Фильмы и сериалы о мафии давно стали неотъемлемой частью поп-культуры. Они сформировали целое представление о том, как устроен криминальный мир, кто такие «мафиозные боссы», как они живут, и каким образом вершатся дела в преступных семьях. Однако мало кто задумывается, что кинематограф не просто приукрасил реальность, но и породил массу заблуждений.
Так как мафия изначально действует в тени, зрителю сложно отличить, где заканчивается правда и начинается сценарная фантазия. После десятков часов просмотра криминальных драм можно легко поверить, что реальная организованная преступность выглядит именно так, как её показывают на экране.
Например, в фильмах мафиозные семьи без колебаний устраняют любого, кто встанет у них на пути. Или сцены «встреч на равных» между преступными кланами, которые неизменно проходят на заброшенных складах, под проливным дождём, и с десятками вооружённых бойцов, готовых в любую секунду открыть огонь.
На деле же такие сцены с реальностью имеют мало общего. Голливуд сделал мафию зрелищной, загадочной и даже «романтичной», но за красивыми кадрами скрывается огромное количество мифов.
Сегодня мы обсудим 5 самых и популярных ярких мифов о мафии в которые большинство людей действительно верят из-за фильмов:
Миф №1. Предателю "подписывают приговор" с помощью “поцелуя смерти”
Легендарный «поцелуй смерти» (итал. Bacio della morte) — один из самых узнаваемых символов мафиозного кинематографа. По сюжету, глава семьи цeлyeт того, кто нарушил кодекс чести, тем самым подписывая ему смертный приговор. Этот ритуал, по версии фильмов, обязателен и служит последним предупреждением.
Однако в действительности это чистейшая выдумка.
Впервые идея «поцелуя смерти» появилась в книге «Документы Валачи» (1968), посвящённой известному мафиози Джо Валачи. Именно оттуда Фрэнсис Форд Коппола позаимствовал этот образ, когда снимал «Крёстного отца 2». В легендарной сцене Майкл Корлеоне цeлуeт брата Фредо, и тем самым демонстративно объявляет ему приговор. Сцена стала настолько знаковой, что зрители поверили в подлинность ритуала.
Но историки мафии отмечают: никаких реальных свидетельств о подобной традиции в итальянских преступных семьях не существует. Единственный зафиксированный случай произошёл, когда Вито Дженовезе («Босс боссов») поцеловал Джо Валачи в щёку, а тот, зная о книге, сам решил, что это и есть «поцелуй смepти». Ирония в том, что ритуал, придуманный писателем, стал частью мифа, в который поверил сам мафиози.
Миф №2. Итальянской мафии запрещено торговать нaркoтикaми
Многие уверены, что мафиозные семьи считали торговлю запрещёнными веществами чем-то «низким» и недостойным. Да и по правилам знаменитой "омерты", написанной для членов семей Коза ностры это (вроде как действительно) было запрещено.
Но в реальной жизни мафия на таких сделках зарабатывала миллионы, включая членов семьи Гамбино (одной из самых влиятельнейших в США).
В целом данный миф пошёл всё из того же «Крёстного отца», где дон Вито Корлеоне отказывается участвовать в бизнесе Солоццо, утверждая, что подобная «грязь» не должна касаться их людей.
Первый арест Чарльза «Лаки» Лучано — будущего босса итало-американской мафии, как раз произошёл в 1916 году именно за распространение нaркoтиков. Позже, уже став «крёстным отцом» Нью-Йорка, он продолжал извлекать из этой деятельности огромные прибыли.
Некоторые семьи действительно старались держаться подальше от подобных схем, но вовсе не из-за морали, а чтобы снизить риск попасть под федеральное расследование, поскольку за подобный криминал давали очень высокие сроки, а не из-за того, что они следовали своим правилам.
Кстати о правилах!
Миф №3. Омерта — нерушимый кодекс чести мафии
В фильмах "омерта" — это почти священное писание, кодекс, нарушить который равносильно самоубийству. Он предписывает ни предавать, ни говорить с властями и хранить молчание до смерти.
Но историческая правда куда менее героична.
Большинство правил омерты на практике игнорировались. Торговля веществами, yбийcтва полицейских и судей, "общение" с чужими женщинами, войны между кланами — всё это напрямую противоречило «кодексу чести», но происходило постоянно в самых влиятельных итало-американских мафиозных семьях.
В действительности итальянская мафия никогда не была романтичной организацией, жившей по строгим моральным нормам. Разве что омерту соблюдали первые сицилийские боссы и их люди, которые эти правила и придумали. И ничего из этих правил толком не соблюдалось, когда итальянцы переезжали в США и основывали там свои мафиозные кланы.
Когда влиятельных боссов вроде Анджело Лонардо, Аладена Фратианно или Винсента «Толстяка Винни» прижимали к стенке, они без колебаний (нарушали омерту) сотрудничали с ФБР, сдавая своих «братьев», коллег, боссов, ради сокращения сроков и личной выгоды.
Для большинства мафиози всё сводилось к бизнесу, власти и деньгам. А разговоры о чести, долге и братстве — не более чем красивая легенда, созданная для фильмов.
Миф №4. Любая “крыса” обречена жить в страхе всю оставшуюся жизнь
Ещё один распространённый штамп: предатель мафии (тот, кто, например, сдал своих полиции) живёт в постоянном страхе, ведь за ним непременно придут и накажут или отомстят, пусть даже через десятилетия.
В сериале «Клан Сопрано» Тони Сопрано случайно встречает крысу и без раздумий мстит ему за предательство. Но в реальности подобные случаи крайне редки.
Многие бывшие информаторы реальной мафии даже сегодня живут вполне открыто. Например, Сэмми «Бык» Гравано спокойно обитает в Аризоне, Генри Хилл после снятия федеральной защиты жил публично, выступал в публичных местах, а Фрэнк Каллотта и вовсе стал консультантом голливудских фильмов и проводил экскурсии по Лас-Вегасу.
Никто из них не столкнулся местью от мафии за предательство или (так называемое) крысятничество.
Современные мафиозные семьи просто не видят смысла рисковать: замарать руки, значит лишний раз привлечь внимание ФБР и создать ненужные проблемы. Особенно если этот человек давно отсидел, не имеет влияния на нынешних членов семьи, не знает какие-то важные секреты и в целом не представляет угрозы.
Миф №5. Мафиозные боссы лично приходят на сделки с вооружённой охраной
Пожалуй, одна из самых зрелищных сцен в кино — встреча двух мафиозных кланов на заброшенном складе, окружённых десятками вооружённых бойцов. Атмосфера накалена до предела, любое движение может спровоцировать перестрелку.
В «Отступниках» есть именно такой момент: персонаж Джека Николсона встречается с китайскими гангстерами на складе, и обе стороны приходят с целыми отрядами охраны.
На деле подобное было бы самоубийством.
По словам бывшего агента ФБР Майка Макгоуэна, каждая вооружённая «поддержка» — это десятки потенциальных свидетелей, которые при аресте могут сдать всех участников. Реальные сделки обычно проходят тихо, без шума и массовки. Переговоры ведут не боссы, а доверенные люди, причём встречаются они чаще всего не на складах, а в отелях, ресторанах или офисах посредников.
Главы мафиозных семей (не только итало-американских, но и мексиканских, азиатских или даже афроамериканских) практически никогда не появляются на таких мероприятиях — слишком велик риск полицейской засады.
Голливуд создал невероятно эффектный образ мафии — умной, честной, благородной и страшной одновременно. Но за блестящими костюмами и кодексами чести скрывается гораздо более циничная правда: мафия — это бизнес, основанный на страхе, деньгах и власти. И, как любой бизнес, он подчиняется не законам морали, а холодному расчёту.