Интересно, как же складывалась ситуация с наличием рабочих рук, в первую очередь мужскими, в крестьянских домовладениях конца XIX века? Ведь после отмены крепостного права каждый стал хозяином своего надела, который надо было обработать – пахать, бороновать, сеять и убирать. А может и не стал?
В целом ряде документов 70-х - 80-х годов XIX века, в статистических данных можно было встретить определение «временнообязанные крестьяне» и «крестьяне-собственники». Сначала давайте разберёмся с этими понятиями и почему они применялись к бывшим крепостным крестьянам.
Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов на деле только провозглашал свободу. Да, крестьян перестали считать крепостными, но они перешли в разряд «временнообязанных». Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.Вот только помещики продолжали быть собственниками принадлежавших им земель и были обязаны предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел. Эти наделы предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Размеры полевого надела и повинностей фиксировались в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались. Крестьяне, выкупившие надел, уже именовались «крестьянами-собственниками». Также они могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить. При наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
Ещё одним подводным камнем реформы 1861 года являлось «Положение об устройстве дворовых людей», которое предусматривало освобождение их без земли и усадьбы и в течение 2 лет продолжали оставаться в полной зависимости от помещика. К 1861 году дворовые составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без земли и средств к существованию.
Количество дворовых крестьян Балашовского уезда у помещиков перед отменой крепостного права было неравномерно, у одних это были до 40% всех крестьян, а могло быть и всего 3%. Но тем не менее, только по одному уезду, помещики имевшие 100 душ крестьян и более, такие крестьяне составляли 5,6%. В абсолютных цифрах это 35722 душ крестьян мужского пола и 2013 душ дворовых мужского пола. Много это или мало? Наверное, много. Надел получали только ревизские души, т.е. мужчины. Оставаясь в течении 2-х лет в полной зависимости от помещика, они не могли и по истечении этого срока получить надел, приобрести рабочий скот, сельхозинвентарь. А останется ли он в услужении у барина дальше или от него избавятся по достижении преклонного возраста - загадка.
Сразу хочу пояснить некоторые положения, употреблявшиеся в конце XIX века. Во-первых, по переписи 1887 г. население делилось по возрастным категориям: работники от 18 до 60 лет, полуработники от 14 до 17 лет и работницы от 15 до 55 лет. Дети, люди старше 55 и 60 лет не учитывались, а учитывались в общем количестве сельского общества и населённого пункта. Во-вторых, для обозначения переделов земли использовались термины «свалка» и «навалка». Переделы проводились, если в селе в одних семьях произошла значительная убыль, и часть надельной земли снимали с них (сваливали) и передавали на того, у кого было прибавление мужских душ (наваливали).
Село Скачиха являлось волостным центром Балашовского уезда и её бывшим владельцем был князь Волконский, т.е. жители села были помещичьими крестьянами и до 1861 года были на барщине. При выходе на волю получили надела на 431 душу, как записано по уставной грамоте и вводному листу: усадебной, пахотной, заливного луга, выгон. Всего удобной было получено 1077,5 десятин. и неудобной 50,7 десятин, в том числе под усадьбой 70,2 десятин, под пашней 683,4 десятин. (746,2 га), под лугом 220,5 десятин. и под выгоном 113,4 десятины. В итоге – на 1 ревизскую душу приходилось 1,73 га.
По переписи 1886-87 гг. в селе было 198 дворов с населением 1066 человек, из которых:
- 19 с населением 81 человек не имели надельной пашни вообще,
- 62 домовладения с населением 235 человек имели надельную пашню от 0 до 2,5 десятин,
- 91 один двор с населением 530 человек владели наделами от 2,5 до 5 десятин
- 26 дворов с населением 220 человек владели наделами от 5 до 10 десятин пашни.
В 19 домовладениях, не имевших надельной пашни, было 15 мужчин, 2 юноши и 20 женщин, которые должны были либо покупать землю, либо арендовать, либо наниматься в работники в экономии или крепким односельчанам. Из 19 домовладельцев только четверо смогли купить землю в количестве 9 десятин и один взял в аренду 1 десятину надельной земли на сумму 5 рублей, трое арендовали 2,9 десятины казённой пашни на сумму 31 руб. Оставшиеся так и остались без пашни. К тому же 4 семьи не имели рабочего скота, 7 не имели вообще никакого скота и во всех этих семьях не было пахотных орудий (сох, борон). Из 15 мужчин 6 нанимались к другим на работы.
Таким образом неимущие семьи составляют 9,6% от всех семей села. Любопытно, что на 1 семью из этих 19 семей приходится мужчин 0,8, женщин – 1,05, тогда как в среднем в этих семьях проживает 4,3 человека. Работников, полуработников и работниц на 1 семью приходится 1,9 человека. Детей и стариков 44 человека.
Ежегодно проводили свалку и навалку душ, так как очень много безземельных домохозяев, с которых снимали и накладывали или на более зажиточных, или на тягло, у кого есть подростки. Упалые души, если домохозяин не в силах платить, снимали и отдавали более крепким. Молодые солдаты, по их желанию, получали земли, а старые, «николаевские», не имели надела. Ежегодно при свалке и навалке душ производили новую жеребьевку.
Рассмотрим еще одно село бывших помещичьих крестьян, село Чернавка одноименной волости. В селе было 274 домохозяйств с населением 1242 человека в 22 сельских обществах (по числу помещиков). Прежде крестьяне были на барщине. К 1885 году большая часть крестьян перешли в разряд собственников. По переписи 1886-87 гг. земельные наделы распределились следующим образом:
- 34 домохозяйств со 143 жителями оказались безземельными безземельными оказались 34 двора или 12,4% со 143 жителями;
- от 0 до 2,5 десятин имели 34 домохозяйства;
- от 2,5 до 5 десяти имели 101 домохозяйство;
- от 5 до 10 десятин имели 82 домохозяйства;
- от 10 до 20 десятин – 23 домохозяйства;
- свыше 20 десятин – 1 домохозяйство.
Таким образом в волостном селе безземельными оказались 12,4% домохозяйств. Следует отметить, что в каждом крестьянском хозяйстве было всего по 1 работнику мужчине. Без рабочего скота было 61 хозяйство и без пахотных орудий - 62. При одинаковых условиях – за чертой бедности оказалось крестьян даже больше, чем в с. Скачиха.
Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 они переводились на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.
А как же обстояли дела в сёлах бывших удельных (государственных) крестян? одним из таковых было волостное село крестьян Пинеры (Пинеровская волость). Село очень большое – 495 домохозяйств с населением 3567 человек. Работников, полуработников и работниц насчитывалось 2034 человека или 57% всего населения села. По переписи 1886-87 гг. земельные наделы распределились следующим образом:
- 0 десятин 23 домохозяйства;
- от 2,5 до 5 десятин - 97 домохозяйств;
- от 5 до 10 десятин - 204 домохозяйства;
- от 10 до 20 десятин - 167 домохозяйств;
- более 20 десятин - 4 домохозяйства.
Как и повсюду, в селе имелись безземельные. Их количество составляет 23 семьи с населением 110 человек. По сравнению с бывшими помещичьими крестьянами с. Скачиха и с. Чернавка процент таких домовладений в два раза меньше и составляет всего 4,6%.
По уставной грамоте 1870 г. в надел крестьяне получили 63355,6 десятин удобной земли и 256,4 десятин неудобной. В 1875 г. из выгонной земли было распахано до 100 десятин, а в начале 80-х годов около 300 десятин пашни, из-за удалённости от села, были переведены под покос. В начале позапрошлого века, когда стало увеличиваться население, землю разделили по ревизским душам. При первом переделе таких душ было 1529, а при последнем 1435. Бездетные вдовы земли не имели. Солдаты, ушедшие на службу до X-й ревизии, земли также не получали. У неплательщиков землю отбирали и передавали солдатам, причем платило за них общество. Кроме того, крестьяне снимали у Удельного Ведомства два участка, общей площадью 470 десятин. В селе насчитывалось 753 промышленников: извозчики – 236 человек, поденщики – 228 человек, батраков – 98 человек, кирпичники – 50 человек, портные - 21, сапожники - 17. тележники - 12 и т. д. Почти все домохозяева занимаются извозом и летом, и зимою.
Ещё в селе было 9 кирпичных заводов, которые помещались в деревянных сараях, крытых соломой. Глина для выделки кирпича добывается в окрестностях Пинеровки. Обжиг кирпича производился соломой в особо устроенных горнах. В каждом заводе один русский мастер и рабочих до 5 человек. Выделывали каждый завод 20 - 30 тысяч кирпичей на сумму 160—240 руб. в год. Кирпич использовался для местных построек и, частью, на продажу в окрестные села и г. Балашов.
Другое село Балашовского уезда - бывших удельных (государственных) крестьян Усть-Щербедино (Усть-Щербединская волость). В этом волостном селе к 1885 году было 440 домохозяйств с населением 3454 человек. Земельные наделы по площади и домохозяйствам распределялись следующим образом:
- 0 десятин 9 домохозяйств;
- от 2,5 до 5 десятин – 100 домохозяйств;
- от 5 до 10 десятин – 133 домохозяйства;
- от 10 до 20 десятин – 182 домохозяйства;
- более 20 десятин – 16 домохозяйств.
всего 9 домохозяйств безземельные, что составляло 2% от общего числа дворов. У 41,4% домохозяйств наделы от 10 до 20 десятин
В селе насчитывалось 85 промышленников, которые распределяются по роду заработков так: батраков 50, пастухов 7, плотников 5, сапожников 5, мельников 4, портных 2, гуртовщик 2, бондарь 1, дранщик 1, десятский 1, кожевник 1, кирпичник 1, колесник 1, приказчик 1 и ямщик 1.
В 1846 году часть жителей волостного села добровольно переселились на дальние земли и образовали новое село Малое Щербедино.
Выводы. Положение бывших помещичьих крестьян по прошествии 25 лет после отмены крепостного права только ухудшалось. В более выгодном положении оказались бывшие государственные крестьяне: большая часть семей имели земельные наделы, позволявшие не только обеспечить себя. Тем более, бывшие удельные крестьяне имели возможность получать дополнительные заработки, т.к. были свободными от многих повинностей, сохранившихся у помещичьих крестьян после отмены крепостного права. Дальнейшие комментарии просто излишни.