Я художник-кукольник с 15-летним стажем. Сегодня я хочу поделиться личными историями и опытом использования социальных платформ и блогов для продвижения предметов ручной работы.
Мои первые соцсети
Сегодня онлайн-площадки и соцсети — неотъемлемая часть нашей жизни. В интернете мы общаемся, работаем, делаем покупки, заказываем услуги, учимся, ищем, смотрим, читаем... И для каждого из этих действий есть множество электронных приложений. Наши дети за считанные минуты осваивают новые популярные платформы и программы. Присутствие в соцсетях уже стало важной составляющей маркетинговой стратегии любого бизнеса.
Но 15 лет назад все было иначе. В соцсетях люди в основном только общались. Рекламы было меньше. На мой взгляд, атмосфера была более непринужденной. Вот тогда-то как раз и сформировался огромный потенциал соцсетей для бизнеса, в том числе творческого. Однако продвижение авторских изделий на социальных площадках — это тоже работа.
Почти с первых шагов я осознала, что для меня творчество — не просто хобби, это Дело. А значит о нем надо заявлять, его надо продвигать.
И уже в первый год своих кукольных экспериментов я зарегистрировалась на площадке для продажи изделий ручной работы «Ярмарка Мастеров». Первыми продажами я во многом обязана активному участию в различных внутренних активностях платформы (и поддержке близких :)). По сути это была моя первая социальная сеть.
А в 2014 г. в моей жизни появилась международная платформа для продавцов и покупателей хендмейда «ETSY». Тогда я и начала осознавать преимущества активного использования социальных сетей, в том числе в их привычном понимании. Все оказалось так просто: чтобы преуспеть, надо сделать свой магазин «видимым». А для этого необходимо поднять его рейтинг в поисковой выдаче, а в идеале попасть на «Главную страницу» ETSY. Безусловно можно запустить рекламу, но эффективнее (и совершенно бесплатно) кооперироваться с такими же продавцами с платформы для совместного продвижения. На площадке были и внутренние механизмы кооперации между продавцами с целью увеличения продаж, однако социальные сети и сторонние ресурсы открыли новые бескрайние горизонты для продвижения. И вот я завела Пинтерест и начала делиться фотографиями своих кукол, участвуя в местных сообществах по продвижению. Затем появился Блоггер от Google и Фейсбук*.
Пинтерест
Наверное многие слышали об этой платформе, но все равно поясню. Пинтерест (Pinrerest) — социальный сервис, предназначенный для добавления изображений, создания тематических досок (коллекций). Он чем-то схож с Инстаграм*, но здесь на первый план выходит визуальный контент, почти отсутствует социальная составляющая.
Я любила Пинтерест за его удобство. Во-первых, сервис был интегрирован в ETSY: репост объявления можно было сделать в пару кликов. А во-вторых, там было множество сообществ продавцов ETSY. Забавно, но во многих я состою до сих пор.
После закрытия Etsy для продавцов из РФ в 2022 году я забросила площадку. Но совсем недавно вновь начала публиковать своих кукол на Пинтересте.
Блоггер
В Блоггере (Blogger) я писала статьи о своих куклах и выставках. Этот ресурс был больше для меня самой, чем для раскрутки. Мне нравилось оформлять заметки о своем творчестве, отражать эмоции и описывать первый кукольный опыт.
Интересно, что тот древний блог все еще «живой» :)) Его можно найти и почитать про моих куколок. Заранее прошу прощение за качество фотографий в более ранних публикациях.
Фейсбук*
А вот аккаунт Фейсбука (Facebook)* я создала исключительно для продвижения своего ETSY-магазина: я активно вступала в сообщества мастеров и размещала там новых кукол. Да, у меня были хорошие приятели с ETSY, которые поддерживали меня комментариями и лайками. А я отвечала им взаимностью.
Какие-то моменты при использовании Фейсбука* меня раздражали, например, его интерфейс. До сих пор считаю его очень неудобным, но это мое субъективное мнение. Возможно, это из-за того, что Фейсбук* был для меня искусственной площадкой: я пользовалась им для продвижения, а не для ежедневного общения с друзьями. Хотя многих продавцов с Этси я считала не просто коллегами, а друзьями.
Итак, я продвигала свой Фейсбук в сообществах на Этси, а Этси-магазин в сообществах на Фейсбуке*, Пинтересте, Блоггере. Сотни подписчиков и периодические просмотры моих изделий — соцсети делали свое дело.
С 2022 года я не захожу в Фейсбук.
Инстаграм*
А вот Инстаграм (Instagram)* я освоила в 2017 году и сразу полюбила. Это альбом моего творчества и моментов моей жизни, которыми мне хотелось поделиться с друзьями. Не скажу, что Инстаграм был эффективной площадкой для продвижения моего бизнеса, но он позволял мне оперативно демонстрировать новинки, получать поддержку и самовыражаться в качестве художника. Пожалуй, я бы продолжала вести этот альбом ярких эпизодов и творческих событий, если бы Инсту* не «прикрыли». К сожалению, сейчас из-за трудностей с входом я бываю в Инстаграме* раз в 3 месяца в лучшем случае.
Что же... Времена меняются — меняются приоритеты и соцсети.
Личное сообщество в Вконтакте
Осенью 2024 года я обновила свое сообщество в Вконтакте (VK). Ранее я рассказывала в нем о путешествиях, а сейчас публикую свои дизайнерские кейсы, отчеты об участии в художественных выставках, анонсирую обновления в кукольном магазине. Мне нравится VK. Я вижу, что мои посты просматриваются, и считаю, что это та соцсеть, в которой бренду надо хотя бы просто присутствовать и поддерживать актуальность информации. Это уже стандарт.
Ранее я никогда не продвигала свои соцсети с помощью рекламы, но считала это целесообразным. И летом 2025 года я решилась запустить продвижение с помощью VK рекламы. Пара рекламных постов получили по несколько тысяч просмотров и несколько десятков лайков. Приятно, но продаж не было.
Блог на личном сайте
Есть Блог на моем кукольном сайте. Это важный для меня раздел, который я стараюсь регулярно обновлять. Я публикую «кукольные» статьи: мастер-классы по изготовлению кукол и ватных фигурок, информацию о выставках и новинках магазина, а также анонсирую актуальные акции (промокоды и скидки).
Телеграм-канал
Но главная моя площадка на сегодняшний день — Телеграм. Я создала канал 14 марта 2024 года, и с удовольствием публикую в нем свои работы и мысли.
Почему Телеграм?
Приобщилась к этому ресурсу после дизайнерского курса в Яндексе и... привыкла. Сейчас Телеграм стал платформой, заменившей мне и Инстаграм*, и Блоггер, и все остальное. По сути он стал дневником моего профессионального и творческого развития и местом, где я делюсь личным опытом. В Телеграме теперь сконцентрированы все мои актуальные направления: дизайн, кукольное дело и картины. Искусство и бизнес, и искусство бизнеса :)
Но есть один существенный нюанс... К сожалению, в Телеграме отсутствует внутренний механизм продвижения канала. Здесь нет системы рекомендаций каналов по тематике. Теги не работают, как в Инстаграме. Нет механизмов взаимной поддержки блогеров. Лично я подписываюсь только на каналы, которые мне интересны — ведь я их читаю! А читать я могу ограниченное число блогов.
Чтобы привлечь читателей в свой Телеграм-канал нужно повсюду делиться ссылками на него (в том числе на других своих ресурсах) или запускать рекламу.
Дзен
Еще одним современным и перспективным способом взаимодействия с аудиторией мне видится размещение публикаций на платформах vc.ru и Дзен. Для характеристики первой пока могу написать лишь цитату из Википедии: «vc.ru — российское интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях.» И прокомментировать, что сама читаю статьи на данном ресурсе. А Дзен — уже классика и демократичнее. Вот почему я решила начать с него.
Я с удовольствием пишу на Дзене статьи о способах продвижения авторского искусства и изделий ручной работы. Я рада создавать полезный контент и знакомить вас со своими личными кейсами. Возможно, в будущем я напишу об опыте использования платформ Дзен и VC (когда этот опыт накопится ;))
Заглядывая в будущее
Я меняю платформы для презентации своих работ и взаимодействия с публикой. Меняя форматы, я чувствую, что развиваюсь вместе с миром и обществом. Развиваясь и продвигая свое искусство, я тоже меняю мир. Взаимодействуя, мы меняем этот мир.
Я буду и дальше искать новые способы рассказывать о том, что для меня важно, продвигать то, что воплощает мои ценности, и искать тех, кому важно, чтобы я продолжала все это делать 😊.
Выводы об использовании соцсетей и блогов для продвижения творчества
Если вы в поиске эффективных способов продвижения своего творчества и изделий ручной работы, обязательно заводите аккаунты в разных социальных сетях. Соцсети сокращают дистанцию между людьми. Они помогают творческому человеку стать ближе к своей публике и завоевать доверие потенциальных заказчиков.
Выбирайте, что вам ближе: любите визуал — заводите аккаунт в Instagram* (не забывайте про временные ограничения на этой платформе!), Pinterest, Telegram и VK, а если ваша стихия — красивые и понятные тексты, то вам подойдет Dzen, VC и Telegram, а также Блог на вашем личном сайте.
Приятного творчества и эффективного продвижения!
Если вам было интересно или вы узнали что-то новое — с вас «сердечко». Мне будет приятно :)
Другие статьи о продвижении авторского искусства:
- Участие в выставках кукол в Москве: форматы, стоимость и личный опыт
Друзья, подписывайтесь на мои Дзен и Телеграм, чтобы следить за моим творчеством и экспериментами в области продвижения авторского искусства!
Текст статьи и картинки являются оригинальным контентом и защищены авторским правом. Статья написана без использования искусственного интеллекта.
* Фейсбук (Facebook), Инстаграм (Instagram) — продукты компании «Meta», которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
#искусство #продвижение_искусства #соцсети #авторское_творчество #маркетинг #ручная_работа #хендмейд #etsy #изделияручнойработы #авторскиекуклы #блогидляхудожника #соцсетидлятворчества