Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Где жили настоящие итальянские ковбои

У многих любителей жанра вестерн имеется некоторое пренебрежение к произведениям итальянских кинематографистов, которое выражается в приставке «спагетти». На мой взгляд, дело здесь не столько в художественных качествах фильмов, и в голливудской классике есть много «шлака», сколько в том, что общепринято считать, что итальянцы снимали кино про Дикий Запад, якобы, не имея собственного аналога такового. Однако, на Апеннинском полуострове долгое время существовала своя «прерия» со своей оригинальной версией итальянских «ковбоев». Вот как ее описал один английский путешественник в начале XIX века. Та часть Италии, что граничит со Средиземным морем и протянулась на 700 миль от Генуэзских гор до оконечности Калабрии, представляет собой, за исключением нескольких холмистых мест, таких как в Неаполе, широкую полосу равнинной местности, простирающуюся от морского побережья до отрогов Апеннинского хребта. Этот край зовется Мареммой. Здесь свирепствуют болезни, особенно в теплое время года, с июня

У многих любителей жанра вестерн имеется некоторое пренебрежение к произведениям итальянских кинематографистов, которое выражается в приставке «спагетти». На мой взгляд, дело здесь не столько в художественных качествах фильмов, и в голливудской классике есть много «шлака», сколько в том, что общепринято считать, что итальянцы снимали кино про Дикий Запад, якобы, не имея собственного аналога такового. Однако, на Апеннинском полуострове долгое время существовала своя «прерия» со своей оригинальной версией итальянских «ковбоев».

Вот как ее описал один английский путешественник в начале XIX века.

Маремма

Та часть Италии, что граничит со Средиземным морем и протянулась на 700 миль от Генуэзских гор до оконечности Калабрии, представляет собой, за исключением нескольких холмистых мест, таких как в Неаполе, широкую полосу равнинной местности, простирающуюся от морского побережья до отрогов Апеннинского хребта. Этот край зовется Мареммой. Здесь свирепствуют болезни, особенно в теплое время года, с июня по октябрь, когда все, кто может, перебираются жить в горы, а те немногие, кто остался, страдают от болотной горячки и малярийной лихорадки, которая истощает организм, подтачивает жизненные силы и, если ее вовремя не начать лечить, то приведет к смерти больного.

Размеры ферм на большей части этого огромного пространства, особенно в римской и тосканской частях, очень велики, и достигают нескольких тысяч акров. Они принадлежат богатым арендаторам, которые, по крайне мере до жатвы, живут в городах, а на ферме проживают лишь приказчики и прислуга. Большая часть земли, хотя и пахотная, оставлена ​​под пастбища, около четверти или шестой части вводится в обработку путем ежегодного севооборота. Здесь не видно деревень или хуторов, но кое-где, на большом расстоянии друг от друга, стоят серые, унылые casale (фермерские дома), всего лишь точки посреди пустыни.

Поскольку на этих равнинах нет постоянного населения, рабочих нанимают из внутренних районов, главным образом с высокогорий Апеннин, где скудная почва, хотя и в здоровом климате, не обеспечивает достаточной занятости для местных крестьян. Они обычно спускаются с гор в октябре группами примерно по сто человек в каждой, под руководством вожака, своего рода маклера, который оговаривает их услуги и оплату с управляющим фермы.

Господин Шатовье (1695-1761, французский политик, агроном и экспериментатор сельского хозяйства – прим. Ф.Д.З.) посетил одну такую ферму во время жатвы:

…Посещенная нами casale не имела ни малейшего следа ухода или опрятности. Не было видно ни деревьев, ни садов, ни грядок. На наше замечание по поводу этой халатности люди отвечали, что скот вытаптывает на корню все, что посеяно или посажено, и поэтому им удобней покупать овощи в соседних городах, окруженных виноградниками, садами и огородами. Поскольку на этих пастбищных фермах всегда полно скота, то расходы на перевозку составляют сущие гроши. Они кладут в телегу груз, охапку сена, и снарядившись таким образом, проезжают шестьдесят миль без каких-либо затрат.
Обильное поголовье скота составляет единственное богатство этих ферм. Ни управляющий, ни приказчики, ни даже пастухи и не думают ходить пешком. Они всегда верхом, и скачут во весь опор по равнинам, с ружьём, pungolo или копьём в руках, а оседланные лошади всегда стоят наготове в конюшнях, причем за каждым работником фермы закреплено по две.
«Пастухи в Маремме» («Mandrie in Maremma»), 1893 г. худ. Джованни Фаттори (1825–1908).
«Пастухи в Маремме» («Mandrie in Maremma»), 1893 г. худ. Джованни Фаттори (1825–1908).

Единственное постоянное население Мареммы – это пастухи коровьих стад, а также лесничие. Первые всегда верхом и вооружены копьём, с которым они бдительно стерегут диких коров и свирепых быков, пасущихся на воле в этих безлюдных местах. Местные пастухи ведут свободную и независимую жизнь, подобно арабским бедуинам. Они получают годовое жалованье и, кроме того, обычно разводят собственный скот, которому позволяют пастись вместе с хозяйским. Летом они уходят в тенистые леса вдоль побережья, где воздух не так вреден, как на открытых равнинах. Там же находят убежище преступники, скрывающиеся от правосудия, которые иногда выходят из леса и нанимаются лесничими или погонщиками волов к жителям окрестных ферм. Конец.

Согласитесь, чем описание образа жизни итальянских пастухов Мареммы не подходит к любым другим пастухам "открытых просторов", и тем же самым ковбоям?

Источник - Грошовый журнал Общества распространения полезных знаний, выпуск 24, Лондон, 18 августа 1832 г.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада (и не только) на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.