Найти в Дзене
Фильманьяк

Джорджино (1994) - три часа жизни впустую

1918 год. Франция. Доктор Джорджио Волли возвращается с фронта в звании лейтенанта. Он хочет посвятить остаток жизни заботам о детях в приюте, где раньше работал. Но из-за войны приют был эвакуирован в деревушку в горах, и когда Волли туда добирается, то узнаёт, что все дети погибли при странных обстоятельствах.... Как говорится, наша слава идёт впереди нас. И заинтересовавшись мистической драмой «Джорджино», стараешься перед просмотром отгонять всякие предубеждения от критиков в духе «Трёхчасовой клип» или «Дэвид Линч для бедных умом». Тем более что творческий союз Лорана Бутонна и Милен Фармер принёс этому миру столько замечательных вещей. Но увы – не в этот раз. По существу – герой войны, чьи дни сочло отравление ипритом, возвращается в поисках приюта, где для него остался единственный смысл существования. По пути успеет дважды (режиссёр вообще зациклен на повторении) извалять купленные для детей леденцы в грязи, а весь фильм будет ходить с одинаковым томлённо-невинным выражением
Хью Грант отказался от главной роли. Чертовски правильное решение.
Хью Грант отказался от главной роли. Чертовски правильное решение.
1918 год. Франция. Доктор Джорджио Волли возвращается с фронта в звании лейтенанта. Он хочет посвятить остаток жизни заботам о детях в приюте, где раньше работал. Но из-за войны приют был эвакуирован в деревушку в горах, и когда Волли туда добирается, то узнаёт, что все дети погибли при странных обстоятельствах....
Из актёров можно отметить только Джосса Экленда, который в основном известен одномерными ролями антагонистов второго плана. Тут у него материал поинтереснее.
Из актёров можно отметить только Джосса Экленда, который в основном известен одномерными ролями антагонистов второго плана. Тут у него материал поинтереснее.

Как говорится, наша слава идёт впереди нас. И заинтересовавшись мистической драмой «Джорджино», стараешься перед просмотром отгонять всякие предубеждения от критиков в духе «Трёхчасовой клип» или «Дэвид Линч для бедных умом». Тем более что творческий союз Лорана Бутонна и Милен Фармер принёс этому миру столько замечательных вещей.

«Джорджино» был проектом мечты. Бутонна хотел снять его с 1982, приступил к съёмкам в 1992, ещё год ушёл на монтаж и написание музыки. Фильм с треском провалился и был осмеян.
«Джорджино» был проектом мечты. Бутонна хотел снять его с 1982, приступил к съёмкам в 1992, ещё год ушёл на монтаж и написание музыки. Фильм с треском провалился и был осмеян.

Но увы – не в этот раз. По существу – герой войны, чьи дни сочло отравление ипритом, возвращается в поисках приюта, где для него остался единственный смысл существования. По пути успеет дважды (режиссёр вообще зациклен на повторении) извалять купленные для детей леденцы в грязи, а весь фильм будет ходить с одинаковым томлённо-невинным выражением лица.

У фанатов Линча и фанатов Бутонна есть одно общее свойство: они готовы бесконечно черпать бездны новых смыслов и интерпретаций увиденного. Чем только не оправдаешь «культовость».
У фанатов Линча и фанатов Бутонна есть одно общее свойство: они готовы бесконечно черпать бездны новых смыслов и интерпретаций увиденного. Чем только не оправдаешь «культовость».

Джефф Дальгрен играет совершенно невпопад и лучше настройтесь к тому, что каким вы его увидите в первую минуту экранного времени - таким придётся его наблюдать следующие три часа. Милен Фармер всё-таки за десять лет сотрудничества с Лораном Бутонна, похоже, говорит с ним на одном языке. Хотя она смотрится в разы лучше Дальгрена, всё равно не покидает ощущение, что она вновь персонаж из одного из своих клипов.

Любители побегать через мост через Совиный ручей выискивают тут точку отсчёта реальной и метафорической смерти главного героя.
Любители побегать через мост через Совиный ручей выискивают тут точку отсчёта реальной и метафорической смерти главного героя.

Увы, Бутонна может подбирать яркие образы, но либо не может их толком компилировать, либо просто сценарист из него всё-таки слабый. «Джорджино» действительно напоминает трёхчасовой клип. Красота кадра слишком очевидно доминирует над его смыслом, а сюжет, который представляет собой нечто вроде микса сказки про Красную шапочку в декорациях «Синего бархата» Линча, слишком нежизнеспособен.

Роли смерти и её ангелов/всадников/посланников тоже щедро распределяют между персонажами - благо, среди них хватает бледнолицых.
Роли смерти и её ангелов/всадников/посланников тоже щедро распределяют между персонажами - благо, среди них хватает бледнолицых.

Вообще на самом деле причину художественного провала этого фильма очень легко объяснима. Взявшись за полнометражный фильм, Бутонна не перестроился под его формат, оперируя клиповым мышлением. А как известно, бывшие клипмейкеры делятся на две категории - те, кто перерос клиповое мышление (например, Дэвид Финчер), и те, кто не смог эволюционировать (Ладо Кватания, да и Майкл Бэй в принципе тоже подходит в эту категорию).

Общий смысл картины, если убрать исторический контекст, можно выразить просто: очень занудное и переусложнённое размышление на тему «человек человеку волк».
Общий смысл картины, если убрать исторический контекст, можно выразить просто: очень занудное и переусложнённое размышление на тему «человек человеку волк».

А далеко ходить не надо. Взять, к примеру клип «Sans contrefaçon» - и у него с «Джорджино» достаточно много общего: и стилистика, и главный герой с налётом альтер-эго режиссёра, и некоторые образы. А в полнометражном фильме этот набор становится всё больше с каждой минутой, и уже начинается реальная «Линчевщина» в худшем смысле этого слова.

Было отснято материала на 10 часов. Бутонна смонтировал фильм длительностью 4 часа, но вынужден был сократить на час по просьбе дистрибьютора.
Было отснято материала на 10 часов. Бутонна смонтировал фильм длительностью 4 часа, но вынужден был сократить на час по просьбе дистрибьютора.

Бутонна в этой истории попытался создать притчу о моральном упадке, о смерти невинности, свалив в один котёл муки Христа, Первую мировую, девственность, сумасшедший дом, сосательный рефлекс, инфантильность и безумие, петли и стигматы, и так далее... И по идее эта история - максимально пессимистичная, без какого-либо счастливого конца, и практически без положительных героев. Вот только вместо мрачного катарсиса в финале чувствуешь сплошное недоумение, да разочарование, поскольку начиналось всё не худшим образом.

Фармер достаточно самоотверженно подошла к съёмкам. Наблюдала за поведением душевнобольных, а в сцене в лечебнице реально была под холодной водой.
Фармер достаточно самоотверженно подошла к съёмкам. Наблюдала за поведением душевнобольных, а в сцене в лечебнице реально была под холодной водой.

Режиссёр с такой серьёзностью оперирует образами, не отдавая себе отчёта, насколько топорно и в особенности глупо выглядят те или иные элементы. И если бы в ином фильме постановщика похвалили бы за подбор максимально аутентичных лиц, то у Бутонна набор максимально кинематографичных физиономий (с гнилой вишней-Дальгреном во главе) вызывает чувство чрезмерности, подчёркивая общую искусственность происходящего.

Самое раздражающее в этом фильме - то, что с экрана не чуешь никаких чувств, кроме ненависти. Любовь между Джорджио и Катрин существует только где-то в голове режиссёра, но никак не между актёрами (хотя у них потом был роман-с)
Самое раздражающее в этом фильме - то, что с экрана не чуешь никаких чувств, кроме ненависти. Любовь между Джорджио и Катрин существует только где-то в голове режиссёра, но никак не между актёрами (хотя у них потом был роман-с)

Если первые полтора часа ещё как-то смотрятся, вторая половина чем дальше, тем более невыносима. Трёхчасовой хронометраж попросту не имеет смысла, когда из-за блуканий Бутонны в очередном пассаже начинаешь терять нить сюжета. Увы, если вы также изучая творческий путь Милен Фармер заинтересуетесь «Джорджино», лучше его обойти стороной.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.