Найти в Дзене
Новый человек

Фрейд о нарциссизме: современный взгляд на аутоэротизм

Оглавление

Вы когда-нибудь встречали человека, который казался без ума от самого себя? Который любуется своим отражением, говорит о своих успехах и как будто является центром вселенной? Мы привыкли называть таких людей нарциссами, списывая всё на завышенную самооценку. Но что, если я скажу вам, что эта «самовлюблённость» — лишь верхушка айсберга? А под водой скрывается куда более глубокая и одинокая драма, связанная с самой природой любви и влечения.

Давайте вместе разберёмся в том, как на самом деле устроен внутренний мир нарцисса. Это знание — не просто теория из учебника психологии. Оно может помочь вам понять, что происходило в отношениях с таким человеком, и почему, несмотря на всю страсть, вы в итоге чувствовали себя использованным и опустошённым.

Часть 1. Не влюблённость, а самообман: Что такое аутоэротизм

Представьте себе мощную реку. Это энергия жизни, страсти, влечения — то, что классический психоанализ называет либидо. У большинства из нас эта река течёт наружу: мы направляем её на других людей — на партнёра, друзей, семью. Мы вкладываем в них свою любовь, заботу и страсть.

У нарцисса эта река разворачивается и устремляется обратно, на него самого. Это явление основатель психоанализа Зигмунд Фрейд назвал аутоэротизмом [1]. Вся колоссальная энергия влечения не направлена вовне. Вместо этого нарцисс становится и объектом, и субъектом своей собственной страсти. Он — единственный настоящий возлюбленный в своей жизни.

Многие нарциссы считают свои тела сексуально привлекательными
Многие нарциссы считают свои тела сексуально привлекательными

Это не метафора. Многие нарциссы буквально находят свои собственные тела сексуально привлекательными. Они могут смотреть на себя в зеркало и испытывать возбуждение, подобное тому, что обычный человек чувствует при виде обнажённого тела любимого. Фрейд видел в этом инфантильную черту, ведь дети изначально аутоэротичны — они исследуют своё тело и получают от этого удовольствие, не нуждаясь в других [2]. Нарцисс, по сути, так и не вырос из этой стадии.

Что это значит для вас, если ваш партнёр — нарцисс?
А вот что. Поскольку истинным объектом страсти нарцисса является он сам, вы на эту роль претендовать не можете. Тогда какую роль вы играете? Роль самого совершенного и многофункционального инструмента для самоудовлетворения.

Да, это звучит грубо, но это точное описание. Нарцисс использует ваше тело не для того, чтобы соединиться с вами, а чтобы получить удовольствие от себя самого. Весь секс с ним — это, по сути, разновидность мастурбации. Даже если это был лучший секс в вашей жизни, и вы чувствовали невероятную близость, для него это был сольный процесс. Он выстраивал всё так, чтобы максимально удовлетворить себя, а ваше тело было самым сложным и «одушевлённым» секс-гаджетом в его коллекции. Вы были не участником, а реквизитом в его собственном спектакле для одного зрителя.

Часть 2. Неожиданный поворот: При чём здесь латентная гомосексуальность?

А теперь давайте посмотрим на эту ситуацию под другим углом. Следуйте за логикой.

  1. Нарцисс (допустим, мужчина) сексуально привлекателен для самого себя.
  2. Следовательно, он привлекателен для представителя своего пола.
  3. Значит, в строгом психодинамическом смысле, его влечение имеет гомоэротическую природу.
Все нарциссы — скрытые гомосексуалы или лесбиянки
Все нарциссы — скрытые гомосексуалы или лесбиянки

Это ключевое и самое шокирующее понимание. Нарцисс-мужчина, будучи влюблённым в себя, влюблён в мужчину. Нарцисс-женщина, соответственно, влюблена в женщину. В этом ограниченном, но фундаментальном значении, все нарциссы являются латентными гомосексуалами или лесбиянками [1].

Важно сразу расставить все точки над «i». Речь не идёт о сознательной сексуальной ориентации или поведении. Как раз наоборот! Многие нарциссы ведут исключительно гетеросексуальный образ жизни. Их «гетеро»-поведение — это иллюзия, фасад.

Их не тянет к представителю противоположного пола как к личности. Их привлекает возможность заняться сексом с самим собой, используя тело этого человека. Они не направляют свою энергию на другого мужчину или женщину; они направляют её на представителя своего пола, которым являются они сами. Их гомосексуальность полностью обращена внутрь и реализуется через объективацию внешнего «оборудования» — то есть вас.

Часть 3. Мир как сцена: Почему нарциссу так комфортно в нашу эпоху

«Хорошо, — возможно, подумали вы, — но если он так нездоров, почему он часто так успешен? Почему он так хорошо вписывается в современный мир?»

Этот вопрос приводит нас к самой горькой иронии. Наше время философ Ги Дебор назвал «обществом спектакля» [3]. Мы живём в мире фантазий. Крупнейшие индустрии — кино, сериалы, видеоигры, социальные сети — продают нам вымысел. Мы начинаем путать образ с реальностью, избирая президентами актёров и звёзд реалити-шоу.

И вот здесь нарцисс, чья вся жизнь — это тщательно выстроенная фантазия о его собственном величии, чувствует себя как рыба в воде. Он — главный герой своего сериала, и все вокруг — статисты.

Нарцисс лучше адаптируется в мире поверхностного общения, где важны лайки и картинки
Нарцисс лучше адаптируется в мире поверхностного общения, где важны лайки и картинки

Его неспособность к подлинным, глубоким отношениям становится преимуществом в мире, где общение всё чаще сводится к обмену картинками и лайкам. Он «высокофункционален», потому что мир сам стал нарциссическим.

Как нарцисс перевирает реальность: урок из эпохи Возрождения

Этот уход в фантазию проявляется не только в грандиозных планах, но и в оправдании самого ужасного поведения. Позвольте проиллюстрировать это историческим примером, который многие из вас узнают.

Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях великих художников» рассказывает, как Папа Юлий II нанимал Микеланджело для росписи Сикстинской капеллы [4]. Папа был нетерпелив, жесток и подвергал художника настоящему насилию: избивал его палкой, угрожал сбросить с лесов, постоянно его унижал.

А что же потом? После каждой такой вспышки к Микеланджело являлся папский камергер с деньгами и… оправданиями. Он объяснял гению, что побои и угрозы со стороны Папы — это «знак благосклонности и проявлением привязанности».

Узнаёте? Классический нарциссический цикл «насилие — оправдание».

  • «Я кричу на тебя, потому что ты мне небезразличен».
  • «Я ревную до безумия, потому что так сильно люблю».
  • «То, что мы ссоримся, — это страсть, а не нездоровые отношения».
Фантазия о любви важнее реальной боли, которую причиняет нарцисс
Фантазия о любви важнее реальной боли, которую причиняет нарцисс

Жестокость переписывается в повествовании как особая форма любви. Фантазия о себе как о любящем, хоть и строгом, партнёре, важнее, чем реальная боль, которую он причиняет. Он заставляет вас усомниться в собственном восприятии, в вашем праве называть вещи своими именами. Вам не просто нанесли обиду — вам ещё и объяснили, что вы ошибаетесь, чувствуя боль. Это двойное унижение.

Заключение: Одинокий король в замке из зеркал

Так кем же является нарцисс в итоге? Не монстром, не злодеем из комиксов, а глубоко травмированным и одиноким человеком, навсегда заблудившимся в лабиринте собственного «Я». Его аутоэротизм — это тюрьма, из которой нет выхода, потому что он не видит дверей. Его «латентная гомосексуальность» — не более чем печальное следствие его тотальной неспособности направить любовь на другого.

Он использует людей как инструменты, перевирает реальность, чтобы сохранить свой идеализированный образ, и живёт в сольном спектакле, где он — режиссёр, главный актёр и единственный зритель.

И если вам довелось быть рядом с таким человеком, помните: ваше чувство опустошённости и то, что вас использовали, — не паранойя и не ваша ошибка. Это точная и единственно возможная реакция на контакт с тем, кто, к сожалению, не способен любить никого, кроме призрака в зеркале.

Справка: Откуда мы это знаем?

[1] — Фрейд, З. «К введению в нарциссизм» (1914). Основополагающая работа, где впервые описано понятие нарциссизма и аутоэротизма.
[2] — Фрейд, З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905). Объясняет развитие детской сексуальности и идею аутоэротизма как ранней стадии.
[3] — Дебор, Г. «Общество спектакля» (1967). Критика современного общества, где реальность подменяется образами и фантазией.
[4] — Вазари, Дж. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Ценный исторический источник, содержащий, в том числе, и описание психологических портретов его героев.

Берегите себя

Всеволод Парфёнов

P.S. Практическое руководство для выживших

Если, прочитав эту статью, вы с тоскливой ностальгией вспомнили свои отношения и подумали: «Так вот почему он дарил мне на день рождения утюг — видимо, это был намёк, что я должна быть гладкой и функциональной, как его любимая рубашка» — не корите себя.

Ваши чувства были настоящими. Ваша попытка построить мост там, где партнёр возвёл зеркальную стену, — это признак вашей душевной цельности, а не его обаяния.

И напоследок — небольшой тест для самопроверки. Если вы можете ответить «да» на большинство пунктов, возможно, вы имели дело с нарциссом:

  • Ваши свидания напоминали прослушивание на роль «идеального дополнения» в его биографии.
  • После ссор вы получали не извинения, а лекцию о том, как ваше несовершенство спровоцировало его на подвиг искренности.
  • Вы до сих пор слышите его голос в голове, который снисходительно объясняет, что вы неправильно интерпретируете собственную боль.
  • Вы замечали, что в кафе он чаще смотрел не на вас, а на своё отражение в витрине, и вы поймали себя на мысли, что слегка ревнуете.

Шутим, конечно. Но в каждой шутке, как известно… Если вы узнали в этом описании кого-то из своего прошлого — поздравляем. Вы не сошли с ума. Вы просто столкнулись с человеком, который был настолько влюблён, что ему было не до вас. Его возлюбленный был всегда с ним. И это, согласитесь, немного грустно. И очень, очень смешно. Если посмотреть на это с безопасного расстояния. С очень безопасного расстояния.

Берегите свою любовь. И направляйте её на тех, кто способен увидеть в вас не инструмент, а целую вселенную.

P.P.S. Про ту самую кнопку справа →

Пока вы читали эту статью, автор провёл за её подготовкой примерно столько же времени, сколько Микеланджело тратил на один квадратный метр потолка Сикстинской капеллы. Только без папских побоев, к счастью.

А теперь — небольшой эксперимент в духе нашего разговора о фантазиях и реальности. Видите ту самую кнопку «Поддержать» справа? Это — магический портал, превращающий вашу благодарность из эфемерного чувства в реальный сигнал: «Эй, эта информация была полезна! Пожалуйста, найди ещё!»

Когда вы поддерживаете канал, вы не просто оплачиваете очередную чашку кофе (хотя и её тоже, и автор говорит «спасибо!»). Вы голосуете рублём за то, чтобы этот интеллектуальный детектив продолжился. У автора возникает не только моральный, но и вполне материальный стимул искать для вас ту самую редкую психологическую информацию, раскапывать забытые исторические анекдоты и соединять разрозненные теории в целостную картину.

Если эта статья помогла вам собрать пазл ваших прошлых отношений или просто заставила задуматься, — считайте, что кнопка «Поддержать» — это ваш личный способ сказать: «Папский камергер, вот тебе монетка. Передай художнику, чтобы не бросал кисть».

Ваша поддержка — это лучший способ гарантировать, что канал будет развиваться и дальше приносить пользу. Спасибо, что вы есть.