Найти в Дзене
Прокачай свои мозги

30 лет назад в Баку произошла самая смертоносная катастрофа в истории метро

28 октября 1995 года обычный субботний вечер в столице Азербайджана превратился в национальную трагедию. Пожар в тоннеле бакинского метрополитена унес жизни сотен людей и навсегда вошел в историю как самая смертоносная авария в подземке за все время ее существования. Данный инцидент по числу жертв превзошел все известные аварии и теракты в метрополитенах мира. Вечером в час пик, около 18:00, переполненный состав из пяти вагонов отправился от станции «Улдуз» в сторону «Наримана Нариманова». То, что случилось потом, стало страшным примером того, как цепочка технических неисправностей и человеческих ошибок приводит к немыслимым последствиям. Жители Баку вспоминают, как вечером в субботу спустя всего несколько мгновений после входа в тоннель они увидели яркую вспышку и почувствовали запах дыма. В одном из вагонов произошло возгорание тягового двигателя, старое оборудование не выдержало нагрузки. Пламя быстро начало распространяться. В этот критический момент машинист принял роковое решение
Оглавление

28 октября 1995 года обычный субботний вечер в столице Азербайджана превратился в национальную трагедию. Пожар в тоннеле бакинского метрополитена унес жизни сотен людей и навсегда вошел в историю как самая смертоносная авария в подземке за все время ее существования.

Данный инцидент по числу жертв превзошел все известные аварии и теракты в метрополитенах мира. Вечером в час пик, около 18:00, переполненный состав из пяти вагонов отправился от станции «Улдуз» в сторону «Наримана Нариманова». То, что случилось потом, стало страшным примером того, как цепочка технических неисправностей и человеческих ошибок приводит к немыслимым последствиям.

Хроника трагедии: минуты, решившие всё

Жители Баку вспоминают, как вечером в субботу спустя всего несколько мгновений после входа в тоннель они увидели яркую вспышку и почувствовали запах дыма. В одном из вагонов произошло возгорание тягового двигателя, старое оборудование не выдержало нагрузки. Пламя быстро начало распространяться.

-2

В этот критический момент машинист принял роковое решение: остановить поезд в узком, плохо освещенном тоннеле примерно в 200 метрах от станции «Улдуз». Состав обесточили. Вагоны погрузились во тьму, которую начало освещать разрастающееся пламя. Тоннель моментально стал наполняться едким, токсичным дымом от горящей пластиковой обшивки и других синтетических материалов.

Началась паника. Люди, запертые в переполненных вагонах, пытались выбраться, разбивая окна и двери. Неисправная система вентиляции не справлялась, а по некоторым данным, работала в неверном режиме, нагнетая дым в сторону эвакуации пассажиров. В темноте и хаосе многие погибли не от огня, а от отравления угарным газом и в возникшей давке. Некоторые в отчаянной попытке обойти горящие вагоны хватались за силовые кабели, получая смертельный удар током.

Смертельное стечение обстоятельств: техника и человеческий фактор

Первоначально рассматривалась версия теракта, но правительственная комиссия пришла к выводу, что причиной стала техногенная катастрофа. Расследование выявило целый комплекс проблем. Ключевой стала техническая неисправность устаревшего оборудования. Однако именно последующие действия персонала усугубили ситуацию до катастрофических масштабов.

-3

Решение остановить поезд в тоннеле было признано грубейшей ошибкой. Специалисты утверждают, что если бы состав дотянул до станции, жертв можно было бы избежать или их число было бы несоизмеримо меньшим. Кроме того, проявилась общая неготовность служб метрополитена к подобным ЧП: несвоевременное отключение электропитания и ошибки в управлении вентиляцией сыграли свою трагическую роль. За несоблюдение правил безопасности машинист и диспетчер были приговорены к лишению свободы.

Уроки, написанные дымом и пламенем

Официально в результате трагедии погибли 289 человек, включая 28 детей и троих спасателей. Еще 270 пассажиров получили ранения и ожоги. Эта катастрофа была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая по числу жертв авария в истории метро.

-4

После трагедии в Азербайджане был объявлен общенациональный траур. Семьям погибших была оказана государственная помощь.

Трагедия в Баку стала горьким уроком для систем метрополитена по всему миру. Она заставила пересмотреть протоколы безопасности при пожарах в тоннелях, ужесточить требования к материалам, используемым в отделке вагонов, и усовершенствовать системы вентиляции и пожаротушения. Память о 28 октября 1995 года и сегодня служит грозным напоминанием о том, что в вопросах общественной безопасности не бывает мелочей.

Уважаемые читатели, если для вас данная статья была полезной, пожалуйста подпишитесь, это поможет начинающему автору и каналу в продвижении.