Евросоюз обеспокоен появлением белорусских метеозондов над территорией Литвы. Из-за них аэропорт Вильнюса третьи сутки подряд приостанавливал работу. Теперь власти Литвы готовятся полностью закрыть границу, что может помешать доставкам грузов на территорию Калининградской области
Европа «не потерпит» нарушений ее воздушного пространства, белорусские метеозонды над территорией Литвы — это «провокация» и «гибридная война», заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она добавила, что страны ЕС поддерживают планы по увеличению инвестиций в военную технику, включая беспилотники.
Ранее литовский премьер-министр Инга Ругинене объявила, что 29 октября правительство Литвы вынесет окончательное решение по вопросу закрытия границы с Белоруссией на неопределенный срок. Литовские официальные лица утверждают, что в воздушное пространство республики с территории Белоруссии залетают воздушные шары с контрабандными товарами.
Из-за этого аэропорт Вильнюса третьи сутки подряд приостанавливал работу. Также не работали пункты пропуска на литовско-белорусской границе. Являются ли такие заявления со стороны Литвы и Еврокомиссии эскалацией? Говорит кандидат политических наук Александр Тэвдой-Бурмули:
Александр Тэвдой-Бурмули кандидат политических наук
«Все зависит от того, какова причина появления этих белорусских зондов, воздушных шаров в воздушном пространстве НАТО. Если это случайная история, то, в общем, ее не нужно вписывать в эскалационный контекст. Если это является частью некоего общего сюжета эскалационного, тогда реакция европейцев понятна, поскольку они не обязаны знать, что стоит изначально за этими зондами, они усматривают в этом некую тенденцию, поэтому реагируют на эту тенденцию вполне прогнозируемо. Здесь для таких вещей значимо не то, что изначально предполагается, а то, как это видят оппоненты. Если оппоненты это укладывают в какую-то конфронтационную логику уже, если уровень доверия между сторонами не то что нулевой, а минусовый, разумеется, все это будет каким-то образом встраиваться в эскалационную колею, даже если это изначально и не являлось ее частью. Это как раз классическая схема эскалационная, и схема нарастания взаимного недоверия. Если доверие потеряно, то любое событие, даже если оно находится в другом ряду логическом, будет встраиваться в этот ряд. Стороны настроены алармистски, все рассматривают под соусом безопасности, поэтому тут удивляться особенно нечему».
На фоне инцидентов с воздушными шарами на территории Литвы глава МИД республики Будрис заявил, что Вильнюс может в любой момент заблокировать транзит в Калининград, как утверждается, в интересах нацбезопасности. В Кремле ответили, что видели эти заявления, однако заверили, что Россия обеспечит бесперебойную связь с регионом.
Скорее всего, грузоперевозки переориентируются на море, считает журналист калининградского новостного портала «Клопс» Константин Сериков:
Константин Сериков журналист калининградского новостного портала «Клопс»
«Саму связь, конечно, прервать полностью не получится, в любом случае есть паромное сообщение, 25 паромов различной модификации курсируют между Ленинградской областью и Калининградской областью. Кроме того, по последней статистике видно, что наблюдается снижение объемов грузоперевозок по земле, по железной дороге, грузоотправители переориентируются на море. Субсидии есть, в любом случае они сохраняются, остаются, и существуют рабочие группы при Торгово-промышленной палате, правительстве Калининградской области, которые ведут переговоры для того, чтобы вот эта вот морская переправа никоим образом не прерывалась. И все те субсидии, которые выделяются, чтобы сохранялись, потому что возить сегодня морем действительно немножко дороже, чем через железную дорогу, но возить морем — это некая стабильность. Если сейчас Литва окончательно закроется, есть возможность возить через Латвию сюда грузы, но это сильно длиннее, сильно дороже, и переориентироваться на Латвию в массовом объеме не смогут. Нет никакой паники, излишней озабоченности. Понятно, что мощности по морю достаточно существенные. Если будет полная блокировка, то я думаю, что все товары привезут, и калининградцы в этом смысле не беспокоятся».
С призывом ограничить транзит в Калининград ранее также выступил президент Литвы Гитанас Науседа. По его словам, Вильнюс расценивает инциденты с метеозондами как гибридную атаку.
В 2022 году Литва ввела санкции против России, которые ограничили сухопутный транзит в Калининград, и установила квоты для перевозки товаров и пассажиров по железной дороге.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»