Найти в Дзене

Особенный ребенок отрицает очевидные вещи, потому что протестует

И, как бы это ни казалось удивительным и даже нелепым, этот мальчик выступает против даже того, что в принципе неизбежно. Понятное дело, что для ребенка с определенными ментальными нарушениями - такие действия в порядке вещей, но всё же… Когда человек (любой), что-то отрицая, еще и ругается при этом как сапожник, тут уже встает вопрос не о том, что его "подставляют" эти самые нарушения помимо его воли, а о его воспитании в целом. К сожалению, так уж принято в последнее время у нас на работе в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития: диагноз ребенка для педагогов и воспитателей - тайна за семью печатями. Посему, о том, ЧТО творится с "ругательно-протестующим" ребенком (невоспитанность ли это, или кое-какой синдром на букву "Т") - никто не знает и знать не имеет право. И я, как и мои коллеги-педагоги, работающие в кружковом отделе данного заведения, попала в эту группу "Незнаек". Про "Незнаек" - это не я придумала, а одна из моих старших коллег. Но она
Оглавление

И, как бы это ни казалось удивительным и даже нелепым, этот мальчик выступает против даже того, что в принципе неизбежно.

Понятное дело, что для ребенка с определенными ментальными нарушениями - такие действия в порядке вещей, но всё же… Когда человек (любой), что-то отрицая, еще и ругается при этом как сапожник, тут уже встает вопрос не о том, что его "подставляют" эти самые нарушения помимо его воли, а о его воспитании в целом.

К сожалению, так уж принято в последнее время у нас на работе в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития: диагноз ребенка для педагогов и воспитателей - тайна за семью печатями. Посему, о том, ЧТО творится с "ругательно-протестующим" ребенком (невоспитанность ли это, или кое-какой синдром на букву "Т") - никто не знает и знать не имеет право.

И я, как и мои коллеги-педагоги, работающие в кружковом отделе данного заведения, попала в эту группу "Незнаек".

Про "Незнаек" - это не я придумала, а одна из моих старших коллег. Но она сказала более оптимистично: может мы и "Незнайки", зато неплохие "Догадайки", которым помогают старые как мир штуки - наблюдение и опыт. Однако я бы больше склонялась к названию "Предполагайки". Хотя, каждый судит по себе…

Ну а ребенок, о котором хочу написать - очередной представитель стационара нашего учреждения, который приехал вместе со своей мамой на трёхнедельный курс, чтобы получить полный комплекс причитающихся ему услуг (медицинских, психолого-педагогических и прочих).

А кружковые творческие занятия, оказываемые непосредственно педагогами моего родного отдела, являются неотъемлемой частью этого "комплекса"…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик Б.

Ребенок из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.

Обращенную речь - очень даже понимает. Навыки самообслуживания - почти соответствуют возрасту!

А еще он… разговаривает!

Нет, не надо усмехаться над тем, что "дураки-люди удивляются наличию речи у пятилетнего ребенка!" Поверьте, для нашего учреждения - это действительно ЯВЛЕНИЕ! Примерно как наличие длинных волос до пояса у старенького дедушки (редко, но бывает).

Ну а то, что, владея таким ценным подарком природы (РЕЧЬ), мальчик Б. пользуется им неаккуратно - это, наверное, почва для размышления психологам, дефектологам, врачам, будущим школьным учителям (а в школу он пойдёт!), и, конечно же, родным и близким этого ребенка. И уж никак не нам - обычным педагогам по творчеству, к которым ребенок ходит полепить, порисовать, попеть и поплясать.

Ведь мы-то - потерпим такое поведение три недельки по 2-3 раза в неделю, а тем же родителям - терпеть всю оставшуюся жизнь…

Всё началось еще с первичного приёма

Ну, как обычно: когда очередная смена ребят приезжает в стационар, дети и родители сначала ходят по медицинским кабинетам, беседуют с диагностами и подписывают всякие документы.

Как и в этот раз...

Дежурная воспитательница, которая координировала маршруты гостей на этаже, наблюдала такую картину.

Сидел мальчик Б. в очереди на скамеечке перед кабинетом, вместе с мамой и другими детьми и их мамами.

Точнее, другие-то - именно сидели, а мальчик Б. - постоянно вскакивал, рычал, кричал и огрызался. Мама ему говорила что-то типа:

- Солнышко, не кипятись, вот, уже последний перед нами ребенок, сейчас уже к доктору пойдем.

А он, стуча кулаками себе по коленкам, отвечал:

- Нет! Нееет! Не последний! Не пойдём! Не пойдё-о-о-ом!!

Мама (спокойно и размеренно):

- Мы. Сейчас. Пойдём. К доктору. Она тебя ждёт.

Мальчик Б. в ответ:

- Нееет! Не к доктору! Она - ссссс…!! (плохое слово, громко-громко)

И тут - аж весь коридор затих, чужие мамочки - разом повернулись на мальчика Б. А он - будто бы "на бис", еще раз повторил последнее слово. Только еще громче.

О как!

Мальчик Б. на сказкотерапии

Итак, подгруппа из шестерых ребят, которые сидят вокруг стола.

На примере сказки "Теремок" обсуждают, как нужно ладить со своей семьей, дружить и выполнять свои обязанности.

Одновременно обыгрывают действия персонажей с помощью перчаточных кукол. Ну, такие действия: мышка - зернышки толчёт, лягушка - пироги печёт и т.д.

А мальчик Б. - буквально стаскивает куклу-мышку (которая "толчёт") с руки девочки, которая играла эту роль, швыряет в сторону двери и кричит:

- Не толчёт!

И с куклой-лягушкой, которая была на руке еще одного мальчика (маленького) - так же поступил, со словами "Не печёт!"

А когда педагог, все-таки, решилась сделать ему замечание: мол, дорогой мой, ты на занятии находишься, веди себя скромнее, он ответил:

- Не на занятии! Ненавижу занятия! На … эти занятия!! (да, именно туда, на все три, и всё это из уст пятилетнего милашки)

Мальчик Б. на рисовании

(у моей соседки по кабинету, подгрупповое занятие из 4 человек)

Программа и планы уроков обязали и этой смене детей снова вменить тему "осень" (не нами это придумано).

Поэтому, все ребята делали работы, посвященные природе осени (золотые деревья, грибочки, урожай, белки-ежики и т.п.)

И, кстати, тех, кому эта тема пришлась по вкусу, оказалось гораздо больше (ну, по крайней мере, особо никто не огрызался на педагога в ответ на предложенные задания).

Если не считать мальчика Б.

Он, грохоча кулаками по столу, кричал:

- Не осень! Нет осени! Осень - на … ! (опять туда же).

А педагог (нежно и культурно):

- Сейчас идёт какое время года?

Другие дети отвечают:

- Осень!

А мальчик Б. - еще громче:

- Неееет! Не осень! С… она, осень!

Дети из подгруппы - то удивлялись, то посмеивались, то перешептывались… но явно не считали, что мальчик Б. делает и говорит всё правильно! Особенно после того, как он взял баночку с желтой гуашью, и, перевернув её вверх дном, шваркнул о стол, немного забрызгав руки соседей.

А мальчик постарше, которому на руки попало больше всего желтых брызг, ехидно ему сказал:

- Ты хоть обо…сь - а сейчас всё равно осень!

Педагог - закрыла лицо руками, и, покачав головой, только выдохнула имя этого "мальчика постарше".

А мальчик Б. - демонстративно вышел из-за стола, сел попой на пол у двери, и отвернулся от всех (так же демонстративно).

Конечно, педагог сделала попытку пригласить его обратно за стол, но получив очередную порцию мата, решила больше его не трогать, вплоть до прихода воспитателя за детьми.

А когда педагог сообщила воспитателю о "приключениях" на занятии, воспитатель ответила:

- Ха, удивила! Да у нас час будет прожит зря, если наш милашка кого-нибудь не пошлёт!

Ну и… у дефектолога!

(со слов дефектолога)

Надо сказать, дефектолог видит в этом ребенке "перспективу" и даже иногда хвалит мальчика Б. за выполненные задания.

Только вот сам мальчик Б. - далеко не всегда готов выполнять эти задания. Чаще всего, конечно, он, так же как и везде, сбрасывает со стола пособия и выкрикивает их названия, приставляя перед ними свое любимое "НЕ" и еще всякие разные некрасивые слова.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А тут недавно…

С горем пополам выполнил несколько заданий (на удивление), вроде бы как все неплохо… очень неплохо… Осталось только КАРТОЧКИ разложить в нужные коробки.

Но, почему-то, мальчик Б. - резко размахнулся и бросил карточки вверх (салютиком) с криком:

- Г-но! Не занятие! Нет! Нет!

- Что такое? - спрашивает дефектолог.

А он ей:

- Как я, "блин" (другое слово, матерный аналог), "замотался"!! (тоже матерный аналог)

А дефектологу - ничего не оставалось, как улыбнуться и ответить:

- Поздравляю!

А что еще сказать? Зачем почти перед окончанием занятия портить настроение и себе, и ребенку, у которого оно и так не ахти? К тому же, был бы толк…

Ладно, об этом как-нибудь потом.

А пока - просто пожелаю дорогим читателям удачи, теплых вечеров и тихих ночей.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам