Найти в Дзене
Фильманьяк

Книга чувств (2004) - я тоже повёлся на название

Забавно, что многие зрители в итоге сошлись в сочувствии к... жене Герена! Она даже не поняла, что пошло не так. Жорж Герен - писатель в годах. Сытая жизнь лишила его вдохновения, а контракт с издательством обязывает выдать новую книгу в срок. Случайное знакомство с молодой поклонницей его творчества выводит писателя из затяжного кризиса. Герен черпает идеи для новой книги, слушая откровенные истории из непростой жизни девушки, и даже не замечает, что всё сильнее к ней привязывается... Твоё лицо, когда узнал, что она «La Putain» В литературе и кинематографе это вполне себе устоявшийся троп, когда проникшись чувством к молодой красавице, старец бодрится сердцем, духом и чреслами. Сразу можно вспомнить замечательный фильм Дино Ризи «Первая любовь» с потрясающим дуэтом Уго Тоньяцци и Орнеллы Мути. Женщина как выход из творческого застоя - это вообще со времён Феллини, который в «8 с половиной» водил главного героя в лабиринте из его запутанных отношений. Критики-шутники и вовсе сходятся в
Забавно, что многие зрители в итоге сошлись в сочувствии к... жене Герена! Она даже не поняла, что пошло не так.
Забавно, что многие зрители в итоге сошлись в сочувствии к... жене Герена! Она даже не поняла, что пошло не так.
Жорж Герен - писатель в годах. Сытая жизнь лишила его вдохновения, а контракт с издательством обязывает выдать новую книгу в срок. Случайное знакомство с молодой поклонницей его творчества выводит писателя из затяжного кризиса. Герен черпает идеи для новой книги, слушая откровенные истории из непростой жизни девушки, и даже не замечает, что всё сильнее к ней привязывается...
Твоё лицо, когда узнал, что она «La Putain»
Твоё лицо, когда узнал, что она «La Putain»

В литературе и кинематографе это вполне себе устоявшийся троп, когда проникшись чувством к молодой красавице, старец бодрится сердцем, духом и чреслами. Сразу можно вспомнить замечательный фильм Дино Ризи «Первая любовь» с потрясающим дуэтом Уго Тоньяцци и Орнеллы Мути. Женщина как выход из творческого застоя - это вообще со времён Феллини, который в «8 с половиной» водил главного героя в лабиринте из его запутанных отношений. Критики-шутники и вовсе сходятся во мнении, что добрая половина европейского кино за авторством классиков придумана только ради того, чтобы раздеть на экране красивых актрис. Достаточно вспомнить, например, скольким режиссёрам была музой Моника Беллуччи. В общем, вероятно, было наивно полагать, что на эту тему смогут придумать что-то действительно оригинальное в фильме 2004 года, который у нас известен под названием «Книга чувств», хотя его оригинальное название совсем другое, в чём-то перекликающееся с вышеупомянутой работой Дино Ризи - «Моя единственная любовь». Европейским вайбом тут пропитано всё, ибо снято на французском языке в Квебеке - той части Канады, которая когда-то была Новой Францией. Раздевающаяся красивая актриса - присутствует. Остаётся главный вопрос - а как же чувства, как же любовь? Есть ли всё это в картине с таким названием?

Фильм завершают строки из стихотворения Теда Хьюза «Инструктаж на выходе из материнской утробы»
Фильм завершают строки из стихотворения Теда Хьюза «Инструктаж на выходе из материнской утробы»

Сперва кажется, что да, когда с первых же кадров актриса Ноэми Годен-Виньо хватает зрителя и укладывает лопатками на разбитый хрусталь иллюзий счастливой жизни своей героини. Может быть это и преувеличение, но исполнительница чем-то напомнила Настасью Кински - вроде бы ничего такого экстраординарного в кадре не делает, но есть у неё талант просто убедительно существовать в кадре, без всяких вычурностей очаровывая зрителя. Так что идентификация с главным героем стопроцентная - окажись вы на месте Герена, тоже можно было бы часами вот так сидеть и просто смотреть на Дэйзи. Так что и актёрская задача Мишеля Форге в разы легче - сиди себе, восхищайся прелестницей.

Дэйзи, внезапно появляясь и исчезая, становится очень прямым символом вдохновения.
Дэйзи, внезапно появляясь и исчезая, становится очень прямым символом вдохновения.

Поддавшись очарованию этой динамики, постепенно ускользает из внимания та тревожная нота, с которой кино начиналось, хотя чувство некоего подвоха всё же не покидает. Предчувствия его не обманули - в финале зритель получает двоечку в корпус и голову, когда сюжет ставит всё с ног на голову, а душещипательный последний кадр вполне заставит особо чувствительных особ присоединиться к Герену за слезопролитием. Однако не спешите доставать носовые платки, попробуем, в духе «Выпускника», представить, что камера не выключается. И если представить, что же будет дальше, то в совсем ином цвете предстаёт всё то, что мы увидели до этого.

Способно вызвать ностальгию по тем временам, когда даже просто созвониться с любимыми было непросто.
Способно вызвать ностальгию по тем временам, когда даже просто созвониться с любимыми было непросто.

Кто подписан на канал, наверняка уже не раз сталкивался с таким термином как «шьямалановщина» - по смыслу означающий «твист ради твиста». Когда неожиданный сюжетный поворот делается только с целью раскрыть рот у публики, когда в нём нет никакого смысла - это дурновкусие. Складывается впечатление, что Клод Фурнье задумывал историю именно с конца, поскольку всё, что ему предшествует, получилось как будто не доигранным, не докрученным, не дописанным. С одной стороны всячески пытаешься проникнуться тем едва уловимым платоническим чувством, которое плавно нарастает между персонажами по мере того, как они становятся откровенными друг с другом. С другой стороны нельзя не отметить, что Дэйзи знатно провоцирует Жоржа, будто бы проверяя его на чистоту испытываемых чувств. Смысл же этой любовной загвоздки в финале просто обрывается!

Параноикам противопоказано к просмотру. Ещё больше перестанете доверять женщинам.
Параноикам противопоказано к просмотру. Ещё больше перестанете доверять женщинам.

Понять, отчего дед внезапно решает бросить всё - можно. Его отношения с женой больше похожи на взаимоотношения нянечки и барчука. Естественно он почувствовал себя живым впервые за много лет, тем более, что обычно он вынужден раскланиваться перед слушателями. Ну, а уж когда Дэйзи разыграла с ним «комплекс Электры» - думаю, тут любой согласится, что трудно устоять, когда рыба сама к тебе в руки прыгает. Но вот понять Дэйзи как-то не получается. Где-то на уровне сценария брезжит намёк на женскую силу, которая способна из мужчины сделать короля - и так же легко может его уничтожить. В «Книге чувств» второе не рассматривается, ибо Герен сам себя ведёт к разбитому корыту, но любопытно было бы увидеть после титров, каким пристыженным и смирным он вернётся восвояси. А этому быть как пить дать - в лучшем случае, Жоржа хватит на ещё одну книгу про утраченную любовь, а дальше-то что, кроме одинокой старости?

А получилось бы зацепить старца историями не столь деликатного характера?  Хороший вопрос.
А получилось бы зацепить старца историями не столь деликатного характера? Хороший вопрос.

Финал вообще изумил, но только не сюжетным поворотом, а тем, как его показали. Спасибо актёрам, сыгравшим родителей Дэйзи. Простой вопрос - вот вы верите в то, что такие новости можно сообщать с такими лицами? Неудивительно, что Герен не сразу поверил. В общем, очень хотелось бы найти в этом кино глубину, но похоже, что она есть только в игре Ноэми Годен-Виньо. Сценарий - «шьямалановщина», причём весьма велика вероятность, что написано было с оглядкой на недавний фестивальный хит «И твою маму тоже». Одномерная операторская работа не идёт в минус, в отличие от музыки и заунывных напевов Джоран, которые ближе к титрам уже не придают лирическое настроение, а наоборот - сильно раздражают. Возможно, что кино вообще производило бы усыпляющий эффект, если бы не «европейская экзотика», которая тут проявляется в богатых на физиологические подробности рассказах главной героини. Фурнье, возможно, хотел показать как может родиться высокое среди низкого, но подобная игра контрастов хороша только тогда, когда не скатывается в дешёвую провокацию. В конечном итоге впечатление такое, будто вся история - лишь эротическая фантазия режиссёра, которую он развил выбираясь из творческого кризиса - Герен вполне тянет на его альтер-эго, и самому Фурнье во время съёмок было уже за 70. Плохо то, что её демаскируют явно заимствованные художественные тропы, и в конечном итоге чувств там меньше, чем кажется. И вроде бы не откровенно всё плохо, но почему-то сухом остатке из положительного остаётся только безупречная Ноэми Годен-Виньо.

Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!