Найти в Дзене

Фномен (исчезновение заикания в определенных условиях) называется "эффектом свободы от заикания". Суггестивные воздействия при заикании

Суггестия (внушение) — это мощный инструмент в коррекции заикания, направленный на изменение психологического состояния человека, его отношения к дефекту и собственной речи. Цели суггестивной терапии: 1. Снятие страха речи (логофобии): Это ключевая задача. Через внушение (как в состоянии релаксации, так и в бодрствовании) человеку приучают, что он может говорить плавно, что ситуация общения безопасна. 2. Формирование "установки на успех": Внушается уверенность в своих силах, вера в возможность излечения. Пациент начинает верить, что он — не "заикающийся", а человек, который временно сталкивается с трудностями в речи. 3. Изменение самооценки: Заикание часто сильно бьет по самооценке. Суггестия помогает восстановить позитивный образ "Я", не завязанный на речевом дефекте. 4. Закрепление новых речевых навыков: На этапе автоматизации навыков плавной речи внушение помогает закрепить их на подсознательном уровне ("Моя речь всегда плавная и ритмичная"). Формы суггестивного воздействия: ·

Суггестия (внушение) — это мощный инструмент в коррекции заикания, направленный на изменение психологического состояния человека, его отношения к дефекту и собственной речи.

Цели суггестивной терапии:

1. Снятие страха речи (логофобии): Это ключевая задача. Через внушение (как в состоянии релаксации, так и в бодрствовании) человеку приучают, что он может говорить плавно, что ситуация общения безопасна.

2. Формирование "установки на успех": Внушается уверенность в своих силах, вера в возможность излечения. Пациент начинает верить, что он — не "заикающийся", а человек, который временно сталкивается с трудностями в речи.

3. Изменение самооценки: Заикание часто сильно бьет по самооценке. Суггестия помогает восстановить позитивный образ "Я", не завязанный на речевом дефекте.

4. Закрепление новых речевых навыков: На этапе автоматизации навыков плавной речи внушение помогает закрепить их на подсознательном уровне ("Моя речь всегда плавная и ритмичная").

Формы суггестивного воздействия:

· Гетеросуггестия (внешнее внушение):

 · Гипнотерапия: Работа в состоянии гипнотического транса, когда критическое сознание ослаблено, и установки легче проникают в подсознание.

 · Аутогенная тренировка: Под руководством специалиста пациент обучается самовнушению состояний расслабления и спокойствия, которые он потом может применять самостоятельно.

 · НЛП (нейролингвистическое программирование): Использование языковых паттернов и "якорей" для вызова ресурсного состояния спокойствия и уверенности.

· Аутосуггестия (самовнушение):

 · Аффирмации: Регулярное повторение позитивных речевых формул ("Моя речь течет легко и свободно", "Я спокоен и уверен в любой ситуации").

 · Визуализация: Мысленное представление себя в ситуации успешного и плавного общения.

О приемах одномоментного снятия заикания

Важно понимать: устойчивого "одномоментного снятия" заикания не существует. Заикание — это сложное нейро-психо-социальное расстройство, а не просто "привычка", которую можно выключить.

Однако, существуют приемы, которые могут временно снять или значительно ослабить речевые судороги. Этот феномен (исчезновение заикания в определенных условиях) называется "эффектом свободы от заикания".

Примеры таких приемов и условий:

1. Изменение акустической обратной связи:

  · Речь с "белым шумом" (например, в наушниках).

  · Метод ДАФ (Задержанной Акустической Обратной Связи): когда человек слышит свою речь с небольшой задержкой.

  · Метод ЧАОС (Частотной Сдвигающей Обратной Связи): когда тон голоса меняется.

  · Речь в унисон с другим человеком или метроном.

2. Смена моторного паттерна:

  · Пение: При пении заикание практически всегда исчезает, так как задействуются другие механизмы мозга и используется плавный выдох.

  · Речь нараспев, с использованием определенных интонаций и ритма.

  · Драматизация, речь "как будто" другого персонажа (с другим голосом, акцентом).

3. Сильное эмоциональное или физиологическое состояние:

  · Крайний стресс или возбуждение (например, испуг).

  · Сильная расслабленность (после сеанса гипноза или глубокой релаксации).

  · Эффект "первой ночи": после пробуждения речь может быть более плавной.

Почему это временно? Эти приемы "обманывают" речевую систему, выводя ее из привычного патологического стереотипа. Но как только действие приема прекращается и человек возвращается к спонтанной речи, основная проблема, лежащая в основе заикания (особенности нейрофизиологии, закрепленные рефлексы, страх), возвращается. Эти приемы полезны как стартовая точка для демонстрации пациенту его возможностей, но они не являются лечением сами по себе.

Существует еще один способ. О нем многие знают, но не используют в коррекции заикания.

С чего начать коррекцию заикания: интеграция примитивных рефлексов.

Подход, начинающийся с интеграции (торможения) примитивных рефлексов, является нейрофизиологическим фундаментом коррекции. Он основан на идее, что заикание — это следствие "поломки" на самом базовом уровне развития нервной системы.

Логическая цепочка этого подхода:

1. Примитивные рефлексы — это автоматические движения, управляемые стволом мозга и не только, которые должны появиться и интегрироваться (угаснуть) на первом-втором году жизни.

2. Если они остаются активными после этого срока, они нарушают естественное развитие цепочек нейронных связей между разными уровнями мозга (ствол -> подкорковые структуры -> кора).

3. Для плавной речи требуется слаженная работа многих зон мозга. Активные примитивные рефлексы создают:

  · Дисбаланс в мышечном тонусе (шеи, языка, челюсти, диафрагмы).

  · Нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией.

  · Трудности с произвольным контролем автоматизированных движений (как речь).

4. Поэтому, не устранив эту первичную причину, мы будем бороться со следствиями (судорогами), но прочный фундамент для плавной речи построить не сможем.

С чего начать:

Начало коррекции— это диагностика наличия и степени активности примитивных рефлексов. Специалист (нейрологопед, кинезиолог) проводит серию тестов, проверяя, проявляются ли рефлексы в позах и движениях тела. После этого строится программа коррекции, которая включает:

· Специальные двигательные упражнения (например, по методу Р. Светловой, ТНМ, кинезиологии), которые "доразвивают" нервную систему и способствуют торможению мешающих рефлексов.

· Работу с дыханием и сенсорную интеграцию.

Какие рефлексы влияют на возникновение заикания по Крашенинникову

Е.А. Крашенинников — один из ведущих российских специалистов, разрабатывающих нейрофизиологический подход к коррекции заикания. Она выделяет несколько ключевых рефлексов, чья гиперактивность напрямую связана с речевыми судорогами.

1. Шейные тонические рефлексы (в первую очередь, Асимметричный шейный тонический рефлекс - АШТР):

  · Проявление: При повороте головы в сторону рука и нога с той же стороны разгибаются, а с противоположной — сгибаются.

  · Влияние на речь: Этот рефлекс связывает движения головы с тонусом конечностей и, что важно, мышц гортани и артикуляционного аппарата. При активном АШТР поворот головы во время речи непроизвольно меняет мышечный тонус в речевых органах, вызывая спазм, прерывание дыхания. Человек не может свободно двигать головой и говорить одновременно.

2. Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР):

  · Проявление: Влияет на тонус мышц в зависимости от положения головы в пространстве (запрокинута -> повышается тонус разгибателей; наклонена вперед -> повышается тонус сгибателей).

  · Влияние на речь: Нарушает контроль над осанкой и дыханием. Дыхание становится поверхностным, неритмичным, диафрагма зажата. Нет стабильной опоры для речевого выдоха.

3. Рефлекс Бабинского:

  · Проявление: При раздражении стопы пальцы веерообразно расходятся и большой палец поднимается.

  · Влияние на речь: Связан с общим мышечным тонусом и координацией. Его активность говорит о нарушении связей между корой и подкорковыми структурами, что ведет к общей моторной неловкости и, как следствие, к артикуляционной диспраксии (трудности управления сложными движениями языка и губ).

4. Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР):

  · Проявление: При наклоне головы вперед повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. При запрокидывании головы — наоборот.

  · Влияние на речь: Блокирует возможность одновременной координации движений головы, рук и речевого акта. Речь "рвется" при смене позы.

Заключение:

Таким образом, современный комплексный подход к коррекции заикания все чаще начинается именно с нейрофизиологической "перезагрузки" — интеграции примитивных рефлексов. Это создает прочную базу для последующей логопедической работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи, а также для психотерапевтической помощи по преодолению страхов и тревожности.

Если Вас заинтересовала информация , пишите, отвечу.