1918 год. Франция. Доктор Джорджио Волли возвращается с фронта в звании лейтенанта. Он хочет посвятить остаток жизни заботам о детях в приюте, где раньше работал. Но из-за войны приют был эвакуирован в деревушку в горах, и когда Волли туда добирается, то узнаёт, что все дети погибли при странных обстоятельствах....
Как говорится, наша слава идёт впереди нас. И заинтересовавшись мистической драмой «Джорджино», стараешься перед просмотром отгонять всякие предубеждения от критиков в духе «Трёхчасовой клип» или «Дэвид Линч для бедных умом». Тем более что творческий союз Лорана Бутонна и Милен Фармер принёс этому миру столько замечательных вещей.
Но увы – не в этот раз. По существу – герой войны, чьи дни сочло отравление ипритом, возвращается в поисках приюта, где для него остался единственный смысл существования. По пути успеет дважды (режиссёр вообще зациклен на повторении) извалять купленные для детей леденцы в грязи, а весь фильм будет ходить с одинаковым томлённо-невинным выражением лица.
Джефф Дальгрен играет совершенно невпопад и лучше настройтесь к тому, что каким вы его увидите в первую минуту экранного времени - таким придётся его наблюдать следующие три часа. Милен Фармер всё-таки за десять лет сотрудничества с Лораном Бутонна, похоже, говорит с ним на одном языке. Хотя она смотрится в разы лучше Дальгрена, всё равно не покидает ощущение, что она вновь персонаж из одного из своих клипов.
Увы, Бутонна может подбирать яркие образы, но либо не может их толком компилировать, либо просто сценарист из него всё-таки слабый. «Джорджино» действительно напоминает трёхчасовой клип. Красота кадра слишком очевидно доминирует над его смыслом, а сюжет, который представляет собой нечто вроде микса сказки про Красную шапочку в декорациях «Синего бархата» Линча, слишком нежизнеспособен.
Вообще на самом деле причину художественного провала этого фильма очень легко объяснима. Взявшись за полнометражный фильм, Бутонна не перестроился под его формат, оперируя клиповым мышлением. А как известно, бывшие клипмейкеры делятся на две категории - те, кто перерос клиповое мышление (например, Дэвид Финчер), и те, кто не смог эволюционировать (Ладо Кватания, да и Майкл Бэй в принципе тоже подходит в эту категорию).
А далеко ходить не надо. Взять, к примеру клип «Sans contrefaçon» - и у него с «Джорджино» достаточно много общего: и стилистика, и главный герой с налётом альтер-эго режиссёра, и некоторые образы. А в полнометражном фильме этот набор становится всё больше с каждой минутой, и уже начинается реальная «Линчевщина» в худшем смысле этого слова.
Бутонна в этой истории попытался создать притчу о моральном упадке, о смерти невинности, свалив в один котёл муки Христа, Первую мировую, девственность, сумасшедший дом, сосательный рефлекс, инфантильность и безумие, петли и стигматы, и так далее... И по идее эта история - максимально пессимистичная, без какого-либо счастливого конца, и практически без положительных героев. Вот только вместо мрачного катарсиса в финале чувствуешь сплошное недоумение, да разочарование, поскольку начиналось всё не худшим образом.
Режиссёр с такой серьёзностью оперирует образами, не отдавая себе отчёта, насколько топорно и в особенности глупо выглядят те или иные элементы. И если бы в ином фильме постановщика похвалили бы за подбор максимально аутентичных лиц, то у Бутонна набор максимально кинематографичных физиономий (с гнилой вишней-Дальгреном во главе) вызывает чувство чрезмерности, подчёркивая общую искусственность происходящего.
Если первые полтора часа ещё как-то смотрятся, вторая половина чем дальше, тем более невыносима. Трёхчасовой хронометраж попросту не имеет смысла, когда из-за блуканий Бутонны в очередном пассаже начинаешь терять нить сюжета. Увы, если вы также изучая творческий путь Милен Фармер заинтересуетесь «Джорджино», лучше его обойти стороной.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.