Найти в Дзене

Школа – место для cамореализации?

Сегодняшний гость нашей рубрики – Светлана Владимировна Смирнова, председатель Управляющего совета ГБОУ города Москвы «Школа на Яузе». – Давайте начнем с традиционного вопроса: что связывает вашу судьбу со «Школой на Яузе» и как вы оказались в составе ее Управляющего совета, а затем и возглавили его? – Мой приход в Управляющий совет Школы на Яузе имеет не вполне обычную историю. В детстве я мечтала стать учителем. Так, в школе №5 города Даугавпилса (тогда это была Латвийская ССР) активно участвовала в организации Дней самоуправления, была секретарём школьной комсомольской организации, затем поступила в педагогический институт и в 1991 году получила красный диплом учителя математики. – И как складывался ваш дальнейший путь в педагогике, Светлана Владимировна? – В 2005 году стала заместителем директора школы с углубленным изучением французского языка №1203 города Москвы. Здесь учились мои дети. В этом коллективе происходило мое профессиональное становление как управленца. Нами было запущ
Светлана Владимировна Смирнова
Светлана Владимировна Смирнова

Сегодняшний гость нашей рубрики – Светлана Владимировна Смирнова, председатель Управляющего совета ГБОУ города Москвы «Школа на Яузе».

– Давайте начнем с традиционного вопроса: что связывает вашу судьбу со «Школой на Яузе» и как вы оказались в составе ее Управляющего совета, а затем и возглавили его?

– Мой приход в Управляющий совет Школы на Яузе имеет не вполне обычную историю. В детстве я мечтала стать учителем. Так, в школе №5 города Даугавпилса (тогда это была Латвийская ССР) активно участвовала в организации Дней самоуправления, была секретарём школьной комсомольской организации, затем поступила в педагогический институт и в 1991 году получила красный диплом учителя математики.

– И как складывался ваш дальнейший путь в педагогике, Светлана Владимировна?

– В 2005 году стала заместителем директора школы с углубленным изучением французского языка №1203 города Москвы. Здесь учились мои дети. В этом коллективе происходило мое профессиональное становление как управленца. Нами было запущено много интересных проектов: «Школа юных инженеров» совместно с МГТУ им. Э.Н. Баумана, бинарное обучение с РГГУ, предпрофильное обучение с ВШЭ и, наконец, трансформация школы в Центр образования №1643. В 2012 году мне посчастливилось стать победителем в конкурсе Департамента образования города Москвы «Инновационный менеджер»…

Но так случилось, что именно в это время муж получил назначение в город Новосибирск, и это событие кардинально отразилось на моей карьере. Мне пришлось оставить любимую школу и начать работу в другом регионе – в Новосибирском институте развития образования. Затем была магистратура ВШЭ, Министерство образования и науки Новосибирской области, по возвращении в столицу – Московский городской педагогический университет.

Однако все это время мои мысли были с коллегами из школы на Яузе. По возможности, я старалась заехать к ним, обсудить проблемные вопросы и, исходя из моего нового опыта, помочь найти наиболее оптимальные решения. Что я и продолжаю делать и сейчас в должности председателя Управляющего совета школы. Так что мой приход в Управляющий совет «Школы на Яузе» не только новая важная страница в моей жизни, но и, своего рода, ренессанс школы во мне.

-2

– Как вы оцениваете деятельность УСа в жизни школы?

– Сегодня Управляющий совет «Школы на Яузе» — это активно развивающийся механизм государственно-общественного управления. В условиях постоянного обновления состава нам важно сохранять преемственность в работе, и на этом стилобате выстраивать новые направления, которые диктует нам время. Основным принципом работы Управляющего совета является субъектное включение каждого его участника в деятельность этой общественной организации. «Отсидеться» нельзя. Заседания совета представляют собой активное обсуждение работы комиссий, инициатив, решений, постановку новых задач. Это позволяет нам быть не просто формальным, а ключевым элементом в управлении деятельностью школы с учетом интересов всех участников образовательных отношений. Особое внимание отводится нашим молодым коллегам, представляющим в Управляющем совете ученическую среду. Ребята, правда, классные! Не так давно узнали о конкурсе проектов дизайна школьных пространств, вышли с предложением разработать проект дизайна столовой по теме «Здоровое питание», подключили к работе учеников медицинских и инженерных классов, выпускников школы и… стали победителями! И сегодня ученики второго школьного корпуса питаются в прекрасных, эстетических условиях. Поэтому, оценивая работу Управляющего совета, скажу кратко: работаем в режиме опережения, сохраняем традиции, создаем инновации.

– Кто, на ваш взгляд, заслуживает того, чтобы считаться школьным лидером?

– Тот, кто подает добрый пример остальным. И в этом смысле пример активной работы членов Управляющего совета школы не является единичным. Школа, по-моему, – это вообще пространство лидерства. Несомненно, каждый педагог – лидер в своем предмете. Именно он ведет каждого ученика за собой, мотивируя и вдохновляя. Любой воспитанник и учащийся в школе – тоже лидер, ведь у всякого ребенка обязательно есть область его уникальных интересов, своего рода – поле лидерства, поэтому так важно родителям и педагогам помочь ему открыть эту область для себя. Но лидером номер один, на мой взгляд, всегда остаётся директор. Именно от его позиции, его ценностей, его активности, профессионализма зависит, какой будет при нем школа. Москва богата на директоров-лидеров, вошедших в историю педагогики: это и Александр Наумович Тубельский, Леонид Исидорович Мильграм, Валентина Ефимовна Ипатова, Ефим Лазаревич Рачевский, Лариса Александровна Полякова и многие другие легендарные и современные нам руководители столичных школ.

Хочется вспомнить проектировщиков комплекса «Школа на Яузе», директоров школ с номерами 1203, 1204, 435, 414: Филатову Елену Александровну, Славкину Людмилу Юрьевну, Горячеву Елену Игоревну, Нестерову Надежду Владимировну, которые сумели не только опередить время и понять необходимость трансформационных процессов в образовании, но и своей харизмой, своей убеждённостью донести эти идеи до каждого педагога, каждого родителя, доказав эффективность новых условий для развития каждого ребенка.

Сегодня «Школой на Яузе» руководит Наталья Владимировна Замышляева, и наш Управляющий совет этому очень рад. Наталья Владимировна всегда открыта нашим критическим замечанием, конструктивным предложениям, идеям, что для участников совета для развития школы очень важно. Для роста любой организации нужен объективный всесторонний анализ, выявление проблем, запросов, их обсуждение и постановка новых целей. Таким образом, совместная работа администрации школы и Управляющего совета позволяет видеть школу целостно, ведь смотрим мы на один объект, но с разных ракурсов.

-3

– Поколенческие различия, разрыв связей между старшими и младшими – все это характерно для нынешнего общества и многими считается одним из главных вызовов в образовательной среде.

– В настоящее время школа сталкивается со многими вызовами, и один из них – разница поколений. Сейчас в коллективе школе можно встретить пять поколений, которые росли в разных мирах: когда учителя-иксы и миллениалы учились по бумажным учебникам, их ученики зеты и альфа уже вовсю пользуются современными технологиями: от простого поиска в гугл до искусственного интеллекта. Иногда одному поколению сложно понять другое, но школа – это место, которое на десять лет становится пространством, где люди учатся понимать не только внешний мир, но и себя, и других.

И чтобы помочь сблизить эти поколения, помочь создать связь, которая бы объединяла самых разных людей, чьи десять-одиннадцать лет прошли, пусть и в разное время, в одних стенах, Управляющий совет «Школы на Яузе» и выпускники создали новую традицию: поздравлять педагогический состав и учеников с праздниками. На каждый Новый год, День учителя, 1 сентября и другие праздники в «Школе на Яузе» появляются плакаты, созданные руками выпускников. Этой традиции уже больше трех лет, и три года она объединяет тех, кто ещё учится в школе и преподаёт в ней, с теми, в чьих сердцах живёт тепло воспоминаний о школьных днях. Так выпускники выражают признательность школе и педагогам, которые направили их по жизненному пути, а школьники могут увидеть, какой старт многим, уже состоявшимся и успешным людям, дала их школа, которую они не забывают.

– Как помочь ребенку уже на этапе школьной жизни определиться с профессиональным выбором?

– Здесь большую помощь оказывают выпускники школы. Они помогают нам в вопросах профессионального самоопределения учащихся. Это важная тема для любого человека. Она не оставляет нас в течение всей жизни, ведь сделать правильный выбор всегда непросто, тем более – в школьном возрасте. Поэтому в нашей школе есть множество продуманных способов сопровождения ученика на его непростом пути выбора профессии. И один из них – это создание концепции преемственности, позволяющей передавать знания, опыт и культурные ценности от старших к младшим, создавая прочную основу для формирования у учеников осознанного отношения к обучению, развитию их критического мышления и творческих способностей. Школа становится местом, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и внести вклад в общее дело.

Приведу примеры. Алексеев Александр, выпускник 2022 года, обучался в проекте «Инженерный класс в московской школе», входил в состав ученического самоуправления, работал в Управляющем совете, участвовал в волонтерской деятельности, был активным участником проекта «Инициативная молодежь». На данный момент Александр обучается в МАИ (факультет «Двигатели летательных аппаратов и силовых установок), но и не забывает школу: встречается с активом ученического самоуправления, продвигает тему развития лидерских качеств. Считает, что для развития профессиональной деятельности надо четко видеть цель и идти к ней. Саша – яркий пример для своего младшего брата и его одноклассников, которые также обучаются в нашей школе в «Инженерном классе» и уже сейчас мечтают стать, как и он, проектировщиками самолетов будущего.

Пыхтина Дарья представляет первый выпуск медицинского класса в 2017 году. Сейчас Даша обучается в ординатуре по специальности «Педиатрия» на базе Морозовской ДГКБ и является нашим педагогом дополнительного образования, обучая учеников 8 класса естественнонаучной вертикали, 10 и 11 классов медицинской направленности по программам «Первая помощь» и «Шаг в медицину». Кроме того, Даша помогает готовить учеников к участию в предпрофессиональном конкурсе «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». Кстати, шестеро обучающихся класса медицинской направленности стали призерами конкурса, что дает им возможность получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. И это не удивительно, когда перед тобой мотивирующий пример вчерашней школьницы, а ныне – молодого талантливого медика.

Ну а пока естественным мотиватором для большинства учеников по-прежнему остается отметка.

-4

– Считаете ли вы нынешнюю систему выставления оценок справедливой?

– Это тоже проблема, которую может решать Управляющий совет школы. Совсем недавно в библиотеке я увидела зачитанную книгу Шалвы Александровича Амонашвили, великого педагога, известного ученого и удивительного чистого человека, которая так и называется: «Обучение. Оценка. Отметка». Книга написана 45 лет назад, но проблема оценки и отметки и сегодня не теряет своей актуальности.

Оценка, по мнению метра педагогики, это процесс оценивания деятельности ученика, а отметка является формальным отражением результата этого процесса. Однако практика показывает, что именно отметка становится для ребенка источником счастья и горя, при этом, по значимости воздействия, далеко не формальным. А это значит, что нужно нам, взрослым, серьёзно задуматься над созданием новых оценочных инструментов, развитием методической компетентности педагогов, делающих систему оценивания прозрачной и справедливой. Конечно, справедливость – понятие философское. Подходы могут быть разными. Так, Ш.А. Амонашвили в традиционном оценивании отводит роль Фемиды (бога правосудия) учителю. В этом случае, даже если решение педагога совершенно справедливо – как субъективно, так и объективно – ученики принять эту справедливость могут не всегда. И если точка зрения оцениваемого не совпадет с точкой зрения оценивающего учителя, то, как правило, ребенок остается недовольным.

Решение проблемы ученые–педагоги видят в формировании у детей навыков адекватной самооценки и самоконтроля. В этой связи Даниил Борисович Эльконин, один из авторов технологии развивающего обучения, отмечает, что без адекватного понимания поставленной отметки диалог учителя и ученика становится похожим на разговор двух глухих.

Еще одним подходом к минимизации императивности в оценивании детей может стать внедрение измерителей, позволяющих оценить не только знания и умения ученика, но и его мотивацию, потребность, субъектность, методическую грамотность его учителя. Это поможет сделать процесс оценки более осмысленным. Поэтому тема: «Как сделать отметку не приговором, а импульсом к развитию каждого ученика?» – станет одним из вопросов, рассматриваемых на следующем заседании Управляющего совета «Школы на Яузе».

Подготовила Светлана Аннина

Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"