Найти в Дзене

ИЗ ИСТОРИИ ВДРП. 2.7 ДОНО-КУБАНСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО. 1943 год.

1943 год 14 февраля 1943 года Красная армия во второй раз освободила Ростов-на-Дону, и так уж сложилось, что к этому моменту почти вся территории, где оперировало Доно-Кубанское речное пароходство, была освобождена. Тогда же, в феврале, в бассейн Дона «выехали оперативная группа и группы технической разведки», и «на их базе было организовано Доно-Кубанское Военно-Восстановительное Управление (ДКВВУ) в составе 6 комплексных ВВО (Военно-Восстановительных Отрядов) и Ростовской ремонтной базы (заводов «Красный Дон», «Красный флот» и Аксайских судоремонтных мастерских). Работами по подъему флота на Дону занимался переброшенный с Волги 5-й AСO». Командовал ДКВВУ Эльгарт Я. А., бывший начальник Доно-Кубанского речного пароходства. В отчете ДКВВУ о проделанных работах в 1943 году Эльгарт Я. А. пишет: «В результате оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Дона и Кубани береговому хозяйству бывшего Доно-Кубанского речного пароходства и Бассейновому Управлению Пути нанесен огромный

1943 год

14 февраля 1943 года Красная армия во второй раз освободила Ростов-на-Дону, и так уж сложилось, что к этому моменту почти вся территории, где оперировало Доно-Кубанское речное пароходство, была освобождена. Тогда же, в феврале, в бассейн Дона «выехали оперативная группа и группы технической разведки», и «на их базе было организовано Доно-Кубанское Военно-Восстановительное Управление (ДКВВУ) в составе 6 комплексных ВВО (Военно-Восстановительных Отрядов) и Ростовской ремонтной базы (заводов «Красный Дон», «Красный флот» и Аксайских судоремонтных мастерских). Работами по подъему флота на Дону занимался переброшенный с Волги 5-й AСO». Командовал ДКВВУ Эльгарт Я. А., бывший начальник Доно-Кубанского речного пароходства.

В отчете ДКВВУ о проделанных работах в 1943 году Эльгарт Я. А. пишет: «В результате оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Дона и Кубани береговому хозяйству бывшего Доно-Кубанского речного пароходства и Бассейновому Управлению Пути нанесен огромный ущерб путем разрушений, поджогов и пр. зданий, сооружений, механизмов и друг.». Бросается в глаза слово «бывшего», но оно так и было. Фактически Доно-Кубанское речное пароходство на тот момент не существовало, его функции начало выполнять ДКВВУ.

Тем временем в городе Ростове-на-Дону:

- 18-го февраля на фабрике Микояна пущен цех по починке обуви,

- 22-го февраля пущен спичечный цех,

- до 1-го марта все жители должны сдать трофейное имущество,

- 5-го марта восстановление трамвая, работают 7 магазинов, открыт театр музыкальной комедии,

- 6-го марта введена трудовая повинность населения Ростова, в городе бесперебойно работают 5 амбулаторий и 7 поликлиник,

- 9-го марта воспрещение населению заниматься торговлей спиртными напитками,

- 10-го марта восстановлена центральная городская электростанция, работают артели по выпуску ширпотреба,

- 11-го марта добыты первые тысячи тонн угля.

***

Восстановление береговых объектов ДКВВУ.

В одном Ростове-на-Дону на Ростов-пассажирской пристани было разрушено 6 кирпичных складов, вокзал, здание управления порта, каменный причал на протяжении около 40 метров. А на Ростов-грузовая были разрушены причал, здания и взорваны или утоплены оборудования порта.

Всего за 1943 год было восстановлено 95 больших и малых береговых объектов ДКВВУ. Что же восстановили? В Ростове-на-Дону восстановили причалы Нахичеванской и Богатяновской набережных и склады на этих набережных, произвели траление и очистку акватории у этих причалов. Построили плавучий причал для трамвайных линий, восстановили речной вокзал, отремонтировали общежитие порта и 12 жилых домов завода «Красный Дон». В Калаче построили новую деревянную причальную эстакаду, то же самое построили и в Краснодаре. Построены деревянные пристани в Богаевской станице и Лиски. Восстановили щитовые сараи на шлюзах №2, № 4 и № 6. А потом в списке следует чреда хозяйственных сараев и складов (пакгаузов) в Павловске, Азове, Калаче, Лиски, Краснодаре, Николаевске, станицах Константиновской, Манычской, Вешенской. И конечно же в первую очередь восстанавливались судоремонтные заводы и мастерские: «Красный Дон», «Красный Флот», судоремонтные мастерские Аксая, Калача, Краснодара, Павловска, Лиски, Воронежа, в Константиновской станице и Каменске. На «Красном Доне» к концу года уже работали механический, кузнечный и обделочный цеха и кочегарка. На «Красном Флоте» только два цеха: кузнечный и временно механический. С Аксайскими СРМ дела обстояли получше, здесь были запущены механический, кузнечный и деревообрабатывающий цеха. В Калаче – силовая электростанция, электромонтажный и кузнечный цеха. В Павловске – силовая станция, механический, котельный и деревообрабатывающий цеха. И так далее. Но план по восстановлению береговых объектов и судоремонтных предприятий не был выполнен из-за отсутствия материалов и квалифицированной рабочей силы, из-за отсутствия транспорта и инструментов, да и начаты они были только в марте 1943 года. Но были и приятные результаты: Константиновские СРМ выполнили план восстановления на 120 %.

***

Схемы мест затопления флота бывшего Доно-Кубанского речного пароходства.

I. Река Дон.

Фрагмент 1.
Фрагмент 1.
Фрагмент 2.
Фрагмент 2.
Фрагмент 3.
Фрагмент 3.
Фрагмент 4.
Фрагмент 4.
Фрагмент 5.
Фрагмент 5.
Фрагмент 6.
Фрагмент 6.
Фрагмент 7.
Фрагмент 7.
Фрагмент 8.
Фрагмент 8.

II. Река Северный Донец.

Фрагмент 9.
Фрагмент 9.
Фрагмент 10.
Фрагмент 10.

III. Река Маныч.

Фрагмент 11.
Фрагмент 11.

Таблица ниже показывает план ввода судов ДКВВУ в эксплуатацию до конца первого полугодия 1943 года.

-13

В 1943 году по плану подъема затонувших судов на Кубани были намечены:

- подъем т/х «Бурлак», 55 л. с., на август 1943 года,

- подъем м/к «Протока», 40 л. с., на август 1943 года,

- подъем паузка «Солидарность», 100 тонн, на август 1943 года,

- подъем баржи «Волга», 200 тонн, на август 1943 года.

Кроме этого, сверх плана намечался подъем «Земснаряда-12», брандвахты № 12 и карчекрана-5.

***

Начало эксплуатационной деятельности флота ДКВВУ.

На Кубани эксплуатационная деятельность ДКВВУ началась 23 февраля 1943 года перевозкой грузов для нужд фронта. Перевозки стали возможны катерами и мелким тоннажем, которые были подняты и отремонтированы в Краснодарских мастерских, а также за счет пополнения флота Кубани новыми судами, поступавшими в регион по железной дороге в распоряжение Северо-Кавказского Фронта и переданные в начале апреля ДКВВУ для осуществления перевозок фронту. Общее количество флота на Кубани на 20-е мая 1943 года включало в себя 12 единиц мотокатеров (общая мощность 535 л. с.) и 14 единиц несамоходного флота (общая грузоподъемность 288 тонн). Парового флота вообще не было. Кроме этого, к 20-му мая где-то в пути на Кубань находились 24 дощанника и 5 газовозов, направленных с Дона по распоряжению НКРФ. Командовал вышеуказанным флотом на Кубани 9-й Военно-Восстановительный Отряд ДКВВУ.

Флот Кубани перевозил исключительно грузы для Красной Армии, которая находилась в низовьях реки Кубани. Сначала перевозки осуществлялись на участке Краснодар – Федоровская (51 км). На 20 мая перевозки уже осуществлялись на участке Краснодар – Троицкая (131 км). Участок Краснодар – Усть-Лаба и река Протока не эксплуатировались из-за наличия многих глухих мостов, разделивших реку на отдельные замкнутые участки, а также из-за отсутствия флота. С начала навигации и по 20 мая для фронта было перевезено 3367 тонн боеприпасов, горючего и продовольствия. Между тем, командованием фронта была поставлена перед 9-м ВВО задача обеспечить перевозки военных грузов по норме 200 тонн в сутки. Но с указанным количеством судов флот Кубани не мог выполнить задачи фронта, хотя ожидалось, что годовой план по этим перевозкам ДКВВУ все же перевыполнит.

В отличии от флота Дона флот Кубани был на 100 % обеспечен топливом. Командование Северо-Кавказского фронта придавало проблемам флота Кубани серьезное внимание и требовало пополнения флота ДКВВУ на Кубанском эксплуатационном участке. Командованием фронта оказывалась и техническая помощь: двигатели катеров (особенно полуглиссеров), не приспособленных к буксировкам, нередко ремонтировались военными специалистами, поскольку своих квалицированных мотористов Кубань почти не имела. И со снабжением было лучше, чем на Дону – выделялись некоторые дефицитные на то время материалы и детали и даже получено было два мотора.

Кроме 20 дощанников и 5 газовозов, ДКВВУ также послало с Дона на Кубань и свои кадры для укрепления инженерно-технического состава и плавсостава. Там они были нужнее на тот момент.

Работу флота на Кубани затрудняло отсутствие диспетчерской проводной связи, отсутствие освещаемой обстановки в темное время суток (не было лимитов на топливо для ламп), а, следовательно, не было и круглосуточного движения. Случались и аварийные происшествия, и флот задерживался у паромных переправ, и отсутствовал основной материал баббит, но, несмотря на все трудности, флот Кубани трудился достойно. «За хорошую работу и выполнение боевого задания фронта по перевозкам, командованием представлены к правительственным наградам шкипер баржи «Феодосия» Погорелов, старшина мотокатера (фамилия неразборчиво), моторист полуглиссера № 3 Зорленко».

На Нижнем Дону навигация началась 29-го марта, и начались она с перевозок людей с одного берега Дона на другой. Затем, по мере восстановления судов ширился и фронт работы флота, и 20 мая для перевозок пассажиров уже эксплуатировались участки:

- трамвайные пассажирские линии Ростов – Азов, Азов – Рогожкино с эксплуатацией на них трех катеров,

- Ростов – Старочеркасск, Ростов – Богаевская с использованием на них трамвайных катеров с прицепами из дубков и катеров «ПС» без работы двигателей.

Перевозка осуществлялась за плату по установленным тарифам. Пассажиропоток на Азовской линии был большой, но из-за отсутствия топлива трамвайный флот (впрочем, как и переправный на Дону) работал с ограниченным количеством рейсов. Пассажирские перевозки выше Богаевской станицы выполнялись случайными попутными рейсами буксирных возов и за плату также по тарифу.

Грузы перевозились на линиях Ростов – Краснодонецкая, Ростов –

Цимла, Краснодонецкая – Калач. В мае месяце, когда весеннее половодье шло на спад, старались забросить как можно больше грузов на Калач, поскольку ожидалось, что глубин будет недостаточно на этой линии – на фарватере лежали затопленные фермы подорванного Рычковского железнодорожного моста. На 20-е мая в Калач было завезено 700 тонн угля, ряд хозяйственных грузов и материалы для восстанавливаемых в Калаче корпусов п/х «Краснодар» и плавучей мастерской. К 01 июня планировалось доставить в Калач для ремонта два бензовоза (наливные баржи) и два паузка для тех же целей, загрузив их на Дону углем.

Судоходство на реке Маныч стало возможным лишь в начале мая, после наполнения Манычской поймы Донской водой и затопления на судовом ходу техники (пушек, танков, автомашин) и остатков мостовых переправ, к уборке которых трофейный отдел Южного фронта приступил только в первой декаде мая. Для наполнения поймы на реке Маныч ДКВВУ проводило намыв перемычки в устье реки Маныч. Эту работу выполняли земснаряд «Донской-3», а затем «Донской-11».

Перевозки грузов на Северном Донце выше Краснодонецкой до 20-го мая не производились из-за преграждения пути разрушенными Белокалитвенским железнодорожным мостом и шлюзами.

На Среднем Дону, выше Калача, как и на Верхнем Дону, до 20 мая флот не работал. На Верхнем Дону по причине ряда глухих мотов и отсутствия флота.

На нижнем Дону главными грузами с начала навигации были уголь и хлеб для фронта, перевозки которых осуществлялись по заданиям управления передвижения войск бассейна для питания армий фронта, а также по заявкам Заготзерно для города. Затем шли нефтепродукты для посевной и военные грузы. Катер «Днестр» был задействован, как перекачивающая станция при откатке барж. По 20 мая всего перевезено 9971 тонна.

Перевозки угля на Нижнем Дону начались в конце апреля. По плану ДКВВУ необходимо было перевезти 1000 тон угля в Ростов и столько же в Калач, но отсутствие излишек тоннажа, занятого на перевозках военных грузов и зерна, не позволило привести план в исполнение. При вводе в строй парового буксира «Красный Дон», ДКВВУ рассчитывало в июне перевезти 7500 тонн угля, причем этот уголь уже лежал на причалах Краснодонецкой. Здесь надо сказать, что погрузка угля в Краснодонецкой шла плохо из-за отсутствия рабочей силы.

На 15 мая из судов ДКВВУ в работе находились:

-14

- несамоходный флот: хлебные баржи – 4, угольные баржи – 6, площадки – 1, плашкоуты – 4, дубки – 3,

- наливной несамоходные флот: баржи-бензовозы – 7 единиц общей грузоподъемностью 1570 тонн (из них годных под налив 4 единицы),

- флот для восстановительных работ и путейских работ: газоходы – 2 (общая мощность 120 л. с.), мотокатера 7 (282 л. с.), катера-газоходы 9 (402 л. с.),

- флот для обслуживания судоподъемных работ на Дону: буксирный пароход 1 (100 л. с.), мотокатера 3 (112 л. с.), баржи-бензовозы 4 (общая грузоподъемность 930 тонн).

Июль месяц 1943 года. В июле месяце 1943 года ДКВВУ выполнило общий план перевозок, включая сюда и воинские перевозки: по тоннам на 114,5 %, а по тонно-километрам на 108,6 %.

По зерну план не был выполнен из-за отсутствия подвоза нового урожая. Перевозка подсолнуха с Верхнего Дона пока не производилась из-за отсутствия разводных частей на мостах. На Верхнем Дону была выполнена всего одна перевозка бензина, 288 тонн, из Павловска до (неразборчиво).

На Среднем Дону грузы перевозились от Калача до Нижне-Чирской (понтоны и военное имущество). С Калача на Ростов шли хозяйственные грузы.

Перевозка грузов на Кубани производилась вверх и вниз на коротких пробегах, не превышающих 40 км.

Перевозки пассажиров на Нижнем Дону осуществлялись на линиях:

- Ростов – Азов тремя перевозными катерами без работы моторов на буксирной тяге т/х «Ванда»,

- Ростов – Багаевка переправочными катерами без работы моторов, паузком № 65 и дубком на буксирной тяге п/х «Пролетарий» с последующей сменой его п/х «Красный Дон»,

- Ростов – Старочеркасск трамвайным катером «Резвый»,

- Багаевская – Константиновская трамвайным катером «Стремительный»,

На остальных линиях пассажиры перевозились «оказией»: на попутных буксирных пароходах.

План перевозок пассажиров в июле на переправе через Дон был выполнен на 85 %, а на местных и транзитных линиях на 154 %.

Переправа пассажиров на Верхнем и среднем Дону не производилась. А в Липецке (бывший участок малых рек) перевезено с одного берега на второй 23605 человек. На Кубани было перевезено 1332 раненых бойца.

Пристани ДКВВУ на Нижнем Дону в основном не выполнили своих планов по переработке грузов: Ростов – 96,4 %, Краснодонецкая – 35,5 %, Константиновская – 90,9 %, Семикаракорская – 37,3 % и только Усть-Белокалитвенская лупанула на 201,6 %.

Состояние пути в июле месяце было неудовлетворительным. На участке Цимла – Ростов были упущены глубины на пяти перекатах: на одном из них глубина в 75 см держалась 20 дней, на другом 8 дней, а на Соленовском перекате глубина была упущена на 2 дня. Упущение глубин на участке Калач – Цимла помешало движению п/х «Красный Дон» с новыми плашкоутами, пришлось плашкоуты спускать самосплавом.

В июле лучше других работали п/х «Донец» (капитан Кулачкин, механик Абрамов), выполнение плана на 119,3 %, газоход № 11 (капитан Волчков, механик Ляхов) – 208 %, баржа № 7 (шкипер Андронов) – 125 %, баржа «БН-181» (шкипер Колесников) – 168 %, баржа «БН-48, (шкипер Попов) – 169 %.

Не обошлось в июле и без аварийных происшествий.

5 июля п/х «Коммунар», следуя с груженными судами под управлением капитана Князева, навалил воз на Усть-Быстрянский мост, сбил сваи и повредил одно звено настила.

9 июля (спустя 4 дня) п/х «Коммунар» при следовании вверх с порожними судами под управлением уже капитана Трубецкого снова произвел навал на Усть-Быстрянский мост.

16 июля тот же п/х «Коммунар» следуя с груженными судами под командованием капитана Трубецкого, на 2-м Мелеховском перекате навалил на берег баржу «БН-42», в результате чего баржа получила пробоину в подвороте в носовой части.

Теплоход «Суворов», капитан Мальцев, посадил на мель на Апаринском перекате плашкоут № 01, груженный углем. Во время снятия с мели плашкоут получил повреждение обшивки и срыв носовых «ушей», в результате чего плашкоут был выведен на ремонт.

В первом полугодии основными препятствиями для нормальной работы судов на Дону, как указывает начальник ДКВВУ Эльгарт Я. А., были:

1. Отсутствие ночной обстановки, поскольку не было в наличии у ДКВВУ листового и лампового стекла и керосина, и поэтому круглосуточное движение судов стало невозможным.

2. Наличие негабаритных мостов для транзитного судоходства и особенно в районе Ростова (наплавные мосты на 29-й линии, Аксайский мост), разводные части которых были всего 22 метра вместо минимальных 30 – 35 метров.

3. Неоднократные самовольные задержки флота воинскими частями в разрез с рейсовыми заданиями.

4. Недостаточное техническое состояние непарового флота и особенно деревянного тоннажа, по причине невозможности дать этим судам надлежащий ремонт из-за отсутствия материалов.

5. Недостаточность прокладочного материала, набивки, такелажа для текущего ремонта флота.

6. Недостаток жидкого топлива.

7. Тяжелое положение с проволочной связью на участках Ростов – Цимла, Ростов – Краснодонецкая.

***

Моряки также занялись восстановлением своего хозяйства на Нижнем Дону.

«В памятные дни после освобождения Ростова. В зареве огня, в гуле орудий пришла победа. Это было в феврале 1943 года. Опять тихо над родной рекой, пусто на ледяных просторах, но нет у нее тайн от нас. Не обманет она нас пустотой и безлюдьем. Вот холодная гладь Ковша, но далекие сугробы манят к себе. Что это? Палубные надстройки, заиндевевшие, опушенные снегом. С нетерпением стараемся определить, какое судно лежит здесь. Припоминаем все приметы и, наконец, устанавливаем земснаряд «Отто Шмидт» и моторный катер «Веха».

В районе цементного завода находим затопленную несамоходную шаланду № 15, в районе лоцпоста – несамоходную шаланду № 13. Все они поднимают над водой трубы, палубы, мачты, все, как будто просят помощи.

Но мы знаем и о других, о тех, что лежат невидимые под толстым слоем льда. Там же, в районе лоцпоста, на глубине 18 метров, в так называемом котловане, лежат два буксирных катера, на штатном месте маяка Донских гирл затоплен пароход «Красный Таганрог», в районе станицы Аксайской, у левого берега Дона – моторный катер «Потяев».

Прошло несколько месяцев. По-прежнему у нас нет необходимых судоподъемных средств, кадров, но река освободилась ото льда, ожила, заискрилась. Надо приступать к подъему судов. Начали мы с несамоходной шаланды № 15.

Она лежала у левого берега Дона, почерневшая, занесенная илом. Мелкие серые волны стучали о заржавевший, покрытый ракушками корпус, перекатывались через палубу. За рекой пахло свежей майской травой и было пусто. Первая весна на освобожденной земле. Еще повсюду видны остовы машин, воронки от снарядов, извилистые линии окопов не успели зарасти травой. Пусто и в городе. С высокого берега смотрят почерневшие дома, груды развалин.

В подъеме шаланды приняли участие все: и рабочие завода «Красный Моря», и представители судовых команд, и руководящие работники Азовморпути. Котельщик завода «Красный Моряк» товарищ Вялов, главный инженер Азовморпути товарищ Криулин, матрос товарищ Глухов и начальник политотдела товарищ Горюхин – все взялись за подъем первого судна.

В левом борту шаланды было 300 осколочных пробоин, их нужно было заделать. Эта большая и кропотливая работа легла, главным образом, на товарища Вялова. Каждый день спускался он в темный, покрытый плесенью воздушный отсек судна. Холодная вода охватывала тело, свинцово-темная она иногда доходила до груди, но товарищ Вялов оставался на своем посту. Из темного отсека хорошо были видны пробоины. Они светились на светлом фоне воды. Деревянными чепами одну за другой товарищ Вялов забил все. Потом начали откачивать воду брандспойтом. Наконец, настало время, когда шаланду, стоящую частью корпуса на мели, нужно было столкнуть на воду. О буксире мы тогда только лишь мечтали. Неподалеку от цементного завода наводили переправу воинские части. Пришлось обратиться к ним за помощью. Командование строительства пошло нам навстречу. Мы получили трактор и им стянули шаланду на воду.

Скоро первое судно нашего флота стало у причала судоремонтного завода. Ремонтируя его, судоремонтники показали образцы самоотверженного труда, и через 5 дней оно вернулось к нам, готовое начать плавание. К этому времени в Азовморпути уже был составлен план подъема всех затонувших судов. Было разыскано и необходимое для судоподъемных работ оборудования. Лебедки, троса, блоки, металлические балки – все погрузили на шаланду № 15.

Задача состояла в том, чтобы доставить ее на лоцпост, где были затоплены суда «Мухин», «Подвойский» и несамоходная шаланда № 13. Буксира, как и раньше, у нас не было. В управлении речного порта удалось получить разрешение использовать идущие попутно два пассажирских катера. Взяв пассажиров на шаланду, мы тронулись в путь.

В прошлое отошло уже это время. Остались от него воспоминания, да короткие записи в дневнике. Вот памятное число 10 июня 1943 года. В 18 часов 45 минут подошли к Елизаветинскому мосту. В разводку не успели. Я на шлюпке выехал к комедианту переправы с просьбой развести мост. В это время подъехал старший начальник переправы. Просьба моя была удовлетворена. Тогда я предупредил коменданта, что шаланда несамоходная, без руля и имеет ширину 7 метров, а мост разводится всего на 9 метров. Договорились, чтобы избежать повреждения моста, на каждой из сторон поставить по 10 бойцов. Они должны были отталкивать шаланду. Памятен этот день.

- Разводите мост, сказал начальник переправы коменданту.

Перелистывая знакомые страницы, опять памятная дата 14 июня 1943 года. «К работе приступили в 6 часов утра, работали до 18. Катер «Подвойский» решили подымать не лядоподъемными лебедками, а двухтонными ручными, так как для того чтобы поднять на поверхность нижний трехшкивный блок с 17-метровой глубины, потребуется сделать маховиком лядоподъемных лебедок 45000 оборотов на каждый. По моим подсчетам, наличие двух ручных лебедок достаточно для подъема моторного катера «Подвойский».

Вот, она та работа, начать которую мы так спешили. С раннего утра до позднего вечера трудился небольшой коллектив. День за днем отмечается новыми победами, преодолением трудностей. А враг все еще был близко. То и дело над местом работ появлялись фашистские самолеты, свистели бомбы, глухо били зенитки. В дневник вносились записи, подобные сделанной 20 июня: «Водолаз приступил к постановке стропов». После спуска его в воду было установлено, что силой восточного ветра шаланду отклонило от места нахождения катера «Подвойский» на 11 градусов. Установили шаланду на место. Налет фашистских самолетов. Водолаз вылез на берег. Проходило время, улетели фашистские стервятники и снова закипела работа.

Громя ненавистного врага, наша Красная Армия освобождала один за другим порты Азовья.

В Таганроге находился паровой катер «Георгий». На нем не было главных машин, требовал ремонта корпус. Силами работников Азовморпути он был переделан под сухогрузную баржу грузоподъемностью в 40 тонн. За 1944 год она перевезла до тысячи тонн угля и других грузов.

В Мариуполе немцы взорвали корпус плавкрана «Илья Муромец» и затопили его. Были затоплены моторный катер «Фелюга» и все моторные шлюпки, принадлежащие промерным партиям. За 10 дней работы работники Азовморпути подняли и восстановили кран. В скором времени были подняты и восстановлены моторный катер «Фелюга» и моторные шлюпки. Поднятый и отремонтированный нами плавкран оказал большую помощь востанавливающемуся Мариупольскому порту. Им были подняты краны и другие портовые сооружения.

Почти два года прошло с того времени, как пасмурным февральским днем приехала в Ростов небольшая кучка путейцев. Дни, когда мы бродили у пустынных берегов замерзшей реки, ушли в прошлое. Как и раньше, скованная льдом лежит сегодня река. Но уже много судов выдала она нам, много их поднято и со дна моря. После первой шаланды, с таким трудом возвращенной к жизни, поднято еще 30 плавсредств. Коллектив путейцев насчитывает теперь более 500 человек. Он вырос за счет возвращения из эвакуации старых кадровых рабочих, обучения молодых рабочих массовым профессиям – мотористов, машинистов, матросов, за счет молодых специалистов, закончивших школу мореходного обучения. Однако высококвалифицированных кадров багермейстеров, штурманов, дипломированных механиков у нас все еще очень мало. Их мы должны выковывать в практической работе из молодежи, только что получившей квалификацию. Надвигается навигация 1945 года, и чтобы встретить ее подготовленными, нам необходимо в ближайшее время отремонтировать и вооружить два каравана, состоящих из земснаряда «Куйбышев» и землечерпательницы «Октябрьская Революция» и нескольких грунтовозных шаланд. Они необходимы для работ по углублению Мариупольского порта и Азово-Донского канала. Мы должны приложить все силы для быстрейшего возрождения технического флота, приведения в эксплуатационное состояние подходных каналов и акваторий портов. Я. Барабаш. Начальник механико-судового отдела Азовморпути». («Морская газета». № 15 от 10 февраля 1945 года).

***

Местная пресса так освещала деятельность ДКВВУ:

«Навстречу навигации 1943 года. Недалеко время, когда Дон очистится от ледяного покрова. Перед коллективом нашего завода стоит ответственная задача – подготовить к началу навигации речной флот. А для этого прежде всего нужно восстановить завод. Фашистские бандиты причинили не мало вреда нашему заводу, но благодаря самоотверженному труду рабочих, инженеров и техников в течение нескольких дней нам удалось наладить работу и пустить ряд цехов – механический, котельный, деревообделочный и электромонтажный. Ведутся подготовительные работы к полному пуску завода. Широко развернут ремонт судов – буксирного парохода «Ока», буксирного теплохода «Юпитер», речных моторных катеров и бензовозов. Одновременно наш завод выполняет ряд других ответственных заказов. Мы ремонтируем металлические понтоны наплавного моста, ремонтируем турбины для ростовской электрической станции. Чтобы ускорить работу, своими силами сконструировали электросварочный агрегат. Проба дала хорошие результаты. Организовали газосварку и газорезку металлов, ранее не применявшиеся на заводе. Приступили к монтажу новой силовой электроподстанции.

Работают бригады с энтузиазмом, не считаясь со временем, преодолевая трудности, а их не мало. Бригады мотористов, электромонтеров, котельщиков и слесарей взяли социалистические обязательства досрочно выполнять задания. Эти обязательства они выполняют с честью. К началу навигации наш завод выполнит программу ремонта судов речного флота. К. Маклашин, и. о. директора завода «Красный Дон». («Молот», № 39 от 11 марта 1943 года, Ростов-на-Дону).

***

«Вклад речников. Подписные листы быстро заполняются фамилиями. Речники Дона вносят средства на строительство новой танковой колоны. Коллектив завода, где директором товарищ Кондаков, постановил отчислить в фонд обороны месячный заработок. Кроме того, рабочие Самцевич, Яковлев, Никулин и многие другие сдали облигации государственных займов. Все рабочие, служащие, инженеры и техники завода внесли на строительство танковой колоны 58500 рублей наличными деньгами и 7000 рублей облигациями.

Активно проходит сбор средств и среди рабочих грузовой пристани, диспетчер товарищ Федотов отчислил на строительство танковой колоны свой месячный заработок и внес на 1545 рублей облигаций государственных займов. Диспетчер Рафаэльян передал в фонд обороны двухмесячный заработок и 1100 рублей облигациями. С. Герасимов». («Молот», № 45 от 18 марта 1943 года Ростов-на-Дону).

***

«Речники готовятся к навигации. По-военному готовятся речники Дона к навигации. Вступив социалистическое соревнование, команды судов, ремонтники, инженерно-технические работники борются за досрочный и высококачественный ремонт судов. Значительная часть транспортного и технического флота уже отремонтирована и опробована. В затонах, где начальниками товарищи Архипов и Булавинцев, заканчивается ремонт последних буксирных и несамоходных судов. Отлично работают по подъему судов, затопленных оккупантами, бригады во главе с капитаном товарищем Чиграковым и товарищем Тараненко. За короткий срок эти бригады подняли со дна реки 8 судов и теперь своими силами готовят их к навигации. И. Владимиров». («Молот», № 49 от 23 марта 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«Досрочный ремонт судов. Включаясь в предмайское социалистическое соревнование, речники Ростова напрягают все силы, чтобы скорее восстановить флот, хозяйство портов и пристаней. В короткий срок отремонтированы десятки судов. По примеру прошлых лет будут организованы регулярные рейсы речных трамваев. На заводе, где директором Кондаков, новых стахановских успехов добились в предмайском соревновании слесари бригады Козлова. Систематически перевыполняя дневное задание, они досрочно закончили ремонт парохода «Саламандра», открывающего навигацию. По-военному работают судоремонтники бригад товарищей Тараненко, Чигракова, Архипова, Любимова и Болотенко. Успешно закончен ремонт парохода «Ока», мотокатера «Юпитера», баржи и плашкоутов». («Молот», № 56 от 31 марта 1943 года, Ростов-на-Дону).

***

«Навигация началась. Уже первые суда пошли по широким просторам тихого Дона. Пройдет еще немного времени, и мощные буксиры потянут вверх и вниз по реке караваны барж с грузами, жизненно необходимыми для фронта, для народного хозяйства страны. Быстрыми темпами речники Дона восстанавливают разрушенное фашистами хозяйство. На всем протяжении Дона кипит горячая работа. Идет подъем и ремонт затопленных судов, ремонтируются гидросооружения, пристани. Уже подняты пароходы «Донец», «Красное Знамя», «Коммунар» и другие. Десятки судов находятся на плаву. Стоит на ремонте один из мощных буксиров Дона, пароход «Коммунар». Рабочие завода, где директором завода товарищ Кондаков, дали слово сдать его в эксплуатацию к 1-му Мая. Готов пароход «Донец». Механик парохода товарищ Балаев отремонтировал машину, не требуя никаких материалов. Он все изыскал на месте. Восстановлена мастерская на территории военно-восстановительного отряда, где начальником товарищ Винокуров. В ней установлены станки. Производятся работы по ремонту кранов и судов. Немецкие бандиты совершенно уничтожили судоремонтные мастерские, где начальником товарищ Попов. Их восстановление идет полным ходом. Рабочие дали слово пустить основные цехи к 1-му Мая.

Навигация на Дону началась. Уже постоянно курсируют пассажирские катера между Ростовом и Старочеркасской, Азовом и Рогожкино, Азовом и Ростовом. Готовится к отправке караван барж за углем и другими грузами. Оживает Тихий Дон. Залечиваются раны, нанесенные фашистами». («Молот», № 69 от15 апреля1943 года, Ростов-на-Дону).

***

«Дело чести речников Дона. В низовьях Дона уже началась навигация. Пройдет несколько дней, и пароходы, груженные баржи пойдут вверх по реке. Наступил ответственный период. Особенностью навигации этого года является то, что наряду с эксплуатацией имеющегося флота, необходимо проводить большие восстановительные работы на предприятиях бассейна, быстро ремонтировать суда, пристани и вводить их в строй. Большинство коллективов военно-восстановительного управления Доно-Кубанского бассейна работает по-фронтовому, в исключительно короткие сроки возрождает свое хозяйство. Со дна реки подняты пароходы «Донец», «Красное Знамя», «Коммунар» и десятки других. Многие из них отремонтированы и перевозят важнейшие грузы. Речники покрыли себя в эти дни неувядаемой славой. Когда потребовалось выполнить подводные работы и не было водолазов, за это взялись рядовые рабочие. Патриоты товарищи Утюжов, Кондрашечкин, Березовский и другие в холодной, ледяной воде работали на подъеме судов. Рабочие и специалисты завода, где директором товарищ Кондраков, в исключительно трудных условиях ремонтируют суда, причем недостающие материалы, оборудование, инструмент они изыскивают на месте. Механик парохода «Донец» товарищ Балаев, например, отремонтировал главную машину.

От работы речников Дона во многом зависят наши успехи в восстановлении народного хозяйства области. Резервы у речников Дона большие и позволяют значительно ускорить восстановление флота, пристаней и т. д. На пристанях, на ремонтных пунктах разбросано немало различного ценного материала, оборудования, трофеев. Все это богатство необходимо немедленно собрать, обратить его на пользу дела. В упрек партийным и профсоюзным организациям бассейна можно поставить то, что опыт передовых бригад, отрядов по использованию местных ресурсов, высокой производительности труда слабо популяризируется, не делается достоянием всех рабочих и специалистов.

Пароходы Дона поднимают пары. Дело чести речников – снова превратить Дон в действующую магистраль Советского Союза». («Молот», № 70 от 16 апреля 1943 года, Ростов-на-Дону).

***

«Подарок водников. Из окна кабинета директора завода товарища Кондакова виден пришвартованный к берегу буксирный пароход «Коммунар». Недавно остатки этого парохода, разрушенного оккупантами, лежали на дне реки. Сейчас судно поднято и восстанавливается.

По-фронтовому работает коллектив. Токарь товарищ Чупахин закончил обработку штырей для пароходных колес на три дня раньше срока. Строгальщик товарищ Букаевский, обрабатывая кулисные нащечины, проработал у станка три смены подряд. Звено плотника товарища Гурьянова на два дня раньше срока закончило крепление пароходных арок, замену серег. Коллектив завода взял обязательство восстановить буксирный пароход «Коммунар» к 1-му Мая. В. Зарин». («Молот», № 73 от 20 апреля1943 года, Ростов-на-Дону).

***

«На боевой вахте. Закончили последний ремонт паровой машины. Лучи утреннего солнца осветили сверкающий краской корпус судна. На обновленном колесном кожухе значилось «Коммунар». Раздался отрывистый гудок. Буксирный пароход, недавно поднятый с речного дна, был готов к пробному рейсу. У причала собрался весь коллектив завода.

Капитан товарищ Кулагин поднялся на мостик. У механизмов стояли люди, которые их ремонтировали: слесарь товарищ Ермаков – у рулевой лебедки, в машинном отделении старший мастер товарищ Сметанин, механик товарищ Савин, старый кадровик товарищ Какурников, бригадиры товарищи Козлов, Зубков и другие.

- Полный вперед!

Задрожал корпус. Быстрым ходом двинулся вперед пароход-красавец, уверенно разрезая тихую гладь Дона. С берега послышались радостные приветственные возгласы.

Возрождение парохода «Коммунар» – предмайский подарок коллектива нашего завода. Раньше для выполнения этой работы потребовалось бы четыре месяца. Сейчас задание выполнено за 24 дня. Весь коллектив работал дружно, спаянно. Образцы высокой производительности показали слесари товарищи Зубков, Ермаков, Духопельников, токари товарищи Букаевский, Чупахин. Систематически перевыполняли бригады слесарей товарищей Козлова, Ф. Бурикова. Механик товарищ Ольховников проявил много творческой сноровки, возвращая к жизни станки и оборудование. Строгальщик товарищ Сопов и токарь товарищ Кравченко работали за двоих-троих каждый. Пустили в ход передвижную электростанцию. В паровой машине парохода «Саламандра» не было золотников. Их утопили немцы. А золотники – сердце машины. Литейный цех не работал. Как быть? Было принято смелое решение – отлить золотники из дюралюминия. Так было и сделано. Начальник литейного цеха товарищ Терентенко отлил золотники в течение одного дня. Вот уже месяц бесперебойно работает машина «Саламандры». Дюралюминиевые золотники, впервые изготовленные на нашем заводе, оказались очень практичными. Коллектив завода досрочно выполнил апрельскую производственную программу. Кроме парохода «Коммунар», сданы в эксплуатацию суда «Ока», «Рулевой», мотокатера, баржи и десятки других судов речного флота. Досрочно отремонтирован катер речного трамвая «Резвый». Выполнен ряд ответственных заказов для других предприятий. Родине, фронту отдает все силы коллектив нашего завода. Н. И. Кондаков, директор завода». («Молот», № 83 от 01 мая 1943 года, Ростов-на-Дону).

***

«Боевой листок. В апреле «Коммунар» стал на ремонт. Это был порыжевший от огня остов парохода. Коллективу предстояло, по существу, заново построить его. Через 2 – дня после начала ремонта бригады, придя утром на работу, увидели на одной из стоек красочный, художественно оформленный щит с надписью «Боевой листок». Короткие, яркие заметки рассказывали о героическом труде стахановцев, о том, как выполняется график, передавали опыт передовиков социалистического соревнования, указывали на недостатки.

Плотники задерживали работу остальных бригад. «Подтянуть обстроечные работы – под таким заголовком была помещена в центре «Боевого листка» критическая заметка. В то же день начальник деревообделочного цеха провел производственное совещание. Здесь были выяснены причины отставания плотников, намечены мероприятия для улучшения работы. На следующий день появилась другая заметка, теперь уже за подписью начальника деревообделочного цеха. Он писал: «Чтобы ускорить обстроечные работы, мы всем цехом перешли на полуторасменную работу». Здесь же указывалось на слабую работу маляров. Через некоторое время и маляры стали точно выполнять график.

Передовые бригады с помощью газеты досрочно выполняли свои обязательства. Их опыт, благодаря «Боевому листку» сейчас же становился достоянием всех. В выпуске «Боевого листка» принимали активное участие стахановцы. Рабкорами стали люди, сами выполнявшие по 2 – 3 нормы за смену: котельщики Литвинов и Забегайлов, мастер Борисенко, начальник механического цеха Попов, слесарь Букаевский, инженеры, техники. Большую помощь оказывала редколлегии партийная и профсоюзная организации завода. Чутко прислушивались к голосу «Боевого листка» руководители завода. Они быстро принимали меры к ликвидации выявленных недостатков.

Ремонтные работы были в разгаре. На пароходе уже настлали палубу, оборудовали палубные настройки, установили колесные кожухи, рулевую лебедку и приступили к монтажу ответственных механизмов. В это время начал сдавать темпы механический цех. Внимание рабкоров устремилось на этот ответственный участок. В «Боевом листке» появляется заметка: «Недостаточно четко работает механический цех. Коллективу цеха, по примеру деревообделочников, надо перейти на полуторасменную работу. 22 апреля должен быть пущен пар, испробованы инжекторы».

Предложение было осуществлено, 22 апреля, точно по графику, пар был пущен. Коллектив завода досрочно закончил ремонт буксира. В этой победе – немалая заслуга «Боевого листка» и его рабкоров, сумевших разжечь пламя социалистического соревнования. В. Зарин». («Молот», № 85 от 05 мая 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

***

«Новаторы. После митинга в приподнятом настроение возвращались люди по асфальтированным, залитым солнцем дорожкам в цехи. Каждый вспоминал мудрые строки сталинского Приказа, бережно нес в своем сердце слова вождя.

- Надо работать лучше, больше… Надо загрузить каждый станок до предела, выжать из него все, что только можно.

Прошло несколько дней. И вот на цеховой доске показателей соревнования (завод, где директором товарищ Калиниченко) появились фамилии тех, кто высокой производительностью труда отвечает на Приказ вождя. Токарь Андреев 3-го мая выполнил сменное задание на 150 %. Слесарь Чалый 4-го мая добился выполнения нормы на 160 %. По 200 % вырабатывают за смену расточник Прокопенко и токарь Шульгин. С каждым днем этот список передовиков социалистического соревнования увеличивается. В механическом цехе стахановцы, воодушевленные Приказом товарища Сталина, решили перейти на многостаночное обслуживание. Под руководством начальника цеха товарища Щербатенко и мастера Тер-Геворкьяна были разработаны практические мероприятия. 6-го мая первым стал работать на двух станках фрезеровщик товарищ Левченко. На два строгальных станка перешел и товарищ Борисов. В кузнечном цехе успешно совмещаются профессии. Работая на ковке деталей, кузнецы одновременно производят их обрубку. В результате производительность труда стахановцев товарищей Михайлова, Забазного и Глущенко значительно выросла. При норме в 18 деталей за смену они отковывают 42 – 45 деталей и, кроме того, производят обрубку еще нескольких десятков частей. В течение пяти дней мая эта стахановская бригада систематически выполняет норму на 380 – 400 %. В. Зарин». («Молот», № 88 от 08 мая 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«Речники приветствуют введение военного положения на водном транспорте. На пристанях Дона, в мастерских, на судах и в военно-восстановительных отрядах прошли многочисленные митинги, посвященные Указу Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения на водном транспорте. Речники единодушно одобрили Указ, направленный к дальнейшему укреплению дисциплины, ликвидации малейшей расхлябанности и разгильдяйства на транспорте.

На пристани, где начальником товарищ Барабанов, после выступления начальника политотдела военно-восстановительного управления товарища Харабуга слово попросил рабочий-стахановец товарищ Чуев.

- Мы много сделали для восстановления пристани, – сказал он. – Еще много потребуется наших сил для окончания всех работ. Указ поможет речникам еще лучше, еще производительней работать на благо нашей родины.

На заводе, где директором товарищ Кондаков, Указу Президиума Верховного Совета СССР был зачитан перед строем. Стахановец, бригадир товарищ Козлов в своем выступлении сказал:

- Указу Президиума Верховного Совета обязывает нас работать по-фронтовому, бороться за железную дисциплину и всемерно помогать Красной Армии очищать родную землю от ненавистного врага. Мы сделаем все для того, чтобы полностью выполнить Указ.

На всех митингах были приняты резолюции, приветствующие и одобряющие введение военного положения на речном транспорте. П. Владимиров». («Молот», № 93 от 14 мая 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«На месяц раньше срока. Буксирный пароход был сожжен и затоплен немцами. Когда заржавевший корпус вытащили на берег, то оказалось, что он имеет в двух местах перегибы. У коллектива завода родилась смелая мысль выровнять корпус без подъема на клетки. Результаты показали правильность расчетов. Метод правки корпуса на нашем заводе применен впервые. Мы сэкономили 11 дорогих навигационных дней. На этой работе отличилась бригада котельщиков под руководством мастера товарища Борисенко.

Воодушевленные Первомайским Приказом товарища Сталина судоремонтники работают с исключительным подъемом. Бригада слесарей товарища Козлова трое суток не уходила с парохода домой, пока не выполнила задания. По 18 часов подряд работали плотники (начальник деревообделочного цеха товарищ Бобырев). По-прежнему в первых рядах шли котельщики. В напряженные дни группа котельщиков помогала деревообделочному цеху, выполняя плотничные работы.

Большевистская настойчивость и упорство, любовь к социалистической Родине дали возможность одержать новую производственную победу: буксирный пароход вышел из ремонта на месяц раньше срока. 25-го мая произведено первое испытания. Все механизмы работали безотказно. Коллектив завода досрочно закончил майскую производственную программу. М. И. Романец, главный инженер завода». («Молот», № 105 от 28 мая 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«На пароходе «Донец». На пристани пароход «Донец» ожидали в 10 часов утра.

- Раньше не будет. Груз большой.

Утром 22-го мая в точно назначенный капитаном час «Донец» отчалил от пристани и пошел вверх по Дону. Мы попали на пароход за несколько минут до его отхода. На палубе не наблюдалось обычной в таких случаях сутолоки, суматохи. Казалось, пароход стоит на причале. Когда заработали моторы, «Донец» взял на причале баржи, умело развернулся и без рывков, словно на параде, пошел по реке.

Капитан Михаил Яковлевич Князев – старый, опытный моряк – сумел четко организовать работу всего коллектива. Вот Георгий Котляров – рядовой матрос. В плавании он первый год, вернее – первые два месяца. Котляров быстро освоился с новой для него обстановкой, и шкипер Федор Федорович Калашников смело доверяет ему нести вахту. Посмотрите во время дежурства Котлярова на палубу – безукоризненная чистота, каждая вещь на месте. Юноша, который только что пришел на транспорт, много выстрадал. Гестаповцы расстреляли его отца, арестовали и подвергли надругательствам его мать. Война закалила юношу, сделала его взрослым. Он крепко полюбил коллектив, ему дорога честь «Донца».

Коммунистка Пелагея Ефимовна Коротенко – судовой кок. Когда на пароход прибыла бригада «Доно-Кубанского большевика» и попросила рабочих написать заметки для «Боевого листка», одно из первых писем, поступивших в редакцию, было письмо о Коротенко. «На пароходе «Донец» хорошо организовано общественное питание. Пища готовится вовремя и вкусная, - писал автор. – На кухне образцовый порядок. Вся команда уважает своего кока». (Оригинально! Сама о себе написала! Крепко!).

Товарищ Коротенко знает, кто и когда стоит на вахте, кто отдыхает, и она заботится о том, чтобы каждый получил вовремя горячий завтрак, обед и ужин.

Пароход «Донец» при отступлении был затоплен. Механизмы поржавели. После подъема и ремонта «Донец» не потерял скорости. Предельный ход с грузом – 5 километров в час им взят за норму, и норма эта всегда выполняется. Механик Николай Иванович Абрамов, его первый помощник Абрам Алексеевич Хайшбашев, кочегары товарищи Болгов и Савин заставляют машины работать на полную мощность.

- Приказ товарища Сталина – работать с удвоенной энергией – для нас железный закон, говорит товарищ Абрамов.

22 мая, далеко за полночь, нас нагнал катер. Капитан получил приказ взять с пункта «Б» три баржи с грузом. Пункт «Б» остался уже позади. «Донец» прошел от него более 7 километров. Но приказ – закон. Пришлось оставить баржи на причале, повернуть обратно и взять груз. Невольно возникает вопрос: неужели служба эксплуатации не знала, что в пункте «Б» есть груз, который нужно транспортировать дальше? Берег об этом, конечно, знал, но, видимо забыл вовремя договорится с отправителем, а спохватившись, послал вдогонку гонца. В итоге – 4 часа задержки, излишняя трата угля и масла.

Несколько слов о работе судового профсоюзного комитета. Он не занимается ростом профсоюза и технической учебой, слабо руководит соревнованием. У некоторых работников после введения на транспорте военного положения сложилось совершенно неправильное понятие о якобы излишней, в теперешних условиях, роли профсоюзов. Стоит ли говорить, что подобные рассуждения вредны. У речников Дона, которые высоко несут трудовое знамя, есть неукротимое стремление взять первенство в соревновании по стране. Долг профсоюзов – крепко им помочь. М. Сергеев, пароход «Донец». («Молот», № 110 от 03 июня 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«План государственных перевозок перевыполнен. Коллектив рабочих, специалистов и служащих речного порта, где начальником товарищ Барабанов, досрочно выполнил производственный план в мае. Тогда же коллектив порта взял на себя обязательство досрочно выполнить и июньский план. Свое обязательство речники выполнили. Государственный план перевозок перевыполнен.

Одно из первых мест в соревновании заняли механизаторы. Так, если переработку грузов в мае принять за 100 %, то в июне переработка грузов механизмами составляет 236 %. Среднечасовая производительность плавкрана «За темпы» перевыполнена и составляет 107,2 %. Особенно хорошо работали старший крановщик товарищ В. Овчинников, крановщик Астафьев и Володин, кочегары Забелин и Болгов.

Выполняя план по погрузочно-разгрузочным работам, механизаторы, в то же время, продолжают восстанавливать разрушенные немецкими оккупантами механизмы. В июне электрики восстановили электросварочный аппарат, который сыграет значительную роль в дальнейшем восстановлении грузоподъемных механизмов.

Значительно повысили в июне производительность труда бригады грузчиков Северина и Мертехина. Стахановцы этих бригад работают, не считаясь со временем, выполняют любые задания. С. Гудз, главный инженер порта». («Молот», № 140 от 08 июля 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«Боевые задачи речников Дона. В эти дни весь наш народ с напряженным вниманием следит за развернувшимися жестокими боями на Орловско-Курском и Белгородском направлениях. Бешенный натиск фашистских полчищ здесь неизменно разбивается о стойкость советской обороны. Мы восхищаемся бессмертными подвигами славных советских артиллеристов, искусно отражающих атаки немецких «Тигров», отвагой пехотинцев и бронебойщиков, мужеством славных соколов, неустанно громящих врагов с воздуха. Мы восхищаемся и говорим: «Слава вам, верные сыны Родины! Бейте врага насмерть за нашу Советскую Родину!» И во имя этой благородной цели, во имя победы над врагом, самоотверженно работают сотни и тысячи речников Дона. Капитаны Крылов и Князев, шкипер Рожненко, начальник пристани Барабанов, директор завода Кондаков – кто не знает этих имен на Дону! Воодушевленные Первомайским Приказом товарища Сталина, они отдают все свои силы и энергию водному транспорту, работают так, как сражаются на фронте славные советские воины. Трудовой счет речников – это десятки восстановленных предприятий и пристаней, это подъем и восстановление затонувших судов, это, наконец, выполнение государственного плана перевозок в мае на 109 % и в июне на 120 %. Речники Дона, работающие в условиях военного положения на водном транспорте, несомненно, имеют успехи в своей работе. И все-таи успокаиваться на достигнутом, тем более зазнаваться они не имеют никакого права. Родина возложила водников большие и почетные задачи: они обязаны в короткий срок восстановить все речное хозяйство, разрушенное немецкими оккупантами, отремонтировать суда, обеспечить перевозку вооружения, боеприпасов, угля, хлеба, горючего – всего, что требуется фронту и стране.

Между тем, и плавсостав, и работники берега нередко оставляют без внимания важнейшие вопросы водного транспорта. На пристанях, да и в пути отмечено много случаев простоя флота, загрузка судов осуществляется бесконтрольно, многие судовые пути не эксплуатируются. Мало проявляют заботы о подготовке кадров, хотя для укомплектования флота в ближайшее время речникам потребуется не менее 450 человек. Устав о военной дисциплине на транспорте не всюду внедряется с большевистской настойчивостью и прямотой, а кое-где даже наталкивается на косность и консерватизм. Не поэтому ли за последние полтора месяца на Дону произошло 37 случаев грубого нарушения дисциплины?

Надо проявить большевистскую непримиримость к прогульщикам и лодырям, ко всем тем, кто пытается нарушить воинский порядок и дисциплину. На судах, пристанях и в промышленных предприятиях – всюду необходимо решительно внедрить техническую культуру труда, без которой невозможно двигаться дальше. Это – дело чести работников берега, плавсостава, руководящих работников военно-восстановительного управления, территориальных партийных организаций.

За время войны на Дону уже выросли десятки и сотни прославленных мастеров своего дела. Пусть множатся их ряды! Пусть в социалистическом соревновании речники Дона увеличивают свой замечательный трудовой счет!» («Молот», № 146 от 15 июля 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«Капитан парохода Князев. Ночь. Южный ветер пригнал с моря темные облака. Они закрыли мерцающие на далеком небе звезды, и капли дождя застучали по железной палубе судна. На капитанском мостике, открытом и ветру, и буре одиноко стоит человек в меховой куртке и теплой шапке. Он пронизывает взглядом ночную мглу, изредка оборачиваюсь назад, где движется караван огромных барж.

Михаил Яковлевич Князев несет ночную вахту. Сейчас в темноте не видно голубых глаз капитана и не заметишь поседевших, цвета вороненой стали, волос. Вся его фигура как бы срослась с мостиком и безраздельно принадлежит мощному пароходу.

М. Я. Князев.
М. Я. Князев.

В эти ночные часы для управления судном знания одной техники недостаточно. Помимо техники, надо знать тайну реки. И капитан Князев любит, когда кто-нибудь из команды учится постигать эти тайны. Он сочувственно относится к девушке-практикантке, которая притаилась у рулевой рубки. Девушка не без удовольствия замечает, как караван судов на поворотах послушно следует за пароходом.

Михаил Яковлевич хорошо знает, что за любознательностью лежит любовь, а где есть любовь – будет и успех. Он помнит свою первую школу на пароходе. Давно это было, в 1908 году. Ученик Князев стал матросом, рулевым, боцманом, помощником капитана и теперь, уже 20 лет, работает капитаном.

Весною Михаил Князев часто плавал по несудоходным речкам, где, как говорят возники, нет обстановки и где течение реки, ее изгибы берега заменяют все данные науки о судоходстве. Но если сложить вместе километры, которые прошел Князев с караванами судов, и тот груз, что перевезен под его руководством, можно насчитать сотни тысяч километров и миллионы пудов.

Пароход «Коммунар», которым теперь управляет капитан – мощный, но, в то же время и капризный пароход: он требует особой сноровки при управлении. Раньше для маневров на пароходе имелась целая гора пеньковых канатов (метров 250 – 300). Михаил Яковлевич все маневры производит без помощи «возжевых», и сберегает государству немало средств.

Уроженец волжского города, Князев дорожит традициями этой великой русской реки и честью своего рода. Встарь, когда не было паровых судов, ходили Князевы под парусами, на веслах, на плотах. Страсть к реке вошла в плоть и в кровь Князевского рода. Князев может спать, например, только под мерный, ровный стук колес. Достаточно одного неправильного оборота, и он встает. Когда в первую мировую войну Князев на фронте, в Сибирском стрелковом полку бил немцев, он в каждом письме спрашивал родных о пароходе, на котором плавал. А теперь сын капитана – Михаил Михайлович Князев, старший сержант гвардейской части Красной Армии – тоже бьет немцев, и, как отец, в каждом письме спрашивает отца о судоходстве на Дону.

На пароход «Коммунар» Михаил Яковлевич Князев назначен месяц тому назад. Был он раньше капитаном передового парохода «Донец», а «Коммунар» отставал. За месяц «Коммунар» все нормы сумел перевыполнить, команда его завоевала первенство в соревновании.

Капитан Князев знает не только тайны реки, но и владеет ключом к сердцу матроса. Совсем недавно на «Коммунар» пришли два колхозника, Шульгин и Саблин. Надежд на них больших не возлагали. Кое-кто посчитал новичков «сырым материалом». Михаил Яковлевич взял негласное шефство над молодыми матросами. Он пробудил в них чувство ответственности и зажег в их сердцах горячую любовь к делу.

- Матрос – тот же боец Красной Армии, - говорит Князев.

Знание устава, строгое выполнение своего дела и железная дисциплина во всей работе – вот то главное, что приносит победу коллективу, возглавляемому большевиком-капитаном Михаилом Князевым. М. Ильин». («Молот», № 156 от 27 июля 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

(«Молот», № 159 от 30 июля 1943 год, Ростов-на-Дону).
(«Молот», № 159 от 30 июля 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

(«Молот», № 163 от 04 августа 1943 год, Ростов-на-Дону).
(«Молот», № 163 от 04 августа 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«Военная навигация на Дону. Третья военная навигация в самом разгаре. Вверх и вниз по реке, бороздя воды Тихого Дона, идут караваны судов, груженные важными военными и народно-хозяйственными грузами. Речники Дона в сложной, прифронтовой обстановке с честью несут боевую вахту. В третью военную навигацию речники Дона добились серьезных успехов. Они выполнили государственный план перевозок в июне и завоевали во Всесоюзном соревновании речников третье место. В июле речникам присуждена государственная премия. Особенно радуют успехи судоремонтной базы, где директором товарищ Кондаков, и речной пристани, где начальником товарищ Барабанов. На протяжении трех месяцев эти предприятия систематически перевыполняют все важнейшие задания и заслуженно считаются передовыми в бассейне. Судоремонтная база, возглавляемая товарищем Кондаковым три месяца подряд получает третью Всесоюзную премию.

Речной транспорт – военизированная отрасль народного хозяйства. Дисциплинарный устав речников обязывает их работать четко и слаженно, как этого требуют интересы Родины и задачи окончательного разгрома немецких оккупантов. И речники Дона, воодушевленные успешным наступлением Красной Армии на фронтах Отечественной войны, прилагают много сил и энергии, чтобы навести образцовый порядок в своем хозяйстве. График на реке становится непреложным законом. Речники инициативно работают над тем, чтобы ликвидировать аварийность, и умело используют механизмы на перевозке важнейших грузов.

И все-таки обольщаться успехами речники не имеют никакого права. Дисциплина на транспорте – это, в конечном счете, самое главное для закрепления важнейших успехов и дальнейшего подъема в работе. Между тем речники не могут похвалиться определенным достижениями в этой области. Дисциплинарный устав, введенный на речном транспорте Совнаркомом СССР, знают далеко не все работники речного транспорта. Не потому ли возросло количество дисциплинарных проступков? В июле на речном транспорте зарегистрировано значительно больше нарушений военной дисциплины, чем за два предыдущих месяца, вместе взятых. Особенно низка трудовая дисциплина в отряде, где начальником товарищ Рыбчевский. Здесь уж так повелось, что распоряжения командира обсуждаются, а не выполняются; наблюдаются случаи опоздания на работу и преждевременного ухода с работы. Как же могут речники Дона, претендующие на Всесоюзное первенство, мириться с подобным явлением?

Мы стоим на пороге третьей военной зимы. В промышленности и на железнодорожном транспорте уже началась деятельная подготовка предприятий к зиме. Обязаны подготовиться к зиме и речники, но, как это ни странно, подготовительные работы ведутся из рук вон плохо. Речники не имеют еще технической документации, необходимой для ремонта и восстановления флота.

Во время зимней стоянки флота речникам придется провести большие ремонтные работы. Потребуются подготовленные квалифицированные кадры слесарей, токарей, котельщиков. Как будет решен этот важнейший вопрос на транспорте? На Нижнем Дону среди плавсостава началось движение за овладение несколькими специальностями. Более 120 речников уже приобрели вторую специальность и могут оказать неоценимую услугу во время зимнего ремонта судов. Нужно ли говорить, насколько важно сейчас поддержать ценную инициативу речников Нижнего Дона и широко развить это замечательное движение на всем Дону. Новое движение речников обязаны по-большевистски возглавить руководители военно-восстановительного управления, местные партийные организации.

Речники – хозяева на Дону. Поэтому они обязаны умело использовать все транспортные средства, предоставленные в их распоряжение, и, в то же время, не допускать безответственного отношения клиентуры к перевозкам грузов. Нельзя терпеть аварийность на транспорте, в равной мере нельзя допускать простоя флота.

Партия и правительство проявляют неустанную заботу об удовлетворении материально-бытовых запросов речников. Для плавающего состава, работников пристаней, путейцев введены новые поощрительные системы оплаты труда, установлена государственная премия за выполнение и перевыполнения плана перевозок. Это обязывает речников непрерывно улучшать качество работы, образцово закончить третью военную навигацию на Дону. Все грузы, необходимые фронту и народному хозяйству, должны быть доставлены в срок!» («Молот», № 182 от 29 августа 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

«Колхозники помогают речникам. В эти дни, когда Красная Армия ведет успешное наступление на фронтах Отечественной войны, речники Дона работают с особенным подъемом на восстановлении своего хозяйства. В этом важном деле им оказывают большую помощь колхозники нашей области.

Пред речниками нашего бассейна была поставлена важнейшая задача – восстановить и реконструировать важнейший объект, где начальником товарищ Сердюков. Для того, чтобы до заморозков закончить трудоемкие строительные работы по водосливу, требовалось много рабочих рук, транспорт для перевозки материалов и инструментов и т. д. Силами самих речников всю эту работу в установленный срок выполнить было трудно. Но нам на помощь пришли колхозники прилегающего к строительству района. По инициативе секретаря райкома партии товарища Виделина и председателя райисполкома товарища Мелехова для работ на восстановлении объекта было выделено 80 колхозников и необходимое количество подвод и инструментов. Колхозники взяли обязательство закончить работы к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Работы шли ударными темпами. Колхозники работали и днем, и ночью, в любую погоду и с честью выполнили взятые на себя обязательства. Колхозники товарищи Табунщиков, Диденков и Лобов значительно перевыполняли установленные нормы.

Нарком речного флота товарищ Шашков высоко оценил помощь колхозников речному транспорту и наградил руководителей района товарищей Виделина и Мелехова знаком отличника соцсоревнования, а лучших колхозников товарищей Табунщикова, Диденко и Лобова – почетными грамотами Наркомречфлота. Н. Зайцев. Заместитель начальника Военно-восстановительного управления». («Молот», № 238 от 17 ноября 1943 год, Ростов-на-Дону).

***

Так писали газеты.

Продолжение в 2.8 ДОНО-КУБАНСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО. 1944 год.