголем и предлагали другие прелести абхазской кухни. Поесть туристам из экскурсионного автобуса предложили около 10 часов вечера. Поэтому отказников от сытного ужина было крайне мало.
Ресторан этот располагался в уникальном селе Лыхны, рядом с историческими объектами. Вот только почти никто из экскурсионного автобуса не знал об этом замечательном месте. Поднимая очередной тост за гостеприимство абхазов, утыкаешься в телефон. И начинаешь понимать, что в нескольких шагах от тебя грандиозные объекты.
Повторюсь, в планах поездки в Лыхны не было и, скорее всего, экскурсовод подхалтурил, привезя туристов в этот ресторан. За что ему огромное спасибо. Жаль только, что это было ночью и погулять по Лыхны не удалось. В селе почти нет уличного освещения, поэтому прогулки по нему вызывают по ночам опасения.
Столица Абхазии
Первое упоминание о Лыхны (ударение на первый слог) относится к VI веку.
В XIII веке во время активного поиска европейцами новых рынков сбыта здесь появилась торговое поселение Генуэзской республики под названием Кава-Де-Буксо. Основным видом вывоза в Италию стал самшит.
Село Лыхны было столицей Абхазского княжества с XV по XIX век, до его вхождения в состав Российской империи.
Село Лыхны является историческим центром Бзыбской Абхазии (одна из семи исторических областей страны). На флаге Абхазии в честь этого расположено семь звезд.
Храм
Главной достопримечательностью села Лыхны является храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в X-XI веках в стиле крестово-купольных храмов. Местные жители уверяют, что в Закавказье больше нет подобной церкви. Точная дата постройки храма не определена.
Православный объект находится в не самом лучшем виде, но местные пытаются его реконструировать, что сложно для объекта, который был возведен более тысячи лет назад. В нем сохранились фрески XIV века в византийском стиле. Пишут, что есть фрески X-XI веков. Но в кадр внутреннее состояние храма не попало – не люблю фотографировать в религиозных учреждениях. Потом выяснилось, что фрески фотографировать вообще запрещено.
Говорят, что на одной из стен сохранилась надпись на древнегрузинском языке, которая рассказывает о появлении кометы Галлея в 1066 год: «Христом, являешься ты благословен Богом и господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669 (1066) в царствие Баграта, сына Георгия... В апреле месяце появилась звезда, из недр которой [исходили лучи], возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию. Это произошло от вербной недели до воскресения Христова».
Сам храм выглядит древним: обшарпанные кирпичи и отделка, старая черепица на крыше, доски и бруски не первой свежести. На внешней стороне висят несколько икон, но высоко, может быть, чтобы не достали. Первое впечатление, что храм на реконструкции, так как везде стоят строительные леса. Но только потом понимаешь, что это не леса, а опоры для новых крыш, которые разместили над старыми крышами. Так пытаются сохранить тысячелетнее строение.
По одной из версии, такие крыши сделали после неоднократных попыток реконструировать объект. Только приступали к работам, так начинались проливные долгие дожди, в другой раз начинал дуть сильный ветер, в третий – заболевали архитекторы, реставраторы, рабочие. Поэтому решили возвести крыши, чтобы на храм меньше воздействия оказывали атмосферные осадки, чтобы как-то его защитить, если он не желает ремонтироваться.
Внутри храма находится усыпальница князя Сафарея Чачба-Шервашидзе (Георгия II Чачба), при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.
У храма есть колокольня, но она стоит отдельно. Через нее можно зайти на прицерковную территорию.
Возле православного объекта расположена могила «легендарного корнета» Константина Лакербая. Прославился он в боях, своими подвигами. Погиб после ранения, полученного в Первой мировой войне. О герое можно прочитать здесь.
На территории можно найти захоронение Ольги Николаевны Галагутовой (урожденная Джологуа), погибшая на 24-м году жизни 20 февраля 1909 года. Находится здесь и могила Владимира Дмитриевича Губеладзе, ученика 6-го класса Сухумского реального училища, года жизни: 1985-1912.
Один из абхазов мне сказал, что не знает причину появления этих могил на территории храма. Но, вероятнее всего, раньше здесь было кладбище, где абхазы одной из семей хоронили своих родственников. Кладбище старое и часть могил исчезла, но некоторые пережили различные исторические события.
Лых-ныха
Здесь же располагается одного из главных святилищ Абхазии – Лых-ныха. Оно находится на территории храма Успения Богородицы. При этом именно православный объект появился на территории древнего святилища, которое было здесь задолго до церкви.
Эти святилища в Абхазии (есть 7 главных, а всего известно около 30) частично объясняют менталитет абхазов. Для многих из них – человек является неотъемлемой частью природы. Все это божественное творение. Главный Бог Анцва отдал абхазам в вечное пользование свою землю, завещав ее сохранять и охранять. Чтобы абхазы не забыли, чья эта земля, и были созданы святилища.
При этом святилища не представляют собой, что-то общее и конкретное. Это может быть гора, роща, одиноко стоящее дерево. В Лыхны это был огромный камень. Часть его ушла на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас обряды, которые проводят представители жреческого рода Шакрыл, проходят у северо-западной стороны церкви. Вероятнее, из-за того, что именно стены этой стороны были построены из разрушенного камня.
В Лых-ныха зарывают по традиции кувшин в 250 литров с вином. Оно хранится здесь до следующего моления.
Саму церемонию посетить сложно. Как говорят местные жители, вход может быть закрыт не только для посетителей храма, но и для представителей других родов Абхазии. При этом в таких церемониях принимают участие, как православные, так и мусульмане и язычники.
Дворец
Территория храма и прилегающая не очень большие, на их осмотр не уйдет много времени. Поэтому снова заглядываешь в мобильные карты. Тут с удивлением узнаешь, что рядом с храмом есть дворец, буквально на расстоянии в 50-100 метров. Но его не видно, все из-за тех же проблем с освещением в Лыхны. Но сходить в ночи к нему все-таки решились.
В итоге вместо дворца натыкаешься на руины. В темноте это просто камни, от старого разрушенного дома, хоть и большого. Местные вообще не советуют туда ходить, так как камни со стен могут упасть. Об этом предупреждают таблички и ограждения.
Уже потом интернет показал, что это был летний дворец абхазских царей, построенный в X веке (дата тоже точно не определена). Здесь жили представители рода Чачба-Шервишидзе. Комплекс был разрушен в 1866 году после восстания в селе Лыхны.
Как потом выяснилось, то поле, по которому можно пройти от храма до развалин дворца, называется «Лыхненская поляна» (Лыхнашта). Здесь отмечают все сельские праздники. А также это место общенационального схода абхазов. Это не просто место праздника, это место силы и национально-освободительного движения абхазов. В 1866 году здесь началось восстание, после которого и был разрушен дворец Чачба-Шервишидзе.
Но достопримечательности этой небольшой территории еще не закончились. Возле Лыхненской поляны расположен памятник уроженцам села Лыхны, которые погибли в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. Есть мемориальный камень в честь Георгия Александровича Дзидзария (1914 – 1988). Это ученый и политик, уроженец села Лыхны.
Рядом с храмом Успения Богородицы находится часовня Пицундской иконы Божией Матери. Она построена в честь казаков-добровольцев, которые участвовали в грузино-абхазском конфликте, и погибли за независимость Абхазии.