Найти в Дзене

Музыкальная пауза длиной в целый час. Зачем она нужна?

Конечно, сама мелодия длится не час, а лишь несколько секунд. Но именно она есть та самая остановка, тот чистый момент осознания, в который умещается целый час смысла. Это я о музыкальном перезвоне на городских часах перед ударами курантов. Мы часто ждём боя курантов, чтобы сверить время. Но что-то особенное кроется в тех нескольких секундах, что ему предшествуют, в мелодии, которая звучит будто из другого измерения. «Часы не просто отбивают время, они его украшают. Мелодия, что звучит перед боем, — это бриллиант в его оправе», — сказал кто-то красиво. Этот переливчатый мотив — не просто сигнал. Это песня о мгновении, которое вот-вот станет прошлым или лирическое созерцание настоящего, его последний прекрасный миг. Эта мелодия-украшение ещё и мудрый совет от самого времени: «Не спеши услышать итог — вслушайся в само течение! Прежде чем узнать, какой час настал, услышь музыку, что ему предшествует». Такая вот философия внимания к настоящему моменту, к самому процессу, а не только
Оглавление

Конечно, сама мелодия длится не час, а лишь несколько секунд.

Но именно она есть та самая остановка, тот чистый момент осознания, в который умещается целый час смысла.

Это я о музыкальном перезвоне на городских часах перед ударами курантов.

Мы часто ждём боя курантов, чтобы сверить время.

Но что-то особенное кроется в тех нескольких секундах, что ему предшествуют, в мелодии, которая звучит будто из другого измерения.

«Часы не просто отбивают время, они его украшают. Мелодия, что звучит перед боем, — это бриллиант в его оправе», — сказал кто-то красиво.

Этот переливчатый мотив — не просто сигнал. Это песня о мгновении, которое вот-вот станет прошлым или лирическое созерцание настоящего, его последний прекрасный миг.

Эта мелодия-украшение ещё и мудрый совет от самого времени:

«Не спеши услышать итог — вслушайся в само течение!
Прежде чем узнать, какой час настал, услышь музыку, что ему предшествует».

Такая вот философия внимания к настоящему моменту, к самому процессу, а не только к результату. Бой — это итог, констатация факта. А мелодия — это что-то живое, звучащее "сейчас".

Недавно, гуляя вечером по тяньцзиньскому Парку "Пяти улиц"(Удадао, 五大道), услышали мелодичный перезвон.

Этот городской парк находится в районе европейской застройки, и там несколько лет тому назад построили часовую башню из красного кирпича.

И вот, слушая эту приятную мелодию, я впервые в жизни задумалась: кто сочиняет эти мотивы?

Насколько я знаю, раньше это были простые музыкальные фразы из церковных или народных мелодий, которые часовщик сам «встраивал» в механизм.

В больших городских часах на главной площади, на ратуше, мелодия перед боем была «голосом власти» и оповещала о важности места.

Сегодня, например, как в новых часах в Тяньцзине, мелодичный перезвон перед боем — это дизайнерский жест.

Архитектор и композитор создали городу его уникальный звуковой автограф.

Что именно звучит?

Чаще всего мелодия на часах - это фрагменты узнаваемых произведений, которые несут в себе определённый культурный код.

  • Знаете ли вы самый знаменитый в мире перезвон?

Это «Вестминстерские перезвоны» — мелодия лондонского Биг-Бена.

Её авторство до сих пор спорно, но считается, что это был английский композитор и органист Уильям Кротч.

Это не чистое сочинение одного человека, а музыкальный коллаж. Автор-аранжировщик, Уильям Кротч, в XVIII веке взял за основу фразу из одной арии оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя и отголосок темы из 12-й сонаты Бетховена, создав универсальный звук времени, который знает весь мир.

Эта мелодия — ровесница Великой французской революции — уже более 230 лет её узнаваемые ноты разлетаются по миру, став саундтреком к новостным выпускам и кинофильмам.

Её популярность — в идеальном сочетании торжественности и лёгкой меланхолии.

Мелодиями "занимались" и часовые мастера, вручную настраивающие барабаны со штифтами.

А богатые заказчики, пожелавшие слышать любимый мотив, облегчали часовщикам выбор мелодий.

Нередко в старых городских часах звучат темы композиторов-классиков: Бетховена, Моцарта, Генделя.

В Минске, например, на часах Городской ратуши звучит тема песни известного белорусского композитора Евгения Глебова.

В камерных, домашних часах обычно звучат какие-нибудь старинные вальсы или колыбельные.

В современных часах часто звучат особые мелодии, как в тяньцзыньском примере, созданные специально для места, чтобы подарить ему уникальность.

Но если вслушаться глубже, пофантазировать, окажется, что у этой музыки есть и другие "соавторы":

- это и время, которое диктует свой ритм;

- и тишина, на фоне которой рождается звук;

- и сама механика, чьи ограничения часто рождают гениальную простоту.

Так, вместе они создают гармонию мира, где инженерная мысль и художественный вкус сливаются в вечный аккорд.

-2

Какой смысл в этой "музыкальной паузе" и есть ли от неё польза?

Есть! Практическая и глубокая одновременно.

  • Во-первых, это Сигнал внимания.

А мелодия часов — элегантный способ сказать: «Прислушайся, сейчас произойдёт важное событие — наступит ещё один час твоей жизни».

  • Во-вторых, это Момент красоты.

Эта "пауза" превращает утилитарный процесс отмеривания времени в акт искусства.

Это «бриллиант в оправе» боя, момент чистой поэзии в суете дня.

  • В-третьих, это Остановка.

Всего несколько секунд заставляют нас поднять голову, выпасть из потока информации и улыбнуться. Это микро-медитация, навязанная нам гением инженеров и художников.

  • И эта короткая "музыкальная пауза", музыкальная прелюдия — мудрый урок!

Она учит, что к любому важному моменту, к любому итогу, лучше подходить осознанно, предварительно наполнив паузу, свою жизнь, красотой и смыслом.

А в жизни всё может быть... как в больших башенных часах: сначала — музыка, а уж потом — отсчёт.