Найти в Дзене

А есть ли зависимость?

Всегда большой проблемой является понимание и осознавание наличия зависимого поведения. Этим вопросом задаются близкие страдающих зависимостями, сами страдающие пытаются с разных сторон оценивать своё состояние. В профилактических беседах так же, порой, затруднительно объяснить, когда же те или иные действия, которые потенциально могут вызвать зависимость, превращаются в факт зависимого поведения со всеми классическими признаками. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что считать зависимостью. Настолько многоплановый и экзистенциальный вопрос, что всякое описание будет упрощением реальной ситуации, но мы постараемся, исходя из соображений о том, что это прежде всего болезнь, а не особое состояние души. Дело в том, что есть объективные клинические признаки зависимости. Они выделены на основе наблюдений «холодными» профессионалами от медицины. Однако, каждый зависимы, его родственник, и даже сами профессионалы, порой не могут провести границу в том месте где есть некое потен

Всегда большой проблемой является понимание и осознавание наличия зависимого поведения. Этим вопросом задаются близкие страдающих зависимостями, сами страдающие пытаются с разных сторон оценивать своё состояние. В профилактических беседах так же, порой, затруднительно объяснить, когда же те или иные действия, которые потенциально могут вызвать зависимость, превращаются в факт зависимого поведения со всеми классическими признаками.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что считать зависимостью. Настолько многоплановый и экзистенциальный вопрос, что всякое описание будет упрощением реальной ситуации, но мы постараемся, исходя из соображений о том, что это прежде всего болезнь, а не особое состояние души.

Дело в том, что есть объективные клинические признаки зависимости. Они выделены на основе наблюдений «холодными» профессионалами от медицины. Однако, каждый зависимы, его родственник, и даже сами профессионалы, порой не могут провести границу в том месте где есть некое потенциально зависимое поведение и где уже сформирована сама зависимость. Как обычно, в случае психических расстройств имеет значение ощущения комфорта и дискомфорта участников процесса – зависимых, их родственников, да и самих врачей.

Манифестирующие признаки зависимости хорошо известны профессионалам.

1. Непреодолимое, довлеющее, желание осуществить акт зависимости

2. Получение приятных эмоций в начале от осуществления акта зависимости.

3. Ослабление, либо утрата характерных повседневных интересов

4. Продолжение зависимого поведения, несмотря на очевидные вредные последствия.

5. Рост объёмов зависимого поведения – повышение силы актов зависимости, охват ею всё больших сфер жизни

6. Снижение и утрата способности волевого контроля за зависимым поведением

Однако, проблема состоит в том, что сам зависимый, особенно на начальных этапах не способен объективно оценить своё поведение, т.к. в окружающей нас жизни много суррогатных – переходных форм зависимого поведения. Информационная среда утверждает потенциально зависимые виды поведения как нечто нормальное, более того, как атрибут счастливой жизни. И в этом уверены даже здоровые люди. Выпивать хорошее вино каждый день, как в Грузии, Италии, хорошее пиво, как в Германии, Чехии, хорошую водку в бане и т.п., то же по поводу рискованных видов спорта, соревнований по перееданию, или скоростного похудения, беспросветной тяги к труду, деньгам, регулярной смене половых партнёров.

Поэтому, о формировании проблемы сам зависимый может начать подозревать только исходя из личного опыта. Как правило, осознавание им болезни очень сильно запаздывает по времени от объективного понимания его проблем среди окружающих, особенно близких. Можно сказать, что одновременное устойчивое осознавание проблем у больного и его окружения – тоска начала их решения.

Этим вопросом занимаются профессионалы мотивационной терапии, созависимых отношений, все, те, кто проясняет для больного и его близких источник, вид, силу эмоций, условия их рождения и угасания.

Однако же довести до окружающих наличие проблемы гораздо проще.

Сам же больной может ориентироваться только на себя.

1. Ты чувствуешь, что когда делаешь нечто – то это вызывает очень сильные, либо необыкновенные эмоции.

2. Очень сложно продолжить или начать делать повседневные дела, мысли всё время концентрируются на зависимости

3. Родственники, начальство всё время тобой не довольны, учат «жизни», заставляют что-то делать, иногда совершенно не нужное. Считаешь, что к тебе относятся несправедливо.

4. Если есть свободное время, то его хочется посвятить только этому, если его нет, то стараешься выделить его. Тебе не нужно как-то настраивать себя для того, чтобы заняться этим. Ты можешь это делать даже во время каких-то повседневных дел.

5. В общении ты легко можешь говорить на тему зависимого поведения, говорить на другие темы сложно, а иногда невозможно – нет мыслей (если в этот момент ты не находишься в акте зависимости или не в предвкушении его).

6. Любое напряжение – интеллектуальное, эмоциональное, физическое, провоцирует мысли о зависимом поведении.

7. Со временем ты находишь всё новые способы, чтобы эмоции во время зависимого поведения стали ярче, увеличиваешь длительность и резкость актов зависимости.

8. Начинаешь замечать, что твои сверстники добиваются бОльших успехов в жизни, вступают в новые отношения, продвигаются по карьерной лестнице, лучше учатся, как будто бы не прикладывая к этому особых усилий.

9. Замечешь за собой нестабильность настроения и вместе с ним нестабильность собственной самооценки. Иногда ты уверен, что способен на грандиозные прекрасные вещи и тебя недооценивают окружающие. В другое время чувствуешь себя ничтожным, неспособным даже на обыденные дела.

10. Замечаешь нарушение памяти на события, не связанные с зависимостью. Сложно заниматься какой-либо деятельностью, требующей длительного внимания, физического и особенно интеллектуального напряжения.

Можно выделить ещё массу симптомов самонаблюдения, буду благодарен за это в ваших комментариях. Практически все они будут касаться отношений с окружающими и самооценки. И обе эти сферы будут заметно страдать, к тому времени как больной обратит на них внимание. В философии подхода Анонимных Зависимых (алкоголиков, наркоманов, обжор, трудоголиков и т.д.) дело диагностики больных является приоритетом их самих.

Совершенно очевидно, что в условиях добровольного лечения, для того чтобы больной обратился за помощью, необходимо, чтобы он произвёл в своём роде первичную самодиагностику.

Разделение зависимых на ряд категорий (по аналогии с разделение потребителей алкоголя (Дж.Флорес, 2014)

1. Люди, которые практикуют зависимое поведение, однако способны его контролировать и не развивают зависимости как таковой.

2. Люди, которые через более позднее время поняли, что не могут контролировать и регулировать зависимое поведение, и тогда самостоятельно, либо с помощью психотерапевтических, психологических мероприятий прекращают это поведение. Таких называют аддиктами с близким дном (low-bottom)

3. Те, кто на ещё более позднем этапе поняли, что имеют серьёзные проблемы с зависимостью, однако не могут остановиться ни самостоятельно, ни с помощью психотерапевтических мероприятий и требуется либо серьёзные последствия со стороны здоровья, либо врачебное вмешательство, чтобы стабильно скомпенсировать состояние. Таких называют аддиктами с глубоким дном (high-bottom)

4. И существуют индивиды, которые не могут достичь сколько-нибудь стабильного излечения. Как правило, такие имеют какие-либо психические, либо соматические отягощения.

Любопытно, что как бы профессионалы не квалифицировали то или иное состояние зависимого, до тех пор, пока он не попадает в поле их зрения и пока не начнётся терапевтический процесс эти знания для него самого не имеют ровным счётом никакого значения. Поэтому невозможно переоценить психопрофилактическую работу специалистов по зависимостям. Чем быстрее зависимый сможет проанализировать своё состояние, тем больше вероятность стабилизации состояния и излечения от зависимости.

Для записи на консультацию вы можете перейти на сайт https://shulkinlm.ru/