Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

«Рисую потому, что не могу не рисовать»: 5 фактов о Нике Гольц

В этом году исполнилось сто лет со дня рождения книжного иллюстратора Ники Гольц. Книги с ее работами, пожалуй, есть почти в каждой библиотеке — она рисовала для Андерсена и Гофмана, для Одоевского и Гоголя. Но среди ее работ особо выделяются иллюстрации к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери». Этот выпуск «Пяти фактов» я решила посвятить именно ей. Ника Гольц родилась в Москве в творческой семье. Ее отец, академик архитектуры Георгий Гольц, был и театральным художником, и графиком, мама — бывшей танцовщицей». В доме всегда было полно книг, эскизов, музыки, по комнатам летали птицы, бегали коты и любимый пес. «Мы жили в Мансуровском переулке в одноэтажном деревянном доме с белыми кафельными печами. Дом этот раньше принадлежал моей бабушке. Во дворе росла яблоня, которую в детстве семечком посадил мой отец», — говорила художница в интервью. Она рано начала читать, а рисовать — «наверное, с самого рождения». Еще юная Ника сочиняла собственные истории и делала к ним иллюстрации.
Оглавление
Оригинал фото: из архива Максима Митрофанова. 17 мая 2005 год, источник: prodetlit.ru
Оригинал фото: из архива Максима Митрофанова. 17 мая 2005 год, источник: prodetlit.ru

В этом году исполнилось сто лет со дня рождения книжного иллюстратора Ники Гольц. Книги с ее работами, пожалуй, есть почти в каждой библиотеке — она рисовала для Андерсена и Гофмана, для Одоевского и Гоголя. Но среди ее работ особо выделяются иллюстрации к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери».

Этот выпуск «Пяти фактов» я решила посвятить именно ей.

Пять фактов о... | Прочитал_Нарисовал | Дзен

В пять лет основала свой «НикИздат»

Ника Гольц родилась в Москве в творческой семье. Ее отец, академик архитектуры Георгий Гольц, был и театральным художником, и графиком, мама — бывшей танцовщицей». В доме всегда было полно книг, эскизов, музыки, по комнатам летали птицы, бегали коты и любимый пес.

«Мы жили в Мансуровском переулке в одноэтажном деревянном доме с белыми кафельными печами. Дом этот раньше принадлежал моей бабушке. Во дворе росла яблоня, которую в детстве семечком посадил мой отец», — говорила художница в интервью.

Она рано начала читать, а рисовать — «наверное, с самого рождения». Еще юная Ника сочиняла собственные истории и делала к ним иллюстрации. В 5-6 лет «организовала» маленькое издательство — «НикИздат».

В восемь Ника твердо решила стать художником и поступила в Московскую среднюю художественную школу. Во время войны школу эвакуировали в Башкирию, но в 1942 году отец увез ее в в Чимкент, куда была эвакуирована Академия Архитектуры.

Если бы она не поступила в художественный институт, то пошла бы работать в зоопарк

Ника Гольц сказала себе: если не поступит в МГХИ имени Сурикова, то пойдет работать с животными. Но она поступила. Училась на отделении монументальной живописи. Когда пришла пора делать диплом, она лазила по строящимся высоткам Москвы: рисовала портреты рабочих и город с высоты птичьего полета.

Хотя Ника Гольц мечтала о монументальной живописи, такая работа была у нее одна — роспись стены в Музыкальном театре Натальи Сац. Для художницы это был очень личный заказ: отец, погибший, когда ей было 20 лет, много лет сотрудничал с театром. Ее попросили восстановить его спектакль «Негритенок и обезьяна» в виде балета. Она оформила постановку и расписала стену, включив в композицию два панно по эскизам отца.

Занялась книжной иллюстрацией из-за денег

После окончания института Ника Гольц пошла работать в издательство ради заработка — пришлось, чтобы выживать после смерти отца. Но сразу влюбилась в профессию. Она начинала с открыток: сначала политические сюжеты, затем — сказочные.

В какой-то момент Ника отнесла свои работы Борису Дехтереву в ДЕТГИЗ, и он согласился с ней сотрудничать. Сначала художнице поручили рисовать для сборников, а потом доверили и первую книжку — «Стойкого оловянного солдатика» Андерсена.

«Я не могу передать то счастье, которое переполняло меня, когда я получила свой первый заказ на книгу. Я не шла, а летела домой, обнимая полученную рукопись», — рассказывала она.

Книжная иллюстрация для Ники Гольц оказалась сродни монументальной живописи и театру одновременно: есть заданное пространство, сцены, кульминация. Художник здесь и режиссер, и актер, и мастер по свету и цвету. Это было ее призвание, тогда она точно это поняла.

Рисовала для себя и постоянно возвращалась к любимым авторам

Ника Гольц проиллюстрировала сотни книг, но к некоторым произведениям регулярно возвращалась. Каждый раз при этом художница старалась внести что-то новое в иллюстрации, использовала разные техники или варианты композиций.

«У меня было нарисовано только к одному "Стойкому оловянному солдатику" три варианта. Все они были напечатаны. Но если сравнить мою первую книгу и последнюю, эти книги оформили разные Ники Гольц. Конечно, одна, но в разные периоды своей жизни», — говорила художница.

Она добавляла, что человек меняется с годами — и как личность, и как художник. Он растет вместе со своими книгами: то, что казалось верным десять лет назад, уже не подходит сегодня.

А еще для нее было важно не просто любить, а обожать писателя, над книгой которого работает. Среди ее фаворитов были Андерсен, Уайльд, Одоевский, Погорельский, Гофман.

Самое важным, по словам художницы, было первое прочтение книги. Оно должно быть предельно сосредоточенным, почти ритуальным. Чаще всего Ника Гольц читала в транспорте — троллейбус, метро — там, где никто не отвлекает. После этого начинались бессонные ночи, наброски, сомнения и даже отчаяние. А потом вдруг — вспышка, и все начинало складываться. Это мгновение Гольц называла самым счастливым.

«Меня часто спрашивают, рисую ли я для детей. По-моему, каждый художник рисует, по большому счету, для себя. Рисую потому, что не могу не рисовать. Хотя есть внутреннее убеждение, что это для кого-то, и в том числе для детей», — считала она.

Работала всегда — до последних дней

Ника Гольц была востребована как график и в 80 лет. Она признавалась, что «окошек» между заказами у нее по-прежнему мало.

Она, например, проиллюстрировала семь книг Андерсена — работала над проектом шесть лет. И возраст, который ей когда-то казался «диким и невозможным», стал одним из самых продуктивных ее периодов.

«Сейчас я работаю лучше, чем 40 лет назад. Мне так кажется…Как-то живее, сосредоточеннее, интереснее. Самостоятельнее, наконец. Мне теперь, по большому счету, плевать на все образцы. Я могу позволить себе ни на кого не оглядываться. Единственное, что хочется – это успеть. Потому что времени у меня, конечно же, осталось немного. Успеть что-то сказать, выразить», — говорила Ника Гольц.

Вам нравятся иллюстрации Ники Гольц? Какие ее книги есть в библиотеке?