Дворец, который помнит все
В самом центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, раскинулось древнее величественное здание XII века – это знаменитый Лувр. Сначала, Лувр был крепостью, которую построили по приказу короля Филиппа IIАвгуста. Он защищал город от вторжений викингов. И только в XIV, при короле Карле V, Лувр стал резиденцией королей. Здесь в свое время жили Франциск I, Генрих IV, Людовик XIV(тот самый, Король-Солнце!). Теперь же Лувр – это один из крупнейших музеев. Его коллекция насчитывает 380 тысяч экспонатов. Именно в этом дворце, коварная и ужасная Екатерина Медичи устраивала свои балы, а кардинал Ришелье плел интриги. Стены Лувра помнят, как Наполеон Бонапарт праздновал победы.
Лувр знаменит не только Моной Лизой, на которую ежедневно смотрят тысячи туристов. Но 19 октября 2025 года это старинное здание стало местом преступления, о котором заговорил весь мир.
Галерея, достойная бога Солнца
Галерея Аполлона — это вообще отдельная песня, друзья. Когда в 1661 году в Лувре случился пожар, молодой Людовик XIV решил не просто восстановить поврежденное крыло, а создать нечто грандиозное. Он заказал галерею, которая должна была прославлять его как нового Аполлона — бога Солнца. Ничего себе скромность, правда?
Шарль Лебрен, главный художник короля, разработал декор, от которого захватывает дух даже сегодня. Позолоченая лепнина, расписные плафоны и скульптуры - выглядит это все по-королевски напыщенно. Когда-то, здесь король принимал самых важных гостей. Солнечные лучи падали через высокие окна, создавая вокруг него настоящий ореол. Наверное, выглядело это театрально. Но Людовик XIV и славился тем, что любил театр во всех его проявлениях.
С 1884 года эта галерея обрела новую роль — здесь разместили собрание королевских драгоценностей, те самые Crown Jewels. Представьте: регалии, которые носили императоры и императрицы, короли и королевы, теперь доступны каждому. Можно подойти, посмотреть на корону Евгении, на изумруды, которые держал в руках сам Наполеон... Вернее, можно было. До того самого утра.
Семь минут наглости
Итак, 19 октября, 9:30 утра. К крылу Лувра, стоящему в строительных ограждениях (первая странность!), подъезжает фургон. Четверо в рабочей спецовке спокойно достают лестницу, прислоняют к стене, забираются на второй этаж. Разбивают окно. Влезают внутрь. Крушат две витрины. Хватают девять предметов из коллекции. Спускаются. Садятся на скутеры и уезжают.
Семь минут, Карл! За семь минут они провернули то, что газеты уже окрестили «ограблением века». Охрана? Сигнализация? Камеры? Похоже, все это либо не сработало, либо преступники знали, как обойти систему. Расследование идет полным ходом, но вопросов больше, чем ответов.
А знаете, что самое невероятное? Под окнами Лувра через несколько минут нашли корону императрицы Евгении. Просто лежала на земле! То ли выпала, то ли грабители решили, что она им не нужна. Хотя в ней 56 изумрудов и 1354 бриллианта — мелочь, в общем.
Сокровища, которых больше нет
Из галереи Аполлона исчезли девять предметов из коллекции эпохи Наполеона III, и каждый — шедевр ювелирного искусства XIX века. Давайте разберемся, что именно потеряла Франция.
Диадема Евгении — свадебный головной убор 1853 года с 212 жемчужинами из Персидского залива. Тогда такой жемчуг ценился невероятно высоко, его добывали ныряльщики без всякого оборудования, рискуя жизнью. Плюс 992 бриллианта старинной огранки «роза». Евгения де Монтихо надевала эту диадему на свою свадьбу с Наполеоном III в соборе Нотр-Дам!
Брошь-бант — это вообще история в истории. Изначально это была застежка пояса из 4000 бриллиантов, созданная ювелиром Франсуа Кармером для Всемирной выставки 1855 года. Евгения дважды появлялась в этом поясе публично (один раз перед королевой Викторией — надо же было произвести впечатление!), а потом решила переделать в брошь. В 1887 году ее купила американка Кэролайн Астор за 40,2 тысячи франков, и только в 2008-м Лувр вернул раритет за 6,72 миллиона евро.
Брошь-реликварий работы Поля-Альфреда Бапста напоминает религиозный медальон — внутрь можно положить святыню. Евгения была набожной католичкой с испанскими корнями, и это украшение отражало ее веру. Среди 94 бриллиантов два особенных — они из коллекции кардинала Мазарини, подаренной Людовику XIV в 1661 году!
Изумрудное колье и серьги — свадебный дар Наполеона Бонапарта своей второй жене Марии-Луизе Австрийской в 1810 году. 32 колумбийских изумруда и 1138 бриллиантов. Создал их Мари-Этьен Нито, основатель того самого дома Chaumet. Этот комплект Лувр приобрел в 2004 году за 4,3 миллиона долларов у потомков Марии-Луизы.
Сапфировая парюра королевы Марии-Амели начала XIX века — тиара, колье и серьги (три броши уцелели, они были в другой витрине). Цейлонские сапфиры, бриллианты, классический ампир. После королевы украшения переходили по наследству, пока в 1985 году герцоги Орлеанские не продали их музею.
Цена истории
Теперь о деньгах. Официально музеи не страхуют такие предметы на конкретную сумму — они просто бесценны. Но эксперты прикинули: если бы эти вещи можно было легально продать на аукционе, их стоимость составила бы от 50 до 100 миллионов евро. А то и больше.
Только вот в чем загвоздка: продать такие известные драгоценности невозможно. Их знает каждый специалист по антиквариату. Значит, либо их разберут на камни (варварство!), либо они уйдут в частную коллекцию какого-нибудь олигарха, который будет любоваться ими в одиночестве. Существует поверье среди коллекционеров: украденные сокровища приносят несчастье владельцу. Будем надеяться, что это так, и вор раскается.
Но есть и другая сторона медали — историческая ценность. Эти украшения носили императрицы! Они запечатлены на парадных портретах, описаны в мемуарах придворных, упомянуты в письмах. Они — свидетели эпохи. И вот теперь их нет.
Как такое вообще возможно?
Вот мы и подошли к самому интересному вопросу. Лувр — не районный краеведческий музей. Это один из самых защищенных объектов в мире! Так как же четверо людей с лестницей смогли вынести королевские драгоценности?
Первое: строительные леса. Часть здания была на реконструкции, территория огорожена. Грабители просто слились с рабочими — кто обратит внимание на людей в спецовке у стройплощадки? Второе: время. Музей открывается в 9:00, но сотрудники приходят раньше. В 9:30 — период, когда идет подготовка к открытию, смена смен охраны. Окно возможностей.
Третье, и самое странное: почему драгоценности были в настолько доступных витринах? После кражи Моны Лизы в 1911 году (да-да, ее тоже крали!) Лувр усилил безопасность. Но, видимо, недостаточно. Директору Лоранс де Кар придется отвечать на неудобные вопросы.
Есть версия, что преступники работали по наводке кого-то изнутри. Слишком уж все гладко прошло. Но это пока только догадки.
Найдут ли пропажу?
Давайте посмотрим на статистику. В 1990 году из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне украли 13 картин стоимостью 500 миллионов долларов, включая Вермеера и Рембрандта. До сих пор не нашли. В 2003-м из Художественного музея Уитворта в Манчестере забрали три полотна Ван Гога и Пикассо — их обнаружили через четыре месяца в машине на парковке.
В 2019 году из Дрезденской Зеленой комнаты вынесли драгоценности XVIII века на миллиард евро. Через два года поймали грабителей, часть вернули, но многое так и не нашли. Корону из золота и рубинов, например, нашли... разобранной на части.
Шансы? Если честно, 50 на 50. Если драгоценности ушли к частному коллекционеру — шансов мало. Если грабители попытаются продать камни — тогда есть надежда. Интерпол уже разослал ориентировки во все ювелирные центры мира.
Интересный факт: иногда краденое возвращается через десятилетия. В 2015 году нашли византийские мозаики, украденные с Кипра еще в 1974-м! Так что, может, мои будущие читатели через 40 лет прочитают: «Найдены сокровища из Лувра!».
Выводы сделаны?
После ограбления Лувр закрыли на несколько дней. Провели инвентаризацию, проверили все системы безопасности, установили дополнительные камеры. Министр культуры Франции заявила, что будет создана комиссия по расследованию.
Обещают усилить охрану, убрать витрины со слабым стеклом, добавить датчики движения. Но, знаете, я уже слышала подобные обещания после других громких краж. Помните скандал 2007 года, когда из Лувра украли крошечную статуэтку? Тогда тоже говорили про усиление мер.
Проблема в том, что музей — это не банковское хранилище. Люди приходят смотреть на искусство, а не на бронированные двери и решетки. Где баланс между доступностью и безопасностью? Вопрос философский.
Зато теперь в галерее Аполлона установят витрины из пуленепробиваемого стекла, которое выдерживает удар кувалды. И круглосуточное видеонаблюдение с прямой трансляцией в полицию. Где же вы бил раньше? Но лучше поздно, чем никогда?
А я вот о чем думаю: может, те украшения действительно прокляты? Евгения де Монтихо пережила падение Второй империи и провела годы в изгнании. Мария-Луиза потеряла власть после разгрома Наполеона. Мария-Амели была вынуждена бежать из Франции. И вот теперь их драгоценности снова исчезли при таинственных обстоятельствах.